Человек и государство в романе Е.Замятина «Мы».
В наше время Евгений Замятин известен, прежде всего, как автор фантастического романа-антиутопии «Мы». Написанный в 1920 году, в России он был опубликован лишь в 1988 году. В романе «Мы» предстает перед нами фантастический и гротесковый вариант общества будущего. Это — странный, и пугающий мир, отгороженный от всего живого глухой стеклянной стеной. Мир Единого Государства. Главное в сюжете романа — предупреждение о возможности превращения человека в безликий винтик — деталь большого механизма. Опасность состоит в том, что осуществляется это превращение под лозунгом всеобщего блага, гарантированного в случае, если человек откажется от себя ради воли Единого государства. Несмотря на то, что роман принято считать фантастическим, нельзя сказать, что описанные в нем события — полный вымысел. Скорее, Замятин довел до логического завершения идею построения коммунистического — «идеального» — общества. Уравненные жители Единого Государства счастливы: они живут по строго регламентированному режиму, свободны от ответственности за свою жизнь, вверенную попечениям Хранителей, строго контролирующих каждый шаг своих подопечных (так и напрашивается слово «заключенных»). Обезличенные «нумера» живут в одинаковых домах с прозрачными стенами, едят одинаковую синтетическую пищу, носят одинаковую одежду. Организованное строительство Интеграла, который должен наполнить счастьем всю вселенную, вызывает ассоциации со строительством коммунизма в СССР, который должен «победить во всем мире». Искусство также находится в полной государственной власти, прославляя во всех своих жанрах политику государства, главных деятелей страны, воспевая имеющий место образ жизни: «Наши поэты с нами в ногу идут под строгий механический марш Музыкального завода». Здесь тоже нельзя не вспомнить искусство советского периода, проходившего строгую цензуру, которая объявляла антинародным любое произведение, не вписывающееся в общепринятые каноны.
Один из обезличенных жителей Единого Государства — нумер Д-503, получил шанс выйти из сплоченных рядов однородной массы сограждан. Ему довелось познать чувства, запрещенные принятыми правилами — любовь, страсть, волнение, страх, прикоснуться к тому, что называется свободой. Но тоталитарное государство беспрестанно внушает: общее выше отдельного, миллион больше единицы, «смирение — добродетель, а гордыня — порок». Замятин насмехается над уравнительной моралью Единого Государства: «Мы — счастливейшее среднеарифметическое... Как это у вас говорится: проинтегрировать от кретина до Шекспира...», иронизирует по поводу «благодетельного ига государства». Рассуждения насчет «Я» и «Мы» — одно из главных мест романа. С детства нам внушают: человек не может жить вне общества, он не свободен от общества, но Замятин доказывает в своем произведении, что само общество, подавляющее личность, не имеет права на существование. События, которые теперь уже можно назвать историческими, подтвердили опасения писателя о негативном влиянии тоталитарного государства на личность. В истории нашего народа имело место и объединение в коммуны, где все было общее, и коллективизацию. Был у России и свой «Благодетель», окруженный сонмом всевидящих Хранителей. Фантастика иногда может становиться реальностью. Но по законам человеческого развития, всегда существуют индивидуумы, сопротивляющиеся подавляющей системе. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. И уже никакие стены не смогут остановить тех, кто любой ценой отстаивает свою свободу.
Читайте также: A) гарантированность прав и свобод человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|