Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место молодежной политики в социально-экономической политике




Молодежь является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно и с небольшим временным периодом определяют характеристики страны. Современные молодые люди через 5-15 лет объективно становятся основными носителями и проводниками любых инициатив, людьми, принимающими решения во всех сферах общественной жизни. При этом молодежь, в силу отсутствия сложившихся социальных стереотипов, является и той социальной группой, на характеристики которой можно влиять, корректировать модели ее поведения, задавать желаемый тип общественного поведения. Недостаточное внимание к молодежи в настоящее время ставит под вопрос осуществление плана преобразований страны и ее благосостояние в среднесрочной перспективе.

Современная инновационная экономика требует и современного подхода к решению проблемы кадрового обеспечения, подразумевающего комплексное развитие человеческого капитала. Государственным приоритетом должно стать развитие человека и формирование условий для его самореализации. Основным адресатом такого подхода оказывается молодежь, чей потенциал (ресурс) развития способен совершить экономические преобразования, обеспечить бурный экономический рост, качественно изменить уровень жизни в стране.

Проблема человеческого потенциала в новой перспективе открылась во второй половине первого десятилетия XXI века. Это связано, в первую очередь, с выделением нового социального слоя, характеризуемого как креативный класс, развитие которого напрямую связано с экономическим успехом страны и отдельных территорий.

Важнейшей характеристикой инновационно-креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Воспитание и образование креативного и талантливого молодого поколения должно стать решающим фактором, но одного этого недостаточно. Чтобы добиться реального успеха, России, подобно многим другим промышленно развитым странам, необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Российские города должны приобрести прочный статус городов мирового класса, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат.

Инвестиции в молодежь это не только принципиально новый уровень расходов государства на молодежные проекты, но и принципиально новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий и возможностей, но и обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах.

Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи

Стратегия должна обозначать сценарии развития молодежной политики, предусматривать основные риски

Этапы реализации Стратегии

Национальная молодежная политика

Национальная молодежная политика создает среду для развития и взросления молодых людей ради будущего благосостояния общества, определяет тот тип молодежи, который как молодые, так и взрослые люди желают видеть в своей стране в следующих поколениях.

Национальная молодежная политика должна отражать интегрированный подход, охватывающий разные слои общества, быть плодом национального согласия, основанного на консультациях со всеми заинтересованными сторонами, особенно с молодежью, и носить межведомственный характер.

Наилучшей гарантией продолжительности такой политики является согласие всех политических сил и всех молодежных сил.

Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, определены задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, среди которых:

- задачи в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем:

создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

- задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации путем вовлечения институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде.

 

V. Формирование мировоззрения молодежи

Нравственность

«Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года).

«Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. Мы обязаны чётко знать и отвечать на запросы современного общества, особенно молодёжи, укреплять традиции народов России.» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года).

Ценностные ориентации – это результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества преобразуются в ценности личности. В последующем эти ценности составляют мотивационную основу самореализации личности в обществе.

Результаты исследования свидетельствует о том, что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет. В их составе 5% имели идеалы ранее, но разочаровались. Идеалы имеют 25% молодежи в возрасте 14-30 лет. Это отнюдь не означает, что у большинства молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, однако эти объекты «почитания» не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели.

Идеал для подражания есть у 24% юношей и 27% девушек. Образом идеала для нынешней молодежи чаще всего выступают родственники (для 35%, в основном родители) и друзья (30%), реже – учителя или преподаватели – 10%, духовный наставник – 6%, руководитель производственного коллектива – 6%.

По мнению 60% опрошенной молодежи, «жизненный успех» – это «наличие крепкой семьи, детей»; 40% - «уважение окружающих». Новое явление в «перечне» ценностей молодежи – это «богатство» (38%). С «интересной работой» ассоциирует понятие «жизненный успех» у 31% молодежи, с «наличие надежных друзей» - у 28%, с возможностью «быть самому себе хозяином» - 16%, «наличием престижной собственности (иномарка, коттедж)» - у 13%, «высокой должностью» - 13%. Немногие связывают понятие «жизненный успех» с «яркими жизненными впечатлениями» - 11%, стремлением «быть первым во всем, что лично кажется важным» - 9%, «прожить жизнь честно» - 8%.

В массовом сознании российской молодежи «жизненный успех» - это прежде всего крепкая семья и дети, а также уважение окружающих. Вторая группа значимых жизненных целей: богатство (благополучие), интересная работа. И только после этого следует наличие надежных друзей.

Нынешняя российская молодежь в целом не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, просто нормальная. Об этом убедительно свидетельствует то, какие качества она ценит в людях в наибольшей степени: ум – 69%, целеустремленность – 49%, уверенность в себе – 49%, доброту – 47%, чувство юмора – 44%, отзывчивость – 42%, воспитанность – 33%, обязательность – 32%, независимость – 30%.

Российская молодежь ценит в людях прежде всего ум, что созвучно стержневому направлению развития цивилизации. Также ценит молодежь в людях деятельностный характер: целеустремленность, уверенность в себе. Венчают благоприятный образ ожиданий молодежи к этическому облику людей: доброта, отзывчивость и чувство юмора.

То есть в качестве идеала опрошенная молодежь «нарисовала» образ человека: умного, целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость и который отличается чувством юмора. Это образ человека, который готов реализовать свои жизненные цели в условиях рыночной конкуренции, но при этом не теряя свой облик человека гуманистических ценностей.

В числе первоочередных мер, способствующих целостному развитию нравственных основ молодого человека, предполагается обеспечение приоритетности развития российской культуры, пропаганды традиционных культурных ценностей, просвещения и воспитания на лучших образцах отечественной и мировой культуры, межнационального культурного сотрудничества и культурного взаимообогащения при одновременном противостоянии антикультурной экспансии извне, а также пропаганда общечеловеческих ценностей, ценностей российского общества: семья, забота о старшем и младшем поколении, уважение к старшему поколению, дружбы народов и взаимопомощи в сложных ситуациях.

 

Патриотизм

Сложность решения задач гражданско-патриотического воспитания личности в условиях современной России связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идейных установок. Все большее проникновение в общественное и индивидуальное сознание ценностей прагматизма, индивидуализма и личного успеха, характерных для общества потребления, вступают в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями.

Осознание себя, своего места в государстве, идентификация с ним играет важную роль в гражданском развитии молодежи. Социально-экономические трансформации в стране не могут не затрагивать эту составляющую сферы молодых людей.

Для повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию молодого поколения необходимо совершенствование материально-технической базы государственных учреждений, общественных организаций и объединений, ведущих работу в данной области.

Потенциал молодежи может и должен быть эффективно использован в процессах конструирования социальной реальности. Такой подход предполагает, что молодые люди уже сегодня обязаны играть более значительную роль в процессах проектирования будущего страны и дальнейшего управления им, уже сегодня их возможности должны быть более эффективно использованы для ведения конструктивной практической деятельности во всех сферах социальной жизни.

 

Здоровый образ жизни

«Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счёт проведения международных спортивных форумов и увеличения даже учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 22012 года).

Большая роль в работе по формированию здорового образа жизни в молодежной среде отводится органам по делам молодежи и учреждениям органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
№ 120-ФЗ создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Указанные учреждения органов по делам молодежи (социальные службы для молодежи, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи, молодежные биржы труда и т.д.) бесплатно предоставляют различные виды социальных услуг, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации и программы защиты социально-правовых интересов указанной категории несовершеннолетних.

Правильно выстроенная работа учреждений органов по делам молодежи обеспечивает решение целого ряда задач.

Во-первых, она обеспечивает организацию досуга, не предоставляя молодежь улице. Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5-7 раз снижается количество правонарушений среди подростков.

Во-вторых, функционирующая инфраструктура решает вопросы профориентации и профессиональной подготовки. Молодой человек, как правило, связывает свой выбор профессии в зависимости от того, чем он занимался в кружке, клубе, доме молодежи. Либо это формирует его увлечения, хобби на взрослую жизнь. В любом случае он получает дополнительные навыки, необходимые как в быту, так и на случай смены профессии.

В-третьих, благодаря инфраструктуре молодой человек находит себе друзей и единомышленников, не только среди тех, кто живет по соседству. Обстановка единства интересов со сверстниками и авторитет руководителя учреждения – наставника, безусловно, делают социализацию и самореализацию молодого человека более эффективной.

В числе первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде следует отметить необходимость усиления государственной поддержки, укрепления и развития сети учреждений органов по делам молодежи, молодежных общественных объединений, ведущих воспитательную работу с подростками и молодежью по месту жительства, более широкого использования базы учреждений культуры, образования, физической культуры.

Инновации

Правосознание

Цель формирования правосознания молодежи – дать ей прочную мотивационную основу гражданского поведения. В массовом сознании молодежи должно утвердиться понимание того, что конвенция общественных отношений, гарантирующих как стабильность государства, так и экономический прогресс и рост благосостояния граждан, в современной цивилизации может базироваться только на праве.

На основании результатов исследования, в основном (49%) представители молодежи считают, что «законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти». Придерживаются мнения, что «всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реальностям» - 24%. Предпочитают следовать не нормам закона, а принципам «справедливости» - 17%. Явно не желают соблюдать закон примерно 5% молодежи.

По мнению 82% молодежи, их права в России в целом защищены. Однако это «в целом» состоит из тех, кто считает свои права полностью защищенными – 7%, кто считает защищенными не во всём – 37% и кто считает их слабозащищенными – 38%. Незащищенными свои права в России считают 18% молодежи, то есть 6,8 млн. человек. В случае необходимости защитить свои права и интересы в суд готовы обратиться 36% молодежи, а 38% обратятся к знакомым или к родственникам и 35% прибегнут к неформальным связям или взяткам.

Доля молодежи, имеющей установку на беспрекословное соблюдение закона, по федеральным округам Российской Федерации не превышает 35%.

Проведение активной работы по правовому просвещению молодежи, воспитанию в ней уважительного отношения к российским законам, непринятию коррупции и устранению «правового нигилизма» способствует повышению уровня электоральной активности в молодежной среде и является важнейшей функцией современного правового государства.

 

Экология

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...