Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Этнокультурная вариативность социализации и этнопсихологические проблемы исследования личности




Вопросы для обсуждения

1. Что такое инкультурация? Объясните различия в понятиях социализации и инкультурации.

2. Какие этапы инкультурации выделяет М. Херсковиц? Охарактеризуйте их.

3. Дайте определение культурной трансмиссии. Какие виды культурной трансмиссии вам известны?

4. Перечислите и охарактеризуйте агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребенка.

5. Какие причины появления агрессивности выявили исследования М. Мид и И. Эйбл-Эйбесфельд?

6. Какая взаимосвязь между практикой воспитания и типом хозяйственной деятельности была установлена американскими учеными во главе с Г. Барри?

7. Какие задачи ставились в исследовании "Дети шести культур" и какие результаты были получены?

8. Что является предметом изучения в сравнительно-культурных исследованиях личности?

9. Что представляют собой "местные" этнопсихологические концепции личности?

10. Что такое ментальность? В чем отличие понятия "национальный характер" от понятия "ментальность"?

11. Существуют ли универсальные стандарты в оценке "нормы" и "патологии" или они изменяются от культуры к культуре?

12. Что представляют собой этнические психозы? Приведите примеры этнических психозов.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Опишите примеры трех видов культурной трансмиссии.

3. Опишите примеры нескольких агентов социализации, и функции, которые они выполняют.

4.Опишите характерные черты ментальности этнической общности, к которой вы принадлежите.

 

Рекомендуемые темы сообщений

1. М. Мид о влиянии культуры на воспитание.

2. Исследование агрессивности у детей И. Эйбл-Эйбесфельд.

3. Практика социализации подростков в "примитивных" и современных (европейских и американской) культурах.

4. Роль обрядов инициации в формировании новой социальной идентичности подростков.

5. Этнопсихологические концепции личности.

6. Кон И.С. о национальном характере.

7. Особенности национального характера (одной из этнических общностей на выбор).

8. Э.Эриксон об особенностях русского национального характера.

9. Концепция ментальности С.В. Лурье.

10. Отражение отдельных характеристик ментальности в фольклоре (сказках, анекдотах и пр.).

11. Этнические психозы.

 

Неделя VII: лекция

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.1990.

2. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос.М.1995.

1. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры\\Социальная психология личности \Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой.М.1979.

4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.1977.

5. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.2002.

6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.1998.

7. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.1995.

8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.1997.

9. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.1995.

1. Рейковски Я. Движение от коллективизма \\Психологический журнал.1993. Т.14.№5.С.24-33.

11. Садохин А.П. Этнология.М.2000.

12. Стефаненко Т. Этнопсихология. М.1999.

13. Этнознаковые функции культуры. М.1991.

 

 

Неделя VIII: лекция

ТЕМА 8. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы. М.1990.

2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.1997.

3. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.2002.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.1997.

5. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М.1985.

6. Стефаненко Т. Этнопсихология. М.1999.

7.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.2000.

Неделя VIII: семинар

 

ТЕМА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ

 

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличаются низкоконтекстные культуры от высококонтекстных?

2. Для каких культур характерна высокая зависимость коммуникации от контекста и в чем она проявляется?

3. Что представляют собой культурно обусловленные правила "показа" эмоций?

4. Перечислите и охарактеризуйте типы жестов, связанные с культурой.

5. В чем сущность модели атрибуции Б. Вайнера?

  1. В чем заключается регулятивная функция культуры?

7. Какие ценностные ориентации лежат в основе деления культур на индивидуалистические и коллективистические?

  1. В чем суть социологической концепции коммунитаризма?
  2. Сравните культуры вины и культуры стыда. В чем их принципиальное отличие?

10. Какие приспособительные механизмы используются в межличностных отношениях в малой группе?

11. Существует ли связь между уровнем конформности и культурными ценностями?

 

Задания для самостоятельной работы

1.Приведите примеры зависимости коммуникации от контекста в разных культурах.

2.Опишите правила "показа" эмоций в разных ситуациях в вашей культуре.

3.Опишите или нарисуйте жесты (адапторы, иллюстраторы, символы), встречающиеся у представителей различных культур.

 

Рекомендуемые темы сообщений

  1. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения.
  2. Межкультурные различия мимики и жестов.
  3. Межкультурные различия в экспрессивном поведении.
  4. Отношение ко времени в разных культурах.
  5. Межкультурные барьеры в общении и их преодоление.
  6. Сравнительно-культурные исследования атрибуции.
  7. Этнические функции культуры.
  8. Система измерения культур Г. Хофстеде.
  9. Аллоцентрические и идиоцентрические личности.
  10. Социологическая концепция коммунитаризма.

11. Этнические культуры и мировая культура.

12. Массовая культура.

13. Психологические особенности субкультур.

14. Этнические традиции и обычаи.

 

Неделя IX: Внутрисеместровая аттестация

Неделя X: лекция

ТЕМА 9. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

 

Литература

1. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической дентичности\\Вопросы психологии. 1997.№4.С.75-86.

2. Лебедева Н.М. "Синдром навязанной этничности" и способы его преодоления\\Этническая психология и общество \Под ред. Н.М. Лебедевой.М.1997.

3. Платонов Ю.П. Этнический фактор. СПб.2002.

4. Садохин А.П. Этнология. М.2000.

5. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.1998.

4.Социальная маргинальность. Характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) \\Общественные науки за рубежом: РЖ.Серия11. Социология. 1992.№2.С.70-83.

7. Стефаненко Т. Этнопсихология. М.1999.

8. Эриксон Э. Идентичность:юности и кризис.М.1996.

 

Неделя X: семинар

 

ТЕМА 5. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Вопросы для обсуждения

1.Перечислите и охарактеризуйте этапы становления этнической идентичности, выделенные Ж. Пиаже.

2. Что представляет собой этническая осведомленность?

3. Какую роль играет когнитивный компонент в формировании этнической идентичности?

4. Что включает в себя модель двух измерений этнической идентичности?

5. Какие варианты этнической идентичности предусматривает «модель двух измерений этнической идентичности»?

6. Что представляет собой маргинальная этническая идентичность?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...