Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безформата Рязань (ryazan. Bezformata. Com), Рязань, 6 сентября 2021 памятка для родителей: кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их Вместе




 

Уважаемые родители!

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребенка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

- любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;

Пример: С 12 лет Л. была заочно влюблена в одного известного актера. Родители не понимали ее сильных переживаний, считали ее увлечение глупостью. Прочитав переписку дочери с подругой в социальной сети касательно ее фантазий об этом актере, злости на родителей и суицидальных мыслях, родители сильно отругали Л. После того как они вышли из комнаты Л. выпрыгнула из окна. В переписке с подругой она отмечала, что родители ее не понимают, она сильно переживает из-за своей любви к актеру и чувствует себя никому не нужной.

- несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

Пример: 14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что " если ее бросит любимый, то она отправится в рай". В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.

- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

Пример: К специалистам обратился мальчик А. 13-ти лет с мыслями о самоубийстве. Рассказал о том, что он не получает поддержку со стороны родителей, А. хотелось бы, чтобы они хвалили его и интересовались его жизнью, но вместо этого, с его слов, отец постоянно его ругает за плохие оценки, мать занимает нейтральную позицию. У А. есть друзья, но это не заменяет ему внимания со стороны родителей. Мальчик считает, что если он покончит жизнь самоубийством, то родители поймут, чего ему не хватает.

- травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

Пример: 13-летнего М. перевели в школу с математическим уклоном, где одноклассники стали его дразнить " бабой", " тряпкой", " тупицей". М. сильно переживал, что не оправдывает ожиданий родителей от его успеваемости в новой школе. Из-за безответной влюбленности в одноклассницу М. стали дразнить еще сильнее, но родители отказались перевести его в другую школу. После одного наиболее сильного конфликта с одноклассниками мальчик выбросился с 15 этажа своего дома, так как чувствовал себя в ловушке, не видел выхода из ситуации и начал чувствовать себя обузой для родителей.

- тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);

Пример: мальчик 7 лет высказывает мысли о самоубийстве. Считает, что если он умрет, то снова увидит маму, которая умерла год назад.

- разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;

Пример: 14-летний Н. покончил жизнь самоубийством после того как не вошел в состав молодежной сборной по футболу. В предсмертной записке признался, что боится гнева отца, который очень жестко воспитывает сына.

- неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Пример: К психологу обратилась бабушка по поводу истерик внучки 9 лет. Выяснилось, что ребенка воспитывают 4 человека и каждый по-своему (две бабушки, мама и папа - в разводе). Девочка уже год говорит о своих суицидальных мыслях, но близкие делают вид, что не замечают этого. Один раз бабушка ушла из дома, что-то забыла и вернулась раньше времени, внучка была на балконе и собиралась спрыгнуть. При этом данная проблема отрицается, семья сосредоточилась на " истериках" девочки, том, что она не хочет что-то есть или куда-то идти.

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

- импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

- перфекционизм (желание делать все идеально, обостренная реакция на критику, совершенные ошибки, недочеты);

- агрессивное поведение, раздражительность;

- неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

- нестабильная самооценка: то считает себя " великим и грандиозным", то " жалким и ничтожным";

- самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

- тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию:

- разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком (подробнее см. в книгах 1-4 из списка литературы);

- выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др. );

- направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки);

- стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т. д. ); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому;

- помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок;

- научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О. В. Вихристюк " Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? " );

- при необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу - в зависимости от ситуации) [см. ниже " Куда обращаться" ].

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них " все нормально", " ничего страшного". Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребенка был грустный голос или он пришел из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю. Б. Гиппенрейтер " Общаться с ребенком. Как? " ).

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии:

- у спокоиться самому;

- у делить все внимание ребенку;

- в ести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет;

- и збегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи;

- д ать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

1) Н ачало разговора: " Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось! ";

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: " Правильно ли я тебя понял(а), что...? "

3) Прояснение намерений: " Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось? "

4) Расширение перспективы: " Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг? "

5) Нормализация, вселение надежды: " Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит".

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: " Ненавижу учебу, школу и т. п. ", СПРОСИТЕ: " Что именно тебя раздражает? " " Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?... ". НЕ ГОВОРИТЕ: " Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй! "

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: " Все кажется таким безнадежным... ", СКАЖИТЕ: " Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь". НЕ ГОВОРИТЕ: " Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе".

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: " Всем было бы лучше без меня! ", СПРОСИТЕ: " Кому именно? ", " На кого ты обижен? ", " Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит". НЕ ГОВОРИТЕ: " Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом".

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: " Вы не понимаете меня! ", СПРОСИТЕ: " Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать". НЕ ГОВОРИТЕ: " Кто же может понять молодежь в наши дни? "

5. Е СЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: " Я совершил ужасный поступок... ", СКАЖИТЕ: " Давай сядем и поговорим об этом". НЕ ГОВОРИТЕ: " Что посеешь, то и пожнешь! "

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: " А если у меня не получится? ", СКАЖИТЕ: " Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий". НЕ ГОВОРИТЕ: " Если не получится, значит ты недостаточно постарался! "

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Признаки депрессивных реакций у подростков

1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5. Вялость, хроническая усталость.

6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребенка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). В последние годы проблема подростковых суицидов стоит довольно остро: по данным ВОЗ, Россия занимает одно из первых мест по количеству детских и подростковых суицидов в Европе.

Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребенка (подробнее см. у О. В. Вихристюк " Что нужно знать родителям о подростковых суицидах" и Е. М. Вроно " Предотвращение самоубийства подростков" ).

Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка Да/Нет

I. Эмоции

 1. У ребенка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.

 2. Вы наблюдаете у ребенка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.

 II. Переживания

 3. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребенок говорит: " Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред" ).

 4. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, " копается" в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.

 5. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.

 6. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задает вопросы родителям " А как бы вы жили, если бы я не родился? ", " А как вы будете жить, если меня не будет? "

 III. Ощущения в теле

 7. " Душевная боль". Чувство тяжести за грудиной - " душа болит". Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.

 IV. Поведение

 8. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.

 9. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).

 10. Подросток символически прощается со своим окружением - просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа " да", есть вероятность того, что ребенок имеет суицидальные мысли; в таком случае нужно поговорить с ним, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

Куда обращаться в кризисных ситуациях

• Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122.

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

· Министерство образования и молодежной политики Рязанской области

Государственное казенное учреждение Рязанской области " Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". Адрес: 390023, Рязань, ул. Новая, 53Б.

Оказывает государственные услуги, связанные с оказанием психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, проживающим на территории Рязанской области.

Номер телефона +7 (4912) -77-88-42 службы кризисной психологической помощи.

сайты: http: //center-pmpk. ru/krizis-info/, http: //psiora. blogspot. com/.

Получит консультирование родителям детей с особенностями психофизического развития можно по телефону 8 (900)-969-83-44.

· Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области

Комплексные центры социального обслуживания населения Рязанской области

сайт: https: //mintrudsoc. ryazangov. ru/department/organizations/list/? set_filter=Y& arrFilter_ff%5BS... .

Оказание психологической помощи несовершеннолетним.

· Министерство здравоохранения Рязанской области

Кабинет медико-социально-психологической помощи: диспансерное отделение ГБУ РО " Областная клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Баженова" Отдел профилактической и консультативной 390035, г. Рязань, ул. Баженова, д. 24. Очное обращение. каб. 521 (пон. -пят. с 9. 00 до 15. 00). Оказание медико-психологической, консультативно-психотической помощи при кризисных состояниях, аутодеструктивном в том числе суицидоопасном поведении детям в возрасте от 1 года до 18 лет

сайт: https: //psidisp. medgis. ru/.

Оказание медико-психологической, консультативно-психотической помощи детям по " телефону доверия" +7 (4912) 24-45-24 круглосуточно.

ЗАПОМНИТЬ:

1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребенка может быть поводом для очень серьезных душевных переживаний.

2. У подростков еще недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни - лучший выход из кризисной ситуации.

3. Родители могут помочь своему ребенку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребенка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Что почитать Родителям:

1) Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008.

Само название книги уже говорит за себя. Как можно и нужно общаться с неуправляемым ребенком, чтобы он слушался? Как общаться с разгневанным или чем-то расстроенным ребенком? Как общаться с людьми в принципе? Эта работа стала классическим трудом по воспитанию детей и помогла найти общий язык с ребенком уже не одному поколению родителей.

2) Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик. (Родительская библиотека). - М.: Генезис, 2009. 3-е изд. - 232 с.

Эта книга - не руководство по эксплуатации прибора под названием " ребенок", это размышления и наблюдения опытного психолога, работающего со взрослыми и детьми, чьи судьбы, истории и примеры могут помочь каждому, кто хочет вырастить счастливого человека, творящего собственную судьбу, она о том, как не воспитывать, а жить любя.

3) Как любить ребенка / Януш Корчак. Издательство " Книга", 1980.

Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя не бросать своих подопечных до самого конца. Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

4) Воспитание без стресса / Марвин Маршалл. Издательство " Эксмо". 2013. Воспитание детей - это навык. И, как любой другой навык, требует освоения. Книга всемирно известного эксперта по воспитанию доктора Марвина Маршалла преобразит родительскую жизнь. Она расскажет о том, как вырастить детей успешными, самостоятельными и ответственными, не прибегая при этом к подкупам, угрозам или наказаниям.

5) Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О. В., -М.: МГППУ, 2013 - 67 с.

В книге в доступной форме представлены научно-практические наработки, связанные с особенностями суицидального поведения современных подростков и молодежи; описаны факторы, симптомы суицидального поведения подростков. Книга содержит рекомендации родителям, на что в поведении ребенка стоит особо обращать внимание, как подготовиться и побеседовать с подростком на тему жизни и смерти, смысла жизни, куда, в случае необходимости, стоит обратиться за помощью специалистов.

Детям и подросткам:

6) Что такое чувства? / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011. Смысл жизни / Оскар Бренифье. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011.

Вопросы! Больше вопросов! Дети часто о чем-нибудь спрашивают. Взрослые не всегда любят отвечать. В книгах знаменитого психолога, философа-практика и эксперта ЮНЕСКО Оскара Бренифье вопросы о важном - часть забавной игры. И детям, и взрослым интересно в нее играть, получая удовольствие от процесса. (Для детей 7-15 лет)

7) Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей / Ирина Млодик. Издательство " Феникс", 2013.

Родители часто не могут преодолеть особый порог в обсуждении с детьми некоторых щекотливых вопросов. Ребенок понимает, что темы смерти, развода, сексуальных отношений, алкоголизма и наркомании, переезда и многие другие, являются запретом. Чем-то из ряда вон. Чем-то неудобным, страшной черной дырой, куда не стоит и заглядывать нормальному человеку. (Для детей среднего школьного возраста).

8) Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков / Вроно Е. М. Академический проект, 2001 г.

В этой книге автор помогает подросткам научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, учит, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. (При возникновении соответствующего запроса (интереса к теме) со стороны ребенка, для детей среднего и старшего школьного возраста).

Что посмотреть

• Родителям: " В моей смерти прошу винить Клаву К. " (Н. Лебедев, Э. Ясан, 1979);

• Вместе с подростком: " Это очень забавная история" (" It's Kind of a Funny Story" А. Боден, Р. Флек, 2010).

https: //sasovo. bezformata. com/listnews/roditeley-krizisnie-situatcii-v-zhizni/97241475/

Похожие сообщения (1):

https: //sasovogorod. ryazangov. ru/news/region/1277287/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...