62инфо (62info. Ru), Рязань, 27 Августа 2021 страхи, нагрузки, буллинг. Как снизить стресс школьников: советы рязанского психолога к новому учебному году
На следующей неделе начнется новый учебный год. Для социума 1 сентября - это праздник, День знаний. Ожидаются торжественные линейки, цветы, банты. Однако у этого дня есть другая сторона: школьные годы часто становятся большим испытанием для ребенка и его семьи. Педагог-психолог с многолетним стажем, клинический психолог, эксперт в области семейных отношений Оксана Абашкина рассказала 62ИНФО об особенностях восприятия жизни детьми в школьный период, и о том, как вовремя увидеть проблему и помочь ребенку. Исследования показали, что самый большой стресс перед школой наблюдается у первоклассников, а с началом учебы - у старшеклассников. Почему так происходит и как помочь? Да это действительно так. Страхи школьникам передают родители - проецируют их на ребенка, как и собственные нереализованные ожидания от жизни. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился? Перестаньте нервничать сами И если говорить о первоклассниках, то часто они идут на первую свою линейку, боясь не оправдать ожидания родителей. В случае с семилетним ребенком важно понять, насколько он готов к школе в принципе. Мы, психологи, выделяем несколько ступеней готовности: личностная волевая интеллектуальная Если все ступени гармоничны, и ребенок готов на всех трех уровнях, тогда ребенок идет в школу и прекрасно там себя чувствует, тем более что с семилетнего возраста ведущей деятельностью в развитии становится учебная. Но семь лет - это кризисный период. У ребенка меняется социальная роль, добавляются обязанности, и он может с этими переменами не справиться - первые результаты в школе могут быть далеки от ожидаемых. Но все равно маленький ученик воспринимает ситуацию через призму родительской оценки. Поэтому взрослым стоит быть более осознанными и не транслировать свои переживания на ребенка, а сформировать правильное отношение к школе.
" Мы так и знали, лоботряс" Как же это сделать? Ведь психологи все чаще говорят так называемой школьной фобии - дети физически себя чувствуют плохо. Как родитель может помочь? И раз уж мы затронули формирование " правильного отношения к школе", то тут следует объяснить, что школа - это почти каждодневный рутинный труд, потребуется делать то, что потребует программа и школьный режим. Здесь ребенок сравнивает себя с другими, формируется деструктивная установка " если я не справляюсь - я плохой". Поэтому задача родителя развивать кругозор, стремление к знаниям - с этой базой он должен прийти в класс. У ребенка должен быть интерес, который во многом определяется его успешностью - поэтому хвалите, поощряйте детей чаще, особенно при освоении нового. Но часто родители делают совсем обратное, говоря: " Ну да, мы так и знали, вот так теперь и будешь в двоечниках ходить, лоботряс". Такие ярлыки и штампы ребенок понесет дальше, а это корректировать очень сложно, в первую очередь потому, что первая самооценка и отношение к самому себе формируется из родительской семьи. Дети - это зеркало семейной системы. Поэтому перед школой рекомендуется провести акт психогигиены: сходить к психологу и ребенку, и его окружению. Это не признак слабости, а признак ответственности: не драматизируйте поступление в первый класс, но и не занимайтесь попустительством. Вы проработали много лет в службе Детского телефона доверия - с чем обращаются дети? В начальных классах - это страх не справиться с учебной нагрузкой и поэтому " быть хуже всех". Чем старше ребенок становится, тем больше вопросов о взаимоотношениях со сверстниками.
Отдельно здесь стоит тема буллинга, это среднее звено в школе, 5-6 класс. Самая главная ошибка родителей, что они отказываются признавать наличие проблемы. Прежде всего, взрослые не хотят таким образом признавать свои промахи - в стратегии воспитания и поведении. Очень полезно будет знать признаки, по которым можно определить, что школьник подвергается насилию со стороны сверстников: ребенок не хочет идти в школу он встревожен и напуган у него возможны резкие перепады настроения от подавленности до излишнего возбуждения есть необъяснимые травмы просит у вас карманные деньги, хотя вы и так даете их достаточно. Школьный буллинг не проходит без последствий: он вмешивается во взрослую жизнь На фоне буллинга ребенок может заниматься самоповреждениями, проявлять аутогрессию, не в силах справиться с внешней ситуацией. Почему дети травят других детей? Это превосходство, борьба за власть, и опять же отражение модели семейных взаимоотношений. Как правило, детей-агрессоров родители наказывают физически. Как решать эту проблему? Самостоятельно ребенок не сможет выйти из этой ситуации. Рекомендации семьи " Разбирайся сам, я в твоем возрасте сам решал такие проблемы" - не то, что не работает, а вредит, эти фразы недопустимы. Необходимо поставить в известность администрацию школы, классного руководителя и родителей обидчиков. При их бездействии нужно обратиться и в полицию, и в комиссию по делам несовершеннолетних. Тут особенно важно, чтобы между родителем и ребенком были доверительные отношения. Не стыдите ребенка, буллинг порождает психотравму, с которой ребенок выходит в социум и у него начинаются другие проблемы. Буллинг не проходит без последствий и после вмешивается во взрослую жизнь. Какова должна быть степень вовлеченности родителя в школьную жизнь ребенка? До шестого класса контроль домашнего задания лежит на родителе, он должен контролировать и круг общения ребенка. И здесь уже на первый план выходят опасности интернета и угроза кибербуллинга, которая является отдельной темой. Подростки часто разговаривают на своем сленге, переписываются в различных чатах, но родителю просто необходимо сохранить связь со своим ребенком.
Дети даже в обеспеченных семьях чувствуют себя одинокими и несчастными. В своей практике я часто слышу такие фразы: " Родителям все равно, что со мной". В нашем обществе есть проблема с качественным вниманием к детям, должен быть контакт " глаза в глаза". 30 минут в день настоящей вовлеченности в его интересы дадут больше результатов, чем покупка множества дорогих гаджетов. В ребенке важно растить чувство самоценности Вернемся к проблемам учебного процесса. Как научиться преодолевать панику перед ЕГЭ или ОГЭ? Это тоже определенная работа, настройка на процесс. По сути этот тест - это обычная контрольная работа, но для детей, даже судя по звонкам на горячую линию, не сдать ЕГЭ приравнивается к концу жизни. Здесь советы простые - готовьтесь к экзаменам заранее, с учетом того, что у современных детей проблемы с целеполаганием, школьника нужно направлять, помогать продуктивно планировать свое время. Ребенка нужно научить самопомощи, проговорить варианты развития ситуации при любом результате экзаменов. Уверить его, что не сдать экзамен - это не конец света, жизнь продолжается. Но если говорить о выборе вуза, то это тоже становится проблемой, если мнение ребенка не учитывается совсем. Следуя воле родителя, который потратился на репетиторов, ребенок, может, и будет учиться там, где хочет семья, но при этом впадет в депрессию. Еще хочу сказать, что в ребенке важно растить чувство самоценности - уверенности в том, что никакой социальный успех не может быть оправданием страданий, и не нужно ставить знак равенства между собой и одной какой-то (или даже несколькими) неудачами. Иногда я прошу ребенка рассказать о своих положительных качествах, а он не может назвать ни одного. Научите ребенка опираться на себя и верить в свои силы. Подведем итоги. Угрозы, критика, гиперконтроль - не варианты поведения для родителя школьника. Эффективными и правильными являются разговор, принятие, поддержка и участие, а в случае отсутствия ресурса - обращение к специалисту, который поможет найти и скорректировать проблему. https: //62info. ru/news/obrazovanie/76705-strakhi-nagruzki-bulling-kak-snizit-stress-shkolnikov-sovety-ryazanskogo-psikhologa-k-novomu-uchebno/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|