Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты.
Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Особенность данных правоотношений: они складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления деятельностью. Элементами структуры административно-правовых отношений являются: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения), содержание правоотношения, а также юридические факты. Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты. Субъекты административного правоотношения – это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Под объектом правоотношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.
В современной теории права описаны две концепции. Первая – «монистическая» провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая, под называемая, «плюралистическая», считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Иными словами – это либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений; либо те самые действия, поведение людей, то есть объекты неимущественных отношений, ради которых субъекты вступают в правоотношения. В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и юридические обязанности). Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния. В определенных случаях для возникновения юридических последствий требуется не один юридический факт, а их совокупность, получившая название фактический состав. При этом необходимо подчеркнуть следующее: 1) поскольку обязательным субъектом будет исполнительная власть (ее орган или должностное лицо), можно утверждать, что заканчиваться, как правило, такие отношения будут определенным юридическим фактом. Поэтому-то юридический факт в предлагаемой конструкции состава можно рассматривать как обязательный элемент административно-правовых отношений (в отличие, к примеру, от гражданско-правовых); 2) поскольку одним из главных признаков исполнительной власти является то, что она носит подзаконный характер, то речь в первую очередь должна идти о правоприменительной деятельности, а следовательно, и правоприменительном правоотношении. Обязательным же условием (основанием) возникновения административно-правового отношения будет юридический факт (на основе норм закона или иного нормативно-правового акта).
Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора А.П. Коренева, который их разделил: по содержанию; по соотношению прав и обязанностей участников отношений; по характеру порождающих их юридических фактов.
Профессор Ю.Н. Старилов помимо названных видов, классифицирует административно-правовые отношения: по целям; по составу участников; по направлению деятельности и др.
По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные. По составу участников: участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица); между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями; между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами; между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями; между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами. По направлению деятельности выделяются: административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. (По всем вопросам жизнедеятельности – Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации); административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
По своему содержанию: материальные и процессуальные. Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. По соотношению прав и обязанностей участников: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения); отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения). По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|