Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности.




Прокурорский надзор – это надзор, осуществляемый органами прокуратуры на основании Закона РФ «О прокуратуре РФ».

Предметом прокурорского надзора за исполнением закона является:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;

2) установление соответствия законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами.

Цели прокурорского надзора:

• своевременное реагирование на нарушения законности в управлении;

• принятие мер по устранению причин и условий нарушения законности;

• восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.

Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления:

1) проверка исполнения законов поднадзорными объектами;

2) проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;

3) участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;

4) изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом:

1) внести протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению, не позднее чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ прокурору о результатах рассмотрения протеста дается в письменной форме;

2) направить представление в орган, организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Основаниями для внесения представления являются: выявленное нарушение закона, совокупность нарушений закона, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, обобщение судебной практики. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме;

3) вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (общий срок –15 дней). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме;

4) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть при влечено к ответственности в установленном законом порядке.

Понятие административного принуждения, его особенности и виды.

К числу административно-правовых методов государственного управления относятся методы (средства и способы), связанные с административным принуждением.

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. В связи с этим ему присущи такие общие признаки государственного принуждения, как государственно-властное воздействие и регулирование нормами права. Административное принуждение выражается во внешнем государственно-правовом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера.

Административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выраженных в правовых нормах. Это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение правонарушений, а также тяжких последствий, например, введение карантина при эпидемиях, досмотр пассажиров воздушных судов.

Административное принуждение применяется для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Сущность и назначение административного принуждения заключается в механизме обеспечения личной безопасности, в регулировании широкого круга общественных отношений, включая отношения, посягающие на права и здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, на правонарушения в области дорожного движения, охраны собственности и многие другие.

В настоящее время административное принуждение играет большую роль в государственной системе обеспечения безопасности граждан. Сам факт обращения к средствам принудительного характера, которые применяются не только в качестве наказания за правонарушение, но и для их предупреждения, означает, что административное принуждение в обеспечении личной безопасности граждан следует понимать значительно шире, чем реализацию санкций административно-правовых норм.

При этом практические возможности для формирования современной административно-правовой политики в сфере административного принуждения в механизме обеспечения личной безопасности определяются необходимостью поиска новых и совершенствования имеющихся административно-правовых средств, применяемых субъектами исполнительной власти в условиях различных форм собственности и свободы экономической деятельности.

Следовательно, целью административного принуждения как вида государственного принуждения является то, чтобы поведение лиц соответствовало целям государственного управления в соответствии с нормами права. Административное принуждение может применяться как в отношении правонарушителей, так и в отношении лиц, не совершивших правонарушение, в целях предупреждения правонарушения либо тяжких последствий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...