Основные стадии развития конфликта
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Стили поведения субъектов в ситуации конфликта Конфликтные переговоры: переговорный прессинг, агрессия и методы противодействия Прессинг и методы противодействия в переговорах ЦЕЛИ ПРЕССИНГА СПОСОБЫ ПРЕССИНГА БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА РЕАКЦИИ НА ПРЕССИНГ ТЕХНИКИ РЕАКЦИИ НА ПРЕССИНГ
Агрессия: приемы работы с ней в деловой коммуникации ОСНОВНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАКЦИИ НА АГРЕССИЮ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ Конфликтная врачебная коммуникация 3.1 «Трудные пациенты» 3.2 Отсутствие контакта в практике врача как одна из причин конфликта [1] Конфликт: общие характеристики Определение конфликта Определений конфликта много, все они зависят от области применения и точки зрения. Мы остановимся на следующем. Конфликт – форма противо действия сторон при разно направленных интересах и (или) противоречивых потребностях. Комментарий к определению: – обратите внимание на слово «форма» – в каждом конкретном случае конфликт – далеко не единственный способ разрешения противоречия (разнонаправленных интересов); …Следует учитывать, что более готов к ситуации конфликта тот, кто умеет анализировать ситуации по «тонким сигналам»: по изменению эмоционального фона, микроритму общения, объему циркулирующей информации и т. д. В противном случае приходится работать в режиме запаздывания. Формула конфликта: истинный или ложный Конфликт ( взрыв) = конфликтная ситуация ( газ ) + инцидент ( искра ). Конфликтная ситуация (почва для конфликта, но не конфликт) – это среда напряжения, которая дает энергию взаимодействия.
Конфликтные ситуации могут: – возникать по инициативе оппонентов либо объективно; – «передаваться по наследству», переходить к новым оппонентам даже в случае, когда начало их положено не объективными обстоятельствами, а случайностью, или когда причины конфликта давно исчезли. Конфликтная ситуация и инцидент ведут себя независимо, при этом конфликтная ситуация любого из перечисленных типов может сочетаться с любым типом возникновения инцидента. Инцидент – открытое столкновение сторон в эмоционально напряженном поле взаимодействия. Это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Чаще всего мы воспринимаем конфликт именно по инцидентам, действиям в так называемом реактивном режиме. «Иду, слышу – сзади кого-то бьют, оглядываюсь – меня!» Возникновение конфликтной ситуации или инцидента может носить целевой и стихийный характер. Однако течение конфликта, конфликтная деятельность оппонентов всегда целенаправленны в том смысле, что характер действий, их последовательность, сами действия диктуются теми целями, которые ставят перед собой оппоненты. Конфликтная ситуация – это ситуация противоречия интересов и потребностей, это среда напряжения, которая дает энергию взаимодействия. Область очень низкого давления – среда для формирования кучевых облаков, предрасполагает к грозе, но еще не гроза. Вот если пошел дождь и сверкает молния (инцидент) – это гроза. Важно: опасно принимать инцидент за конфликт. Это все равно, что делать из мухи слона. Но до 80 % конфликтов в организации носят ложный характер. Инцидент без конфликтной ситуации (КС) – ложный конфликт. Конфликтная ситуация без инцидента – латентный, скрытый конфликт.
Факторы ослабления конфликта Факторов ослабления конфликта несколько: · уйти на нейтpальную теppитоpию; · поговорить об эмоциях, объяснить, но не демонстрировать их; · уменьшить ощущение угрозы; · использовать свои умения регулирования конфликтов; · сохранить и укрепить отношения. Источники межличностных конфликтов Межличностные конфликты возникают при следующих условиях. Из-за конкуренции в едином межличностном пространстве. Чаще всего объектом таких конфликтов выступает «право влиять на третьих лиц» – группу, руководителя, ребенка, представителя противоположного пола и т. д. Из-за приписывания «недостающих элементов» в случае отсутствия информации: искажение ожиданий влечет действия, нарушающие ожидания другого человека. Из диалога девушки с юношей: «Так, значит, ты сомневаешься?! Значит, ты мне не веришь?! Так, выходит, я вру?! Получается, что я брешу?! Мама, он меня собакой обозвал!» Из-за напряжения, вызванного индивидуальным стрессом и рабочим перенапряжением. Судят мужчину, убившего свою жену. И хотя свидетели говорят, что она была зла и сварлива, а мужа характеризуют как тихого и покладистого человека, прокурор требует для него пожизненной каторги. Адвокат Плевако, защищавший мужчину, начал свое выступление словами: «Уважаемый суд, присяжные заседатели, зрители…» – после чего сделал паузу и снова повторил сказанное: «Уважаемый суд, присяжные заседатели, зрители…». И так несколько раз. В зале шум, люди возмущены, судья призывает к порядку, требуя прекратить «издевательства» и угрожая вывести адвоката из зала суда. После этого Плевако замечает: «Вы готовы четвертовать меня за 7 минут повторения нейтральной фразы. Что же говорить о моем подзащитном, который более 30 лет слушал далеко не столь безобидные замечания своей жены». Из-за индивидуальных различий (он не такой как я) на уровне: – ценностей и установок (ничто так не мешает видеть, как точка зрения); – чувств и эмоций; На заводе произошла авария, один рабочий серьезно пострадал и попал в больницу в критическом состоянии. Когда бригадир пришел к его жене сообщить о случившемся, она ела борщ. – Мадам, я вам говорю, что ваш муж умер, а вы так спокойно едите борщ?!
– Слушайте, сейчас я доем свой борщ, и вы увидите, какая истерика у меня начнется… – стилей мышления и способов действий: они запускают так называемые «рутинные конфликты». Рутинный конфликт опасен тем, что его корни обычно лежат вне рамок нашего сознания: мы очень редко задумываемся, почему мы что-то делаем одним способом, а не другим. При разрешении межличностных конфликтов следует учитывать индивидуальные различия. Основные стадии развития конфликта
1. Предконфликтная стадия – рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванные определенными противоречиями. Характерна социальная напряженность – психологическое состояние людей до начала конфликта. Характерным проявлением выступают групповые эмоции. Фазы предконфликтной стадии (характеризующие особенности взаимоотношения сторон): · Возникновение противоречий, рост недоверия и социальной напряженности, предъявление претензий, уменьшение контактов и накопление обид. · Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании «решать споры справедливыми методами». · Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; формирование образа врага. Инцидент – формальный повод, случай для непосредственного столкновения сторон. 2. Стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон, - являющегося результатом конфликтного поведения, под которым понимаются действия, направленные на противоположную сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей (или к их изменению). Выделяют следующие виды конфликтного поведения: · Активно-конфликтное поведение (вызов); · Пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); · Конфликтно-компромиссное поведение; · Компромиссное поведение. Фазы развития второй стадии конфликта: · Открытое противоборство. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. В борьбе используются ограниченные ресурсы, локально. Это своего рода первая проба сил.
· Эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится неуправляемым и непредсказуемым. · Апогей конфликта. Конфликт приобретает форму тотальной войны с применение всех возможных сил и средств. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику. 3. Стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта зависит от целей и установок сторон, средств и методов ведения войны, символов победы и поражения, механизмов нахождения консенсуса и др. Методы регуляции конфликта носят характер континуума: на одном конце – институционализированные способы (типа дуэли), - на другом - абсолютные конфликты (вплоть до уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации. На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий: · Очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; · Борьба идет до полного поражения одной из сторон; · Борьба принимает вялотекущий, затяжной характер (из-за недостатка ресурсов); · Стороны идут на взаимные уступки в конфликте (исчерпав ресурсы и не выявив явного победителя); · Конфликт останавливается под влиянием третьей силы. 4. Послеконфликтная стадия. Знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем, новую оценку своих сил и возможностей. При этом при любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда нужны десятилетия, пока не вырастут новые поколения, не испытавших на себе ужасов минувшего конфликта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|