Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные стадии развития конфликта




Стили поведения субъектов в ситуации конфликта

Конфликтные переговоры: переговорный прессинг, агрессия и методы противодействия

Прессинг и методы противодействия в переговорах

ЦЕЛИ ПРЕССИНГА

СПОСОБЫ ПРЕССИНГА

БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА РЕАКЦИИ НА ПРЕССИНГ

ТЕХНИКИ РЕАКЦИИ НА ПРЕССИНГ

 

Агрессия: приемы работы с ней в деловой коммуникации

ОСНОВНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАКЦИИ НА АГРЕССИЮ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ

Конфликтная врачебная коммуникация

3.1 «Трудные пациенты»

3.2 Отсутствие контакта в практике врача как одна из причин конфликта [1]

Конфликт: общие характеристики

Определение конфликта

Определений конфликта много, все они зависят от области применения и точки зрения. Мы остановимся на следующем.

Конфликт – форма противо действия сторон при разно направленных интересах и (или) противоречивых потребностях.

Комментарий к определению:

– обратите внимание на слово «форма» – в каждом конкретном случае конфликт – далеко не единственный способ разрешения противоречия (разнонаправленных интересов);
– обратите внимание на слово «противодействие» – в конфликте цели оппонентов в отношении объекта (см. далее) противоречат друг другу.

…Следует учитывать, что более готов к ситуации конфликта тот, кто умеет анализировать ситуации по «тонким сигналам»: по изменению эмоционального фона, микроритму общения, объему циркулирующей информации и т. д. В противном случае приходится работать в режиме запаздывания.

Формула конфликта: истинный или ложный

Конфликт ( взрыв) = конфликтная ситуация ( газ ) + инцидент ( искра ).

Конфликтная ситуация (почва для конфликта, но не конфликт) – это среда напряжения, которая дает энергию взаимодействия.

Конфликтные ситуации могут:

– возникать по инициативе оппонентов либо объективно;

– «передаваться по наследству», переходить к новым оппонентам даже в случае, когда начало их положено не объективными обстоятельствами, а случайностью, или когда причины конфликта давно исчезли.

Конфликтная ситуация и инцидент ведут себя независимо, при этом конфликтная ситуация любого из перечисленных типов может сочетаться с любым типом возникновения инцидента.

Инцидентоткрытое столкновение сторон в эмоционально напряженном поле взаимодействия. Это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Чаще всего мы воспринимаем конфликт именно по инцидентам, действиям в так называемом реактивном режиме.

«Иду, слышу – сзади кого-то бьют, оглядываюсь – меня!»

Возникновение конфликтной ситуации или инцидента может носить целевой и стихийный характер. Однако течение конфликта, конфликтная деятельность оппонентов всегда целенаправленны в том смысле, что характер действий, их последовательность, сами действия диктуются теми целями, которые ставят перед собой оппоненты.

Конфликтная ситуация – это ситуация противоречия интересов и потребностей, это среда напряжения, которая дает энергию взаимодействия.

Область очень низкого давления – среда для формирования кучевых облаков, предрасполагает к грозе, но еще не гроза. Вот если пошел дождь и сверкает молния (инцидент) – это гроза.

Важно: опасно принимать инцидент за конфликт. Это все равно, что делать из мухи слона. Но до 80 % конфликтов в организации носят ложный характер.

Инцидент без конфликтной ситуации (КС) – ложный конфликт.

Конфликтная ситуация без инцидента – латентный, скрытый конфликт.

Факторы ослабления конфликта

Факторов ослабления конфликта несколько:

· уйти на нейтpальную теppитоpию;

· поговорить об эмоциях, объяснить, но не демонстрировать их;

· уменьшить ощущение угрозы;

· использовать свои умения регулирования конфликтов;

· сохранить и укрепить отношения.

Источники межличностных конфликтов

Межличностные конфликты возникают при следующих условиях.

Из-за конкуренции в едином межличностном пространстве. Чаще всего объектом таких конфликтов выступает «право влиять на третьих лиц» – группу, руководителя, ребенка, представителя противоположного пола и т. д.

Из-за приписывания «недостающих элементов» в случае отсутствия информации: искажение ожиданий влечет действия, нарушающие ожидания другого человека.

Из диалога девушки с юношей: «Так, значит, ты сомневаешься?! Значит, ты мне не веришь?! Так, выходит, я вру?! Получается, что я брешу?! Мама, он меня собакой обозвал!»

Из-за напряжения, вызванного индивидуальным стрессом и рабочим перенапряжением.

Судят мужчину, убившего свою жену. И хотя свидетели говорят, что она была зла и сварлива, а мужа характеризуют как тихого и покладистого человека, прокурор требует для него пожизненной каторги. Адвокат Плевако, защищавший мужчину, начал свое выступление словами: «Уважаемый суд, присяжные заседатели, зрители…» – после чего сделал паузу и снова повторил сказанное: «Уважаемый суд, присяжные заседатели, зрители…». И так несколько раз. В зале шум, люди возмущены, судья призывает к порядку, требуя прекратить «издевательства» и угрожая вывести адвоката из зала суда. После этого Плевако замечает: «Вы готовы четвертовать меня за 7 минут повторения нейтральной фразы. Что же говорить о моем подзащитном, который более 30 лет слушал далеко не столь безобидные замечания своей жены».

Из-за индивидуальных различий (он не такой как я) на уровне:

– ценностей и установок (ничто так не мешает видеть, как точка зрения);

– чувств и эмоций;

На заводе произошла авария, один рабочий серьезно пострадал и попал в больницу в критическом состоянии. Когда бригадир пришел к его жене сообщить о случившемся, она ела борщ.

– Мадам, я вам говорю, что ваш муж умер, а вы так спокойно едите борщ?!

– Слушайте, сейчас я доем свой борщ, и вы увидите, какая истерика у меня начнется…

– стилей мышления и способов действий: они запускают так называемые «рутинные конфликты».

Рутинный конфликт опасен тем, что его корни обычно лежат вне рамок нашего сознания: мы очень редко задумываемся, почему мы что-то делаем одним способом, а не другим. При разрешении межличностных конфликтов следует учитывать индивидуальные различия.

Основные стадии развития конфликта

 

1. Предконфликтная стадия – рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванные определенными противоречиями.

Характерна социальная напряженность – психологическое состояние людей до начала конфликта. Характерным проявлением выступают групповые эмоции.

Фазы предконфликтной стадии (характеризующие особенности взаимоотношения сторон):

· Возникновение противоречий, рост недоверия и социальной напряженности, предъявление претензий, уменьшение контактов и накопление обид.

· Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании «решать споры справедливыми методами».

· Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; формирование образа врага.

Инцидент – формальный повод, случай для непосредственного столкновения сторон.

2. Стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон, - являющегося результатом конфликтного поведения, под которым понимаются действия, направленные на противоположную сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей (или к их изменению).

Выделяют следующие виды конфликтного поведения:

· Активно-конфликтное поведение (вызов);

· Пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

· Конфликтно-компромиссное поведение;

· Компромиссное поведение.

Фазы развития второй стадии конфликта:

· Открытое противоборство. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. В борьбе используются ограниченные ресурсы, локально. Это своего рода первая проба сил.

· Эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится неуправляемым и непредсказуемым.

· Апогей конфликта. Конфликт приобретает форму тотальной войны с применение всех возможных сил и средств. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

3. Стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта зависит от целей и установок сторон, средств и методов ведения войны, символов победы и поражения, механизмов нахождения консенсуса и др.

Методы регуляции конфликта носят характер континуума: на одном конце – институционализированные способы (типа дуэли), - на другом - абсолютные конфликты (вплоть до уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

· Очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

· Борьба идет до полного поражения одной из сторон;

· Борьба принимает вялотекущий, затяжной характер (из-за недостатка ресурсов);

· Стороны идут на взаимные уступки в конфликте (исчерпав ресурсы и не выявив явного победителя);

· Конфликт останавливается под влиянием третьей силы.

4. Послеконфликтная стадия. Знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем, новую оценку своих сил и возможностей.

При этом при любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда нужны десятилетия, пока не вырастут новые поколения, не испытавших на себе ужасов минувшего конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...