Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы экономического регулирования вопросов реализации экологической политики (на примере муниципального образования г.Новый Уренгой)

 

Экономика природопользования тесно связана с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования[33]. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Развитию научных основ экономики природопользования способствует разработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные аспекты, производственные особенности, ресурсные потенциалы и т.д.

Экономическая оценка состояния загрязнения и определение основных плановых показателей сохранения высококачественной окружающей природной среды позволяют разработать комплексный план защиты, восстановления и улучшения окружающей среды. При его разработке следует исходить из предполагаемых минимально обоснованных расходов, которые должны быть увязаны с годовыми и стратегическими комплексными планируемыми на перспективу бюджетами на местном, районном и национальном уровнях. Чем выше национальный доход, тем больше суммы, которые можно выделить на проведение охраны окружающей природной среды.

В настоящее время еще недостаточно полно разработаны правовые и социально-экономические аспекты, устанавливающие принципы использования ресурсов окружающей природной среды. Поэтому сложилось бесхозяйственное отношение к кладовым природы, к эксплуатации машин, оборудования, зданий и сооружений. Для создания условий гармоничного развития общества и природы, предполагающего все более полное удовлетворение потребностей человека, возникли новые социально-экономические проблемы охраны окружающей среды, для решения которых ресурсосберегающие и природоохранные мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья людей, поддержание комфорта их жизни стали определяющими. Тенденция изменения показателей эколого-экономической системы должна быть такова, чтобы создавались условия сохранения природы для настоящего и будущих поколений.

Из анализа ретроспективы развития природоохранных мероприятий и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что многомиллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов. Показатели эколого-экономической эффективности так и не улучшились.

Основной причиной ухудшения экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, который ставил бы экономику источников загрязнения в зависимости от эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального и другого стимулирования за рациональное ресурсопользование и проведение природоохранных мероприятий в условиях изменившихся форм собственности на средства производства и природные ресурсы.

Стратегия социально-экономического развития, если в ней приняты во внимание ресурсы использования, воспроизводства природной среды, должна учитывать рост сельскохозяйственной, промышленной, индивидуальной и иной продукции, увеличение количества производимой энергии, расширение транспорта и сферы обслуживания, повышение бытового комфорта, условий работы и т. п. Комплексное развитие природоохранной и ресурсосберегающей деятельности в муниципальных образованиях, территориально-производственных комплексах, на предприятиях должны быть ориентированы на повышение показателей эколого-экономической эффективности и удовлетворения социально-экономических потребностей человека. В нашей стране происходит формирование рыночных отношений, приватизация собственности, изменение форм и методов управления экономикой, что должно способствовать повышению эколого-экономической эффективности природопользования. Мировой опыт строительства природоохранных объектов свидетельствует о том, что проблемы охраны окружающей среды и ресурсосберегающей деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере могут быть успешно решены в развитии территориального планирования, в рамках промышленных и социальных инфраструктур, на уровне республик и страны в целом.

Экологическая политика муниципального образования г.Новый Уренгой основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В соответствии с принципами Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440, представляется возможным обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях обеспечения достойного вклада муниципального образования г.Новый Уренгой в стремление мирового сообщества удовлетворить потребности нынешнего и будущих поколений, достигая гармонии с природой и формируя сферу разума (ноосферу), научно обоснованную В. И. Вернадским.

Правовая основа муниципального экологического контроля:

Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 года в Страсбурге). Извлечения:

Ст. 4. Сфера компетенции местного самоуправления

П.1 Основные полномочия и компетенция местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это положение не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий и компетенции для конкретных целей.

П.2. Органы местного самоуправления в пределах установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

П.4. Представленные органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.

П.5. При делегировании полномочий центральными или региональными органами местным органам самоуправления последние должны, насколько это возможно, обладать свободой применять их в соответствии с местными условиями.

П.6. В процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, с ними проводятся консультации, насколько это возможно – заблаговременно и в соответствующей форме.

Ст. 6. Соответствие административных структур и ресурсов задачам органов местного самоуправления.

П.1. Без ущерба для более общих законодательных положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры, с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Ст.9.Источники финансирования органов местного самоуправления.

П.1 Органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих функций.

П.2 Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям.

П.6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.

2. Конституция Российской Федерации. Извлечения.

Ст.15. п.4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.[34]

Ст.72. п.1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:…в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими водными ресурсами; д) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; к)… земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; н) установление общих принципов организации системы … местного самоуправления.

Ст.130. п.1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения….

Ст.131.п.2.Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Ст. 132. п. 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,… осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». От 6 октября 1999г.№184-ФЗ (в последующих редакциях, включая редакцию ФЗ от 04.07. 2003 г. №95-ФЗ).[35]

Ст.1 Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

П.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Федеральный закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (последующих редакциях, включая редакцию ФЗ от 08.12.2003 г. №169-ФЗ).[36] Извлечения.

Ст.6. Предметы ведения местного самоуправления.

П.2. К вопросам ведения местного самоуправления относятся:

-регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;

-контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

-регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

-благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

-организация утилизации и переработки бытовых отходов;

-участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Ст.9. Государственная поддержка местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Ст.21.Муниципальная служба.

П.2.Правовая регламентация муниципальной службы, включая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

Ст. 32. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, строятся на основе договоров.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Ст. 44. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

П.1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

5.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 19.06.2004г. №53-ФЗ).

Ст. 16 п.1 пп.12: к вопросам местного значения городского округа относит организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Эта же статья предусматривает организацию выполнения природоохранных мероприятий, организацию системы обращения отходов, организацию благоустройства и озеленения и т.д.

Ст. 17 п.1 устанавливает, что, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, вносят изменения и дополнения в устав муниципального образования, осуществляют иные полномочия в соответствии с соответствии с федеральным законом и уставом.

Статья 42. Муниципальная служба.

Правое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Ст.43. Система муниципальных правовых актов.

П.3. Представительный орган муниципального образования, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования….

Ст. 44. Устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования должны определяться:… перечень вопросов местного значения.[37]

6. Федеральный закон РФ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[38] (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ). Извлечения.

Ст.7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Вопросы местного значения городского округа:

-организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Ст.10. Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ст.68.п. 1. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

7. ФЗ от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями от 15 апреля 1998г., а также в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ). Извлечения.

Ст. 9. Полномочия органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы.

1.К полномочиям органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

-делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

-принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных организаций (объединений), движений, информации об объектах экологической экспертизы;

-организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

- организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

-информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

-информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

-осуществление в соответствии с законодательством РФ иных полномочий в данной области.

Органы местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов имеют право:

- получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

- направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Муниципальный экологический контроль осуществляется Управлением по охране окружающей среды Администрации муниципального образования, которое создается решением представительного органа муниципального образования.

Деятельность Управления координируется заместителем Главы администрации муниципального образования.

Управление по охране окружающей среды Администрации муниципального образования (далее – Управление) при осуществлении муниципального экологического контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, Уставом и другими правовыми актами муниципального образования, а также настоящим Положением.

Перечень должностных лиц и специалистов Управления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля, утверждается Главой администрации муниципального образования.

Финансирование деятельности по осуществлению муниципального экологического контроля производится из средств местного бюджета.

Согласно Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», распоряжения Главы Администрации муниципального образования г.Новый Уренгой от 5 июля 2009 г. N 161-Пр «Об экологическом оздоровлении г. Новый Уренгой в 2009 - 2011 годах»,[39] Устава муниципального образования г.Новый Уренгой создана муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды на территории муниципального образования г.Новый Уренгой на 2010 - 2012 годы».

Общий объем финансирования мероприятий Программы и источники составляет - 47308 тыс. руб. (прогнозно), из них:

окружной бюджет - 20000 тыс. руб. (прогнозно);

муниципальный бюджет - 27308 тыс. руб. (прогнозно), в том числе:

на 2010 г. - 5100 тыс. руб. (прогнозно);

на 2011 г. - 13108 тыс. руб. (прогнозно);

на 2012 г. - 9100 тыс. руб. (прогнозно).[40]

Основные задачи Программы: организация эффективной системы управления в сфере охраны окружающей среды, соблюдение санитарно-экологических норм при обращении с отходами производства и потребления, их рациональное и экономически эффективное обращение с отходами, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения населения, пропаганда экологических знаний.

Программные мероприятия направлены на реализацию задач по каждому из направлений. Основой Программы является система взаимосвязанных мероприятий, представляющих собой увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса нормативно-правовой базы, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в сфере охраны окружающей среды.

Мероприятия предусматривают, что основными целями, которые должны быть достигнуты в результате природоохранной работы, являются:

- снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;

- организация сбора и переработки отходов производства и потребления;

- создание экологически безопасных условий хранения и захоронения отходов;

- повышение уровня культуры населения, формирование сознания в области охраны окружающей среды.

В результате реализации мероприятий прогнозируется:

- сократить ущерб окружающей среде в результате размещения отходов производства и потребления, обеспечив решение вопроса по размещению отходов в объеме 434,526 тыс. куб. м в год;

- улучшить санитарно-эпидемиологической обстановки;

- повысить уровень экологической культуры населения;

- обеспечить экологически безопасное размещение отходов производства и потребления.

Детская Экологическая станция – единственное учреждение в городе, деятельность которого направлена на экологическое образование и воспитание детей, подростков и экологическое просвещение населения Муниципального образования города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская Экологическая станция” создана на базе городской станции юных натуралистов согласно приказа Городского отдела народного образования г. Новый Уренгой 01.11.1988 года.

Детская Экологическая станция – учреждение дополнительного образования детей, занимается экологическим воспитанием и образованием подрастающего поколения, путем создания условий:

для раскрытия, развития и удовлетворения интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе;

формирования интереса к биологическим наукам, экологии, опытно-исследовательской деятельности;

воспитание бережного отношения к природе, вовлечения детей и подростков в природоохранную деятельность.

Воспитанники ДЭС учатся в различных школах города и имеют возможность получать широкий спектр образовательных услуг для гармоничного саморазвития, но только Детская Экологическая станция имеет необходимые условия для обеспечения для непосредственного общения ребенка с природой, ее живыми объектами, в условиях сурового климата Крайнего Севера. Изучение социального заказа на дополнительные образовательные услуги показало, что родители, особенно в семьях с низким и средним достатком, заинтересованы в дополнительном образовании, воспитании и развитии детей (наиболее востребованным стало обучение художественно-эстетическому, экологическому образованию, а также большой интерес к привлечению детей к общению с живыми объектами зооуголка ДЭС) коллектив ДЭС старается максимально удовлетворить социальный заказ населения и образовательных учреждений города на дополнительные образовательные услуги, реализовать в учреждении воспитательную систему, способствующую нравственному и гражданскому становлению и развитию детей и учащейся молодежи.

Таким образом, действующее федеральное и региональное законодательство прямо предусматривает возможность рассмотрения, принятия и введения в действие Положения о муниципальном экологическом контроле. Утверждение Положения решением местного представительного органа производится после внесения и утверждения им дополнений в Устав муниципального образования, предусматривающих отнесение к вопросам местного значения организацию муниципального экологического контроля, создание соответствующего подразделения в структуре администрации города.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...