Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ эффективности мероприятий по охране окружающей среды за 2007-2009 гг. (на примере муниципального образования г.Новый Уренгой)

 

Анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на резкое падение массы выбросов от транспорта не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности; не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства. Совокупность комплекса этих проблем вызывает обеспокоенность горожан.

По данным, предоставленным управлением природных ресурсов по ЯНАО, большая часть загрязняющих веществ, поступающих в главную водную артерию Обь, а также ее притоки, отягчена нефтью, нефтепродуктами, фенолами, тяжелыми металлами. Среди них ртуть, свинец, олово, стронций, марганец - всего десять наименований. Масса загрязняющих веществ, сброшенных в водные объекты округа в 2009 году, составила примерно 17177 тонн.

Также в прошлом году валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили более 818 574 тонн. Из них львиная доля приходится на стационарные источники, то есть на предприятия нефтегазового комплекса, такие, как ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз", ООО "Надым Газпром", ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ООО "Уренгой-Газпром", ООО "Тюменгазстрой". На долю предприятий нефтегазового комплекса приходится 61 процент выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, основные из них — сернистый ангидрид, окись углеводорода, окислы азота, летучие органические соединения, твердые вещества, углеводороды и прочее.

Важнейшим источником загрязнения атмосферы воздуха в нашем регионе является сжигание природного газа на факелах. Количество факелов на территории округа составляет 1110 штук, газофакельных установок — 70 штук. Существующий уровень загрязнения атмосферного воздуха в районе формируется за счет выбросов от эксплуатируемых КС Новоуренгойской Уренгойского ЛПУ 000 Тюментрансгаз" и КС-00 Новоуренгойского ЛПУ Ноябрьского управления магистральных трубопроводов "Сургутгазпром" и загрязнения, создаваемого за счет дальнего переноса из индустриальных районов (с учетом интерполяции по территории) г.Новый Уренгой.

Фоновое загрязнение атмосферы в г. Новый Уренгой принято в соответствии с "Руководством по контролю загрязнения атмосферы РД.52.04.186-89" (М., Госкомгидромет, 1991 г.) как для городов с численностью населения до 250 тыс. человек, и составляет следующие значения:

- по диоксиду азота - 0,03 мг/м3;

- по оксиду углерода - 1,5 мг/м3;

- по диоксиду серы - 0,05 мг/м3;

- по пыли - 0,4 мг/м3.[41]

За 2009 год сбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, то есть от автотранспорта, составили 132 962 тонны, это 16 процентов от всех валовых выбросов. В этом году предполагается повышение еще на 13 процентов, поскольку в округе увеличилось количество машин. Так, поданным ГИБДД ЯНАО, на начало текущего года на территории округа было уже зарегистрировано 142 368 единиц колесного транспорта. Под выбросами от передвижных источников имеются в виду все виды транспорта: автомобильный; железнодорожный, воздушный, речной. Но львиная доля, конечно же, приходится на автомобильный — 78 процентов, основные загрязняющие вещества: окись углерода, сажа, соединения свинца и другие[42].

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа 750 тысяч квадратных километров, при такой огромной площади плотность населения менее одного человека на квадратный километр. Причем наибольшая скученность и промышленно развивающихся районах. Общее количество нарушенных земель на начало текущего года -112 456 гектаров, из них при разработке месторождений полезных ископаемых и проведении геологоразведочных работ — 80 505, при торфоразработке - 30, при строительстве— 31921.

Согласно данным государственного статистического наблюдения на предприятиях округа образовалось более 333 тысяч тонн отходов (имеются в виду отходы производства и потребления), из них основная часть - 83 процента — приходится на долю предприятии нефтегазового комплекса: ООО "Сервисная буровая компания" - 79981 тонна, ООО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" — 37282, ООО "Ямбурггаздобыча" - 17810. Общее число отходов за год в округе составляет 878 тысяч тонн, из них 218 тысяч - токсичные отходы. За этими цифрами — отторжение оленпастбищ, сокращение лесного фонда, загрязнение окружающей среды[43].

Решением экологических проблем занимаются высококвалифицированные специалисты ОАО «ГазпромДобычаУренгой», привлекаются ученые отраслевых институтов ВНИИГАЗ, ТюменНИИгипрогаз и других научных организаций различных министерств и ведомств.

Основная цель научных исследований сегодня - создание экологически чистых технологий и оборудования.

Создается отраслевая система производственного экологического мониторинга за выбросами вредных веществ и сбросами сточных вод, за состоянием воздуха, водной среды и почв в районе деятельности ОАО "ГазпромДобычаУренгой".

ОАО "ГазпромДобычаУренгой" ведет охрану тундровых ландшафтов, путем сокращения потерь земель при строительстве трубопроводов, месторождение разбуривается кустовым способом (3 - 7 скважин в кусте), применения высокопроизводительного оборудования компактных УКПГ, надежных газотранспортных систем. Восстанавливает нарушенные земли, для очистки от загрязнений применяет современную биотехнологию. Всего на балансе общества - 23747,94 га земли.

ОАО "ГазпромДобычаУренгой" ведет защиту рек и озер от загрязнения промышленными сточными водами, путем захоронения их в сеноманский поглощающий горизонт, для этих целей на месторождении создан специализированный полигон. При непосредственном участии специалистов отдела разработано "Положение о гидрогеоэкологическом контроле на Уренгойском специализированном полигоне закачки промстоков". Главным итогом выполненной работы стало то, что удаление под газовую залежь более 20 млн.м3 промстоков за 22 года эксплуатации Уренгойского месторождения предотвратило загрязнение ими земной поверхности, рек, озер и питьевых подземных вод, т.е. предотвратило настоящее экологическое бедствие для крупного региона с очень ранимой природной средой. Создана нормативно-правовая база по обоснованию строительства и эксплуатации специализированных полигонов по подземному захоронению промстоков которая позволила освободить ОАО "ГазпромДобычаУренгой" от ежегодных платежей за утилизацию сточных вод.

Проблема растепления многолетнемерзлых пород в районе расположения МПК решается путем осуществления комплексной оценки сложившейся к настоящему моменту ситуации, (состояние газопроводов и природной среды) по результатам, принято решение о необходимости и возможности охлаждения газа. Сейчас на месторождении действует четыре станции охлаждения газа (СОГ) на УКПГ 11, 12, 13,15.

При проектировании автодорог предусмотрены следующие решения по охране окружающей среды:

• земляное полотно запроектировано таким образом, чтобы исключить возможное нарушение теплового режима существующих грунтов в основании земляного полотна и прилегающей полосе (отсыпка земляного полотна из карьера, причем нижняя часть отсыпается по промерзшему основанию с сохранением в ненарушенном состоянии мохорастительного покрова);

• местоположения и отверстия искусственных сооружений обеспечивают сохранение после строительства автодорог условий водоотвода, что исключает отрицательное воздействие на окружающую среду;

• по окончанию строительства автодорог производится рекультивация земель, выделяемых во временное пользование: притрассовой полосы.

Основой охраны окружающей среды при сооружении средств электрохимической защиты является обязательное соблюдение требований по охране окружающей среды на всех этапах выполнения работ с проведением рекультивации земли после их завершения.

Проанализируем эффективность проведенных природоохранных мероприятий в муниципальном образовании г.Новый Уренгой за период с мая 2009 по май 2010 года.

Созданная администрацией города Новый Уренгой, муниципальная система обеспечения экологической безопасности на территории города, включающая в себя Управление по охране окружающей среды и природных ресурсов и муниципальное учреждение «Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды», которое осуществляет контроль за достоверностью начисления платы за нормативное и сверхнормативное загрязнение природной среды и расходование данных средств по целевому назначению, проводит работу по увеличению поступлений в бюджет данных средств.

Главной задачей муниципального учреждения «Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды» является аккумулирование и контроль за расходованием денежных средств на финансирование деятельности в области охраны окружающей природной среды на территории города.

Основным источником поступления данных средств является плата предприятий, учреждений, организаций за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений окружающей среды в пределах установленных нормативов и лимитов.

Управление природоохранной деятельностью заключается в разработке и проведении органами местного управления мероприятий, направленных на реализацию стратегии в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Известно, что результативность любой деятельности во многом зависит от эффективности структуры управления, и природоохранная деятельность в муниципальных образованиях Российской Федерации не является исключением. В то же время, управление в сфере охраны окружающей среды имеет ряд особенностей: объективных, обусловленных социально-экономическими условиями регионов; субъективных – политическими процессами, реорганизацией государственных органов и изменением нормативно- правовой базы.

В целях решения актуальных для г.Новый Уренгой вопросов сохранения, повышения качества окружающей среды и улучшения экологической обстановки города Управлением усилена работа по обеспечению экологической безопасности на территории города в рамках осуществления систематического экологического мониторинга, сочетающегося с проведением проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

В 2,4 раза увеличилось количество проведенных сотрудниками Управления в 2009 году проверок соблюдения требований природоохранного законодательства (692 проверки) в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Наибольшее количество проверок (57%) проведено по обращениям граждан.

 


Табл. 1

Мероприятия 2007 год 2008 год 2009 год по состоянию на 24.04.09
Всего проведено проверок, в том числе: - по требованиям надзорных органов - по обращениям граждан - рейдов в составе административных комиссий 284 692 104 398 139 201 11 122 66

По результатам проведенных контрольных мероприятий

Составлено протоколов об административных правонарушениях 161 172 233
Начислено штрафов (тыс. руб.) 600,0 942,5 597,9
Выявлено самовольно установленных объектов: - из них демонтировано 12 57 29 32 18

 

По состоянию на 24.04.2010 года количество составленных сотрудниками Управления протоколов об административных правонарушениях в сравнении с предыдущим годом увеличилось в 1,4 раза, по итогам рассмотрения которых начислено штрафов на сумму 597,9 тыс. руб. (показатель 2008 года).

По результатам проведенных мероприятий по обеспечению экологической безопасности в 2009 году увеличено количество выданных предписаний по устранению выявленных правонарушений в 3,7 раз, направленных в правоохранительные органы и государственные структуры материалов проверок в 1,7 раз по сравнению с 2008 годом.

В рамках проведенной работы в составе комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов в 201 году сотрудниками Управления выявлено 57 самовольно установленных объектов, из них демонтировано 29 объектов. По состоянию на 24.04.2010 года выявлено 32 самовольно установленных объекта, из них демонтировано 18 объектов (78%).

Поступления целевых природоохранных средств за 2008-2009 годы показано в табл.2 и рис.1.


Табл. 2

Поступление целевых природоохранных средств в городской бюджет за 2008-2009 гг.

№ п/п Вид поступлений 2008 г. 2009 г.
1 Платежи 10156.8 14792.2
2 Штрафы с юридических, должностных лиц и граждан 100.2 101.5
3 Иски в возмещении вреда, причиненного природной среде 1851.9 69.8
4 Пени, прочие 255.9 54.4

 

Постоянное осуществление муниципального экологического мониторинга в сочетании с проведением проверок соблюдения требований природоохранного законодательства обусловило поступление доходов в бюджет города Новый Уренгой на 27% больше по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, в том числе: на 23% по плате за негативное воздействие на окружающую среду, на 72 % по плате за услуги, полученные Управлением.

 

Рис.1. Поступление средств за загрязнение окружающей природной среды за 2008 – 2009 г.г.

 

Рост поступлений объясняется, прежде всего:

более полным учетом природопользователей, уточнением объемов загрязнений при начислении платежей;

введением и реализацией такой действенной меры, как контроль за достоверностью исходных данных на основе сверки платежей по имеющейся на предприятиях первичной природоохранной и бухгалтерской документации.

инфляционным коэффициентом.

В целом в 2009 году Управлением обеспечено поступление в бюджет города доходов на сумму 94,7 млн. руб., выполнение годового плана составляет 104,9%, в том числе:

- по плате за негативное воздействие на окружающую среду – 84,8 млн. руб. (104,4% от годового плана),

- по плате за услуги, полученные Управлением – 9,8 млн. руб. (109,6% от годового плана).

Кроме того, в 2009 году дополнительно привлечено в бюджет города 5,3 млн. руб. в виде штрафов, добровольного возмещения экологического ущерба, спонсорских взносов, что на 204% больше показателя 2008 года.

В I квартале 2010 года выполнение плана по плате за услуги, полученные Управлением, составляет 238% (1,547 руб.), дополнительно привлечено в бюджет города 849,960 тыс. руб.

В 2009 году муниципальный заказ, предусмотренный в рамках бюджетных средств, размещен и выполнен в полном объеме.

Впервые в г.Новый Уренгой помимо мероприятий по выявлению и пресечению незаконного сноса зеленых насаждений начата работа по увеличению и качественному улучшению зеленого фонда города. В целях улучшения экологической обстановки и оздоровления окружающей среды ведется работа по разработке долгосрочной целевой программы «Сохранение и развитие зеленых насаждений города Новый Уренгой». Принятие этой программы позволит обеспечить рост темпов и качества озеленения в сочетании с комплексным благоустройством города, повышение качества городской среды, улучшение условий проживания и отдыха населения, сохранение и развитие социально значимых озелененных территорий общего пользования.

Обеспечение стабильного поступления доходов в бюджет города Новый Уренгой, а также принятие генерального плана муниципального образования, позволило обосновать увеличение расходной части бюджета города Владивостока по разделу «Охрана окружающей среды» с 1,2 млн. руб. в 2009 году до 8,946 млн. руб. в 2010 году, что в свою очередь позволит увеличить количество проведенных мероприятий в области охраны окружающей среды.

Наметилась тенденция более активного сотрудничества Управления с общественными экологическими организациями по реализации экологических проектов.


Заключение

 

Обеспечение экологической безопасности регионов РФ и конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду в настоящее время невозможно без создания современных механизмов регулирования природопользования и природоохранной деятельности на муниципальном уровне. Разделение природоохранной деятельности на федеральном уровне между несколькими уполномоченными органами в настоящее время создает препятствия для осуществления эффективного управления и контроля в сфере природопользования. Органы власти субъектов РФ и особенно органы местного самоуправления слабо задействованы в этих процессах вследствие ограничений их полномочий.

На органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством РФ, возлагаются полномочия по организации обращения с отходами, участию в процедуре государственной экологической экспертизы в целях защиты интересов населения, выдаче согласований на предоставление земельных участков для добычи полезных ископаемых, обеспечению экологической безопасности при застройке и развитии систем инженерных коммуникаций.

Основная цель политики муниципального образования г.Новый Уренгой в области совершенствования системы управления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - реализовать права жителей города на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, оздоровление и улучшение качества окружающей среды за счет перехода от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.

Управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов управления городом. Система управления окружающей средой муниципального образования г.Новый Уренгой обеспечивает порядок и последовательность решения на территории экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов. Внедренная в качестве одного из элементов управления система управления окружающей средой является признаком хорошего менеджмента территории и повышает ее инвестиционную привлекательность. Внедрение управления окружающей средой с максимальной возможностью предотвращает экологические катастрофы.

Основные принципы управления окружающей средой определены ГОСТом Р ИСО 14001, который устанавливает требования к системе управления окружающей средой в целях проведения экологической политики территории и достижению целевых показателей, с учетом требований природоохранного законодательства и учета результатов экологического мониторинга. В общем случае система управления окружающей средой включает в себя следующие элементы:

- оптимизация системы управления и предупреждения воздействий на различные компоненты окружающей среды;

- проведение режима экономии энергии и использования природных ресурсов;

- предупреждение и ограничение нештатных происшествий;

- информирование населения, обучение и участие в решении вопросов, связанных с окружающей средой;

- информирование общественных организаций о воздействиях на окружающую среду и по вопросам, связанным с состоянием окружающей среды.

Исполнительные органы государственной власти муниципального образования г.Новый Уренгой должны периодически анализировать и оценивать действующую систему управления окружающей средой, чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшения. Система управления окружающей средой является средством, позволяющим достичь того уровня экологической эффективности, который она себе установила, и систематически контролировать его.

В проведении экологической политики муниципального образования г.Новый Уренгой должны участвовать все отраслевые исполнительные органы государственной власти МО г.Новый Уренгой, ответственные в пределах своей компетенции за весь комплекс вопросов, связанных с экологической безопасностью и охраной окружающей природной среды.

В целях совершенствования системы управления окружающей средой и обеспечения экологической безопасности автором дипломной работы предлагаются следующие мероприятия:

- разработать и внедрить систему целевых и плановых экологических показателей как количественных критериев экологической эффективности проводимой исполнительными органами муниципального образования г.Новый Уренгой политики;

- довести до руководителей отраслевых исполнительных органов государственной власти муниципального образования г.Новый Уренгой, рядовых сотрудников "Основные направления деятельности Администрации муниципального образования г.Новый Уренгой ";

- разрабатывать проекты целевых программ, финансируемых из бюджета муниципального образования г.Новый Уренгой в установленном порядке, направленных на обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;

- создать Экоаудиторскую палату муниципального образования г.Новый Уренгой под эгидой Администрации муниципального образования г.Новый Уренгой.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...