Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История применения медиации в образовательных учреждениях




 

Понятие "медиация" происходит от лат. "mediare", что означает "посредничать". Медиация - это участие в конфликте незаинтересованной стороны. Сторона эта - медиатор (специалист по проведению медиации) - должна быть выбрана обоими конфликтующими субъектами. Несмотря на профессиональный вклад в дело урегулирования конфликта, решение проблемы принимают сами конфликтующие стороны.

Медиация как альтернативный судебному или административному разбирательству способ разрешения конфликтов - профессиональных споров, бытовых ссор - стала применяться с 60-х гг. XX столетия общественными советами США, Канады. Медиация расширяла границы прав и возможностей людей и юридических лиц решать свои собственные проблемы. Несмотря на то, что использование медиации периодически сталкивалось с критикой адвокатов и юристов, этот способ урегулирования конфликтов находил множество сторонников в поддержке его внедрения во все сферы человеческой деятельности.

Критика юридического сообщества сосредоточена на озабоченности по поводу эффективности применения медиации в решении проблем, минуя надлежащее судебное разбирательство. Тот факт, что уже в 1982 г. в США насчитывалось более 300 физических и юридических лиц, занимающихся этим методом в урегулировании семейных конфликтов, свидетельствовал о доверии к медиации и позволял государству поддерживать ее развитие и распространение.

Позже этот метод стал применяться в Латинской Америке и европейских странах. В Европе за короткое время медиация стала самостоятельной профессиональной практикой, благодаря во многом государственной политике стран континента. Например, во Франции практически все имущественные споры разрешаются медиаторами, минуя судебную систему. В 2003 г. в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. В Германии на протяжении многих лет ежедневно в прайм-тайм по одному из телевизионных каналов идет передача, где профессиональный медиатор проводит процедуры медиации. В Латинской Америке исследования в сфере медиации ведутся очень широко, особенно в Аргентине, и применяются в жизненной практике с начала второго тысячелетия.

В России медиация делает свои первые шаги. Принят Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Медиация как способ разрешения конфликтов с соответствующей технологией и методикой ее применения является продуктом западной культуры прошлого века, однако ее исторические корни уходят вглубь веков и тысячелетий. Практику привлечения в спор третьего лица имели древние иудеи, народы Африки, Китая, Японии.

В России этот метод внесудебного разрешения споров возник около пяти лет назад. Применение медиации (посредничества) как способа разрешения коммерческих споров впервые закреплено в нормах Арбитражного процессуального кодекса в 2002 г. Сторонники метода медиации считают его необходимым элементом построения и развития гражданского общества. В Германии есть термин "примирение жертвы и преступника". В Англии это называется "поддержкой жертвы".

В Москве действует Центр медиации и права Администрации Президента Российской Федерации, который ведет активную исследовательскую деятельность. Им издается журнал "Медиация и право. Посредничество и примирение".

Этой альтернативной возможностью разрешения конфликтов начали интересоваться образовательные учреждения, разрабатывались методы применения медиации с участием педагогов, психологов, конфликтологов. Известно, что ежедневно сотни тысяч детей школьного возраста во всем мире подвергаются издевательству со стороны как своих сверстников, так и учителей. К сожалению, ликвидировать это явление полностью не удается. Посредством медиации предпринимается попытка создания взаимного сочувствия и взаимопонимания между конфликтующими сторонами. Способствование пониманию и уважению друг друга считается важной задачей посреднической деятельности. Использование медиации в школах способствует предупреждению насилия и сокращению применения дисциплинарных мер для решения внутренних проблем, а также воспитанию молодого поколения в духе мира и гражданской ответственности. В некоторых школах медиация входила в школьную программу, а учителя проходили базовое обучение технике посредничества. Программы были направлены не только на изменение психологического климата учебных заведений, но и на обучение учащихся применению методов разрешения конфликтов за пределами школы ненасильственным путем. Несмотря на некоторые различия административного характера, программы в школах похожи друг на друга.

Базовое образование предлагает интенсивные тренинги по разрешению конфликтов для учащихся, учителей, сотрудников учебных заведений. Программы медиативной техники отличаются друг от друга с учетом не только возрастного фактора, но и социальной значимости проблем - наркомании, насилия, шовинизма, нетерпимости, трудоустройства и др.

В настоящее время в развитых зарубежных странах медиация стала признанным и весьма эффективным методом разрешения конфликтных ситуаций в учебных заведениях - как средних, так и высших. Урегулирование конфликтов происходит в тесном сотрудничестве с педагогами для планирования курса посредничества, определения правильного подхода к разрешению конкретной конфликтной ситуации. Медиаторы должны иметь возможность оценить, когда конфликтная ситуация требует вмешательства со стороны специалистов, учителей или сверстников.

В настоящее время в США действуют более 8500 групп школьных подростковых медиаторов, работа которых признана учительской средой, которая еще несколько лет назад не была знакома, кроме незначительного количества энтузиастов, с концепцией и методикой такого посреднического подхода в решении проблем средних образовательных заведений. Росту популярности медиации с участием ровесников способствовали различные педагогические, образовательные и социальные теории, на базе которых были подготовлены школьники, студенты для разрешения споров среди своих учащихся.

В своей простейшей форме медиация с участием ровесников подразумевает посредничество небольшой группы школьников и студентов в решении споров и проблем. Школы могут использовать различные модели урегулирования конфликтов, в частности, с привлечением учителей, родителей учащихся. В зависимости от ситуации учителя и родители могут играть более или менее активную роль в процессе разрешения споров.

У детей, овладевших методами медиации, сформируется иной образ мышления, базирующийся на справедливом, честном отношении к жизни, т. к. именно благодаря такому подходу к решению конфликтных ситуаций возможно необходимое взаимопонимание между людьми. Надо полагать, что создание в школах центров медиации, где будут обучаться дети методам урегулирования конфликтов, разрядит конфликтогенную обстановку не только в самой школе, между учениками, но и в их семьях, т. к. отношение к жизненным ситуациям изменится у детей. Приобретенные навыки понадобятся им также при социальной адаптации во взрослой жизни.

Известно, что подростки не признают авторитета старших и их жизненного опыта. По этой же причине во многих случаях обученные технологии медиации сверстники способны достичь больших успехов в деле урегулирования споров и проблем, чем взрослые профессионалы. Конечно, пройдя небольшой курс по медиации, ни ученики, ни учителя не могут стать профессиональными медиаторами, отчасти по причине нарушения основного принципа медиации - нейтральной позиции постороннего посредника. Здесь имеет место быть другое достижение, заключающееся в том, что конфликты можно решать и принципиально другим методом - мирным путем.

Наряду с традиционными способами анализа и разрешения возникающих проблемных ситуаций в образовательных учреждениях, какими являются, в частности, психологические тесты и консультации, административные и правовые методы, в рамках медиативных технологий широко стали внедрять практику, которая позволяет учащимся учебных заведений самим участвовать в переговорном процессе и принятии решений в конфликтных обстоятельствах.

Однако в зависимости от конкретных обстоятельств по мере необходимости к посредничеству могут подключиться сверстники, учителя, а также посторонние для учебного заведения специалисты. Учащиеся проходят специальную подготовку, позволяющую грамотно посредничать между конфликтующими сторонами, непредвзято и объективно оценивать ситуации.

Статистика опыта привлечения сверстников в решении тех или иных проблем показывает, что психологический климат в школах улучшается, а такие явления, как насилие, нетерпимость и национальная неприязнь, уменьшаются.


Понятие школьной медиации

 

В настоящее время метод медиации широко применяется в решении конфликтов среди школьников. С 2001 г. в нашей стране начинает свое движение так называемая школьная медиация, которая, например, в скандинавских странах является неизменной составляющей техники разрешения конфликтов в школе. Школьная медиация - механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов в школьной среде, так или иначе касающихся детей и молодежи. Также внедрение школьной медиации способствует общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый - ребенок, педагог, родитель - начинает чувствовать себя более защищено.

Школьная медиация - это собирательный термин для использования медиации в воспитательно-образовательной деятельности (начиная с семьи и дошкольных учреждений и заканчивая вузами). Медиация создает условия для разрешения конфликтов, возникающих в учебных заведениях, без посторонней помощи. Она благотворно влияет на становление личности учащегося, что создает условия для воспитания поколения людей, не просто умеющих цивилизованно себя вести, знать правовые нормы, но и менее подверженных агрессивным формам поведения.

Школьная медиация - это еще один шаг к развитию гражданского общества и вовлечению в этот процесс молодого поколения. Методы школьной медиации позволяют использовать их и при разрешении конфликтов не только в образовательном пространстве, но и в работе по профилактике агрессивности и насилия в обществе.

Школьная медиация - это серьезная педагогическая программа, требующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, самих детей, педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов. Было бы целесообразно, чтобы каждое учебное заведение имело группу медиаторов из числа своих педагогов, а также специально подготовленных профессионалов-медиаторов. В свою очередь, школьные медиаторы могли бы обучить методам медиации учащихся, родителей, администрацию школы, преподавателей вузов и другие категории граждан.

Становится актуальной потребность в профессионалах-медиаторах в сфере образования, способных содействовать формированию таких гражданско-личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение к закону, коммуникативность, преданность идеалам правового государства. Таким образом, школьный медиатор будет способствовать восполнению пробела, создаваемого отсутствием необходимого объема правовых знаний у учащихся.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация - технология, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Главная задача восстановительной медиации состоит в изменении мировоззрения личности и сложившихся стереотипов в разрешении уголовно-правовых конфликтов, а для этого необходимо:

) создавать прецеденты по использованию конвенциальной формы разрешения конфликтов;

) разрабатывать и реализовывать образовательные и просветительские программы, готовить необходимые кадры;

) наполнять информационное пространство и формировать общественное мнение в отношении применения конвенциальной формы разрешения конфликтов;

) разрабатывать регулирующие нормативно-правовые документы в области разрешения конфликтов;

) внедрять Стандарты восстановительной медиации, разработанные и утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 г.;

) обеспечивать ресурсами процесс внедрения и реализации, отдельных медиативно-восстановительных проектов или программ;

) осуществлять мониторинг и оценку процесса внедрения;

) содействовать научно-исследовательским работам по развитию и внедрению конвенциальной формы разрешения конфликтов.

На наш взгляд, основными стратегическими задачами в развитии восстановительной медиации по конфликтам являются:

) Совершенствование образовательно-просветительской деятельности. Разработка, пополнение и внедрение образовательных программ по тематике восстановительного правосудия: информирование судов, Следственного комитета, полиции о примирительных процедурах и пользе медиации. Склонение их к применению таких процедур в своей практике;

внедрение в школьное и студенческое самоуправление медиации и примирительных процедур. Подготовка 10-15 медиаторов из числа социальных педагогов или школьных психологов, студентов;

внедрение в систему высшего образования обязательной дисциплины "психология конфликта", в ходе изучения которой понимается сущность конфликта, а также приобретаются навыки его разрешения, урегулирования; внедрение в систему повышения квалификации педагогов образовательных дисциплин по профилактике конфликтов и коррекционной работе с подростками.

В этой связи необходимо подготовить программы для института повышения квалификации, аспирантуры и докторантуры и добиться их утверждения Правительством РФ;

обеспечение доступности для населения базовых тренингов общения и переговоров.

) Осуществление профилактики путем предоставления качественных образовательных и консультационных услуг для населения. Оказание информационно-методической помощи.

Создание методического web-ресурса по тематике внесудебной конвенциальной формы урегулирования конфликта; распространение информации о деятельности восстановительной медиации путем электронных рассылок. Создание регулярно действующей тренинговой программы по восстановительной медиации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...