Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-методическое обеспечение




 

На первом этапе своей деятельности лаборатория медиации столкнулась с дефицитом научно-методического обеспечения развития школьной медиации в образовании, дефицитом кадрового обеспечения (сокращение педагогов-психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях). Стало понятно, что организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области школьной медиации и создание школьных служб примирения в образовательных учреждениях потребует серьезных временных и интеллектуальных усилий.

Сегодня главная цель деятельности лаборатории - это подготовка педагогических кадров по вопросам использования примирительных технологий в своей профессиональной деятельности.

Лаборатория ставит задачу организации информационно-методического центра для проведения супервизий, разбора сложных ситуаций в процессе использования примирительных технологий, оказание профессиональной помощи действующим медиаторам. Также в числе задач деятельности лаборатории ставятся такие, как подготовка методических рекомендаций по созданию "Школьных служб примирения" на базе образовательных учреждений.

Сбор и анализ информации обо всех мероприятиях международного, регионального, территориального и окружного уровня, посвященных вопросам создания служб медиации в образовательной среде, сбор и анализ информации о состоянии действующих служб медиации (статистические данные) позволяют планировать мероприятия по подготовке и повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования восстановительных технологий в профессиональной деятельности.

Апробация научно-методических результатов деятельности лаборатории происходит, в первую очередь, в базовых образовательных учреждениях Института.

Это четыре школы различных типов, реализующих программы общего образования и имеющих опыт экспериментальной работы. Формат апробации различен: от семинаров-тренингов и краткосрочных курсов до конференций и открытых выездных мероприятий. Сотрудники лаборатории сегодня активно работают над организацией сетевой платформы научно-методического опыта школьных медиаторов.

Реализация данных направлений связана с обновлением подходов к научно-методическому сопровождению профессионального роста педагогов.

Сотрудниками лаборатории медиации разработана программа повышения квалификации "Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде", программа творческой лаборатории "Восстановительный подход к решению конфликтов в школе" ("Школьные службы примирения").

Программа повышения квалификации "Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде" рассчитана на педагогических работников (учителя, социальные педагоги, психологи, заместители директоров по УВР, уполномоченные по правам ребенка). Цель программы - повышение профессиональной готовности и компетентности педагогов при разрешении конфликтных ситуаций через применение восстановительных технологий.

В ходе реализации программы планируется:

) сформировать у педагогов представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

) сформировать навыки применения восстановительных технологий в практике педагогической деятельности;

) способствовать развитию у педагогов коммуникативных, рефлективных навыков, необходимых для работы в качестве медиатора.

В основу программы положен модульный принцип построения разноуровневой программы для осуществления дифференциации и индивидуализации обучения в системе повышения квалификации.

Образовательная программа включает в себя аудиторную и внеаудиторную нагрузку - теоретические и практические модули. Теория и практика чередуются таким образом, чтобы слушатели могли участвовать в практических занятиях, имея достаточные теоретические знания.

Занятия в рамках программы проводятся, в основном, в форме проблемных курсов. Также практикуются: семинар-исследование, семинар-дискуссия, рефлексивный, постоянно действующий семинар, дистантные семинары, консультации, стажировки, мастер-классы, творческие мастерские, деловые, проблемно-деловые, организационно-деятельностные игры, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции, просмотр и анализ видеороликов.

Предусмотрена диагностика профессиональной готовности слушателей - многоступенчатая система, состоящая из анкетирования с целью выявления уровня знаний специалиста по рассматриваемой теме, собеседования с целью диагностики полученных знаний; круглого стола; зачёта с целью диагностики уровня полученных знаний.

Слушатель, освоивший программу должен обладать следующими компетенциями:

Знать:

1) особенности применения медиации в социальной и образовательной среде и при разрешении отдельных категорий споров;

) правила проведения примирительной процедуры.

Уметь:

1) оказывать консультативную помощь по вопросам применения и организации процедуры медиации при разрешении отдельных категорий споров;

) диагностировать конфликт;

) организовывать и проводить процедуру медиации с учетом особенностей сферы возникновения конфликта;

) проводить примирительную процедуру.

Владеть:

1) технологиями разрешения конфликта, эффективного общения;

) средствами, методами и формами предупреждения и регулирования конфликта.

Программа содержит четыре основных модуля:

теоретико-методологический;

содержательно-методический;

практико-ориентированный;

контрольно-оценочный.

Модуль 1 - теоретико-методологический. Модуль раскрывает основные принципы защиты прав детей в Российской Федерации, нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка в России, общественные организации, занимающиеся правами детей.

Модуль 2 - содержательно-методический. Данный модуль представлен разделами:

Поведение и общение личности в конфликте.

Понятие о технологиях примирения.

Позиция ведущего программы примирения.

Документация ведущего программы примирения.

Виды программ примирения.

Технологии примирения в решении школьных конфликтов.

Организация работы школьных служб примирения: встраивание в структуру образовательного учреждения, организация системы работы.

Модуль 3 - практико-ориентированный. Слушателям представлена возможность на базе образовательных учреждений освоить техники эффективной профилактики конфликта и коррекции конфликтного взаимодействия, отработать навыки медиации.

Модуль 4 - контрольно-оценочный. Представлен входной и выходной диагностикой, предполагает также проведение круглого стола.

В рамках лаборатории организована работа базовых образовательных учреждений. Базовая площадка - это открытая, диагностически оснащенная система, обеспечивающая апробацию новых идей, моделей, программ, технологий. Целью создания базовых площадок является апробация методических рекомендаций по организации школьных служб примирения внедрение инновационных авторских программ педагогов.

Задачи базовых площадок:

создание единого информационного пространства на территории города;

пропаганда восстановительных технологий;

формирование информационно-методической базы для проведения обучающих семинаров и научно-практических конференций в рамках области.

С целью оценки уровня конфликтности образовательной среды школ подготовлены диагностические материалы для проведения мониторингового исследования.

Целью проведения мониторинга является:

установление лиц, из числа ближайшего окружения учащихся, которые чаще всего становятся участниками конфликтов (родители, педагоги, друзья, одноклассники);

выявление ресурсов учащихся на самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций;

ранжирование причин возникновения конфликтных ситуаций среди учащихся (избиение, кража, обида, оскорбление, вымогательство, обман, недопонимание, ложь, сплетни, жадность, зависть);

определение возможности участия сверстников в разрешении межличностных конфликтов.

Подготовка медиаторов возможна на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, а также других педагогических вузов России, в структуре которых существует юридический факультет, нацеленный на гражданско-правовое образование студентов, молодежи, формирование ее правовой культуры.

Именно педагогические вузы имеют возможность через социально-гуманитарную и психолого-педагогическую культурно-образовательные среды, составляющие основу педагогического вуза, создать образовательный контекст для подготовки на юридических факультетах медиаторов через юридический бакалавриат и магистратуру, а также бакалаврские и магистерские образовательно-профессиональные программы по конфликтологии. В РГПУ им. А.И. Герцена в структуре юридического факультета действует учебная лаборатория конфликтологии, нацеленная на разработку интегративных с юриспруденцией образовательных программ в области юридической, педагогической, психологической конфликтологии. Бакалавры и магистры юриспруденции и конфликтологии способны внедрять методы школьной медиации для решения важных вопросов в образовательной сфере, в формировании гражданственности, так как медиация является не только порождением высокой культуры людей, использующих ее, но также способом формирования культурной среды. Выпускник юридического факультета педагогического вуза способен стать школьным медиатором.

Вывод: следует рекомендовать Министерству образования и науки РФ не только ввести в общеобразовательные учреждения штатные единицы школьных медиаторов, но и оказать содействие педагогическим вузам в подготовке школьных медиаторов через основные образовательные профессиональные программы, а также через систему повышения квалификации и переподготовки кадров. РГПУ им. А.И. Герцена также мог бы взять на себя задачу проведения повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере школьной медиации. Действительно, подготовка школьных медиаторов - это и есть реализация педагогическим вузом своей гражданской миссии как института российского гражданского общества.

В общей сложности, созданные механизмы урегулирования конфликтных ситуаций, альтернативные административным, - это новое, но весьма перспективное направление в профилактике детских конфликтов. Использование восстановительного подхода уже имеет положительные результаты. Это отметили комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные службы.

Заключение

 

Медиация переносит центр тяжести за рамки перехода от одного полюса сложившейся оппозиции к другому. В педагогических исследованиях и педагогической практике нередко абсолютизируется инверсия и недооценивается медиация: только порядок в школе, хаос − негативная характеристика, только свободное воспитание, только развитие индивидуальности и никакого коллектива. Такой подход не только не соответствует реальности, но и обедняет педагогическую действительность.

Понятие "событие" трактуется в философской, психологической литературе в двух планах. Во-первых, в рамках событийной концепции психологического времени, согласно которой "особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий − изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках". Ее дальнейшее развитие связано со становлением причинно-целевой концепции психологического времени, в которой "особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются ее представлениями о характере детерминации одних значимых событий другими". Во-вторых, событие трактуется как способ совместного бытия, совместного переживания.

Педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка (Д.В. Григорьев).Сегодня основное направление поисков в теории воспитания связано с вопросом, как она отвечает на вызовы и потребности современного общества.

Успех ответа на этот вопрос, с одной стороны, зависит от эффективности научного поиска в сфере методологии, теории и методики воспитания, а с другой - от наличия адекватной картины и оценки современного состояния воспитания (его теории и практики).

Что может служить основой изменений в теории и практике воспитания?

Первое и очевидное - то, что воспитание в силу своей социальной сути должно исходить из особенностей общественного развития, но при этом не идти у них на поводу. Достаточно ли хорошо мы знаем эти особенности, не находимся ли мы, педагоги, в плену неких мифов?

Второе, не менее важное для возможности изменений в воспитании, - это его методология.

Требует пересмотра и организация исследовательского поиска в области теории воспитания. До сих пор не удается перейти к подлинно комплексному исследованию, в котором на равных участвовали бы философы, социологи, психологи, педагоги. Речь должна идти не о координации, а о полноценном совместном исследовании, когда педагогическая проблема рассматривается разными специалистами с разных позиций.

Проведенные исследования выявили противоречия и несоответствия между интенсивно растущей конфликтогенностью педагогической среды и готовностью педагогического сообщества к ее преодолению, между возрастающим уровнем требований к коммуникативной культуре педагога и степенью его готовности к конструктивному разрешению конфликтов, между уровнем теоретической разработанности проблем конфликтологии и уровнем сформированности у педагогов опыта работы с конфликтами, между уровнем теоретической конфликтологической подготовленности преподавателей и уровнем их готовности к практической работе с конфликтами.

К сожалению, во многих вузах страны отсутствуют предметы, раскрывающие прикладные знания в области конфликтов между участниками образовательного процесса. Не осуществляется подготовка студентов к рациональному и конструктивному поведению в ситуациях, когда конфликты в области школьной и вузовской жизни являются одним из стрессогенных и деструктивных составляющих ее характеристики. Не сформировано у преподавателей понимание того, что без специальных знаний невозможно эффективно воздействовать на конфликты в воспитательном процессе.

Представляется, что эффективному решению сложившихся проблем способствует развивающаяся в России новая область междисциплинарного научного знания - конфликтология. Согласно нормативным документам в содержании общего и профессионального образования, конфликтология входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников, социологов, политологов, педагогов, психологов и т.п. Все чаще конфликтологи разного уровня обращаются к проблемам педагогических конфликтов, их профилактике. Исследуются процессы формирования готовности будущих учителей к их разрешению.

Тем не менее, имеется острая потребность в своевременном определении проблемных направлений деятельности различных учебных заведений по модернизации образования и в получении надежной информации для принятия обоснованных и адекватных управленческих решений. Выполнение задач возможно благодаря проведению мониторинга образовательной среды, масштабных междисциплинарных исследований, поэтому важная роль сегодня отводится взаимодействию школа - вуз.

Перед вузами ставится задача привлекать учителей к повышению квалификации, мотивировать их к получению новых квалификаций, активно работать с талантливыми детьми, оценивать качество школьного образования и т.д.


Литература

 

. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб., 2011.

. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей. - М.: МОО Центр "СПР", 2005.

. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. -2008. - № 2.

. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - №5.Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.

. Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. - М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2009.

. Официальный сайт Общественного центра "Судебно-правовая реформа": http://sprc.ru/ shsp_index.html.

. Стандарты восстановительной медиации //Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. -М.: Центр "СПР", 2010.

. www.mediacia.com

. Бочарова Ю.Ю. Ориентация теории и практики образования на продуктивный конфликт (на примере ФРГ): автореф. дисс. … канд. пед. наук. Красноярск, 2004.

. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). Т. 3. - М.,1991.

. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев,1986.

. Селиванова Н.Л. Современное воспитание: тенденции и перспективы развития теории и практики//Воспитание в социокультурном пространстве России: коллективная монография. − М., 2009.

. Смирнова Н.М. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественные науки и современность. - 1993, №1. - С.85.

. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников [Текст]: Дис.. д-ра пед. наук. - М., 2007. - 362с.

. Сушкова В.Н. Образование и образованность: критерии различия // Образование и образованность: плюсы и минусы глобализации: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Н. Васильева. Тюмень: ТГАКИСТ, 2010.

. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: www.newparlament.ru/docs/view/1764

. Баныкина С.В. О готовности педагогического состава школ к модернизации образования в России // Конфликтология. СПб., 2007. № 2.

. Проблемы обеспечения качества современного образовательного процесса: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Н. Васильева. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011. 308 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...