Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановительное посредничество в медиации




 

Посредник работает с уже имеющимися ситуациями, ему не надо их создавать. В ходе медиации и "Кругов сообщества" могут возникать разные воспитательные эффекты, например:

подростки начинают строить коммуникацию, слышать себя и другого. И многие из них в дальнейшем в подобных ситуациях применяют освоенные в ходе медиации способы взаимодействия, не давая конфликту разгореться;

люди зачастую не высказывают свои чувства, а выражают их в виде оскорблений, упрёков вплоть до насилия. Подростки в ходе медиации начинают понимать и принимать свои чувства и чувства других участников ситуации (такие, как стыд, страх, обида, злость и пр.), высказывать в корректной форме свои чувства, называть их, избавляться от их негативного влияния;

подросток в ходе медиации учится принимать на себя ответственность (за исправление всех негативных последствий своего поступка). Например, многие родители решают все сложные ситуации за ребёнка, поэтому он или инфантилен, или, наоборот, разрушает всё вокруг себя, не чувствуя никакой ответственности. Медиация сфокусирована на принятии ответственности подростком;

анализ (рефлексия) произошедшего события с разных точек зрения и разных позиций. В сознании большинства подростков болезненный опыт "схлопывается", вытесняется или воспринимается как нечто независящее от самого подростка. На медиации же подросток обсуждает следующее: как событие разворачивалось во времени, к каким последствиям привело, как к этому отнеслись разные люди (родители, друзья, учителя), какие чувства испытывал он и остальные участники ситуации, что, на его взгляд, чувствует и хочет вторая сторона конфликта, какие он видит выходы из ситуации и к каким последствиям они приведут;

планирование подростком своего будущего и поиск поддерживающего окружения;

подросток вступает во взрослые, ответственные отношения с людьми (с родителями, другими участниками конфликта, друзьями);

подросток больше узнаёт о жизни, о других людях (кто что любит, чем интересуется, что для кого представляется значимым и что беспокоит) и часто раскрывается сам, устанавливая неформальные отношения;

для подростка в какой-то степени становятся значимыми такие ценности, как уважение и внимание к другому, управление своей жизнью.

Можно сказать, что служба примирения - это команда ребят и взрослых, которая транслирует в школе определённые ценности конструктивного взаимодействия. Основной способ трансляции у этой службы - "круги сообщества", в ходе которых реализуются ценности восстановительной медиации и ситуация меняется в лучшую сторону. Второй способ - это коммуникация с людьми в ходе презентаций и обсуждений, например: "Почему эту конфликтную ситуацию не передали в службу примирения"? "Круги сообщества" и другие формы работы по разрешению конфликтных ситуаций постепенно насыщают школу ценностями восстановительной медиации. Часто это вызывает неприятие, сопротивление, недоверие и непонимание значительной части педагогического коллектива. Но без смены установок и ценностей не будет и серьёзных изменений в школе.

Обсуждение ценностей мы часто начинаем на тренинге по медиации и продолжаем на тренинге по "Кругам сообщества". Ребята зачастую впервые задумываются над следующими вопросами:

"Какие ценности передаются в вашей семье?", "В каких случаях это происходит?", "Как вы передаёте и можете передавать их другим?"

Подростки обсуждают это дома с родителями. Нередко оказывается, что в семьях есть свои ритуалы для обсуждения ценностей (например, отец с сыном забирались под крышу деревенского дома и там по вечерам подолгу разговаривали).

Вывод: Воспитательная деятельность начинается с установления контакта и построения пространства для диалога и понимания. К сожалению, этому важнейшему этапу не учат в педагогических и психологических институтах.

При работе воспитателю важно учитывать самостоятельное движение подростка к изменению ситуации. Это могут быть его предложения по решению проблемы, его внутренний процесс осознания случившегося, который требует времени.

В соответствии с пунктом 4 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать федеральным властям утвердить соответствующие региональные стратегии действий в интересах детей.

В разделе "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия" задать следующие направления деятельности:

. Развитие сети психолого-педагогических служб для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением.

. Организация лаборатории медиации на базе кафедры педагогики и психологии института развития образования.

. Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия на базе учреждений социальной защиты населения и учреждений молодежной политики.

. Организация школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

. Включение в порядок проведения конкурса общественных инициатив в сфере государственной молодежной политики специальной номинации: "Социальные проекты, направленные на развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия".

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...