Понятие о современных формах и технологиях обучения в высшей школе
В процессе организации обучения в высшей школе выделяют следующие формы: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), экстернат. Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток, на наш взгляд, является не вполне оправданным - у студентов заочной формы обучения занятия также проводятся в дневное время). По очной форме обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения заключаются в максимальном объеме "обучающе-воспитывающих" взаимодействий всех участников образовательного процесса, в возможности использовать все виды педагогического контроля, в широкой представленности групповых методов обучения и, наконец, в возможности дать максимальный объем содержательного материала. Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима. Очно-заочная (вечерняя) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами. Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля. К этому перечню неправомерно иногда добавляют дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и обучение студентов заочной формы по выходным (ЗВД).
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:
Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции , которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам). Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Лекция выполняет следующие функции:
Выделяют следующие виды лекций:
Структура практических занятий:
Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения, обращают внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.
Слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. В педагогической практике сложились следующие виды семинаров: Междисциплинарные. На занятиях рассматривается тема в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На семинар также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи. Проблемные. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса. Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы. Системные. Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни. Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики. Критерии оценки семинарского занятия:
В лабораторных работах особую роль играет совместная групповая деятельность. Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается, как правило, при прохождении производственной практики на конкретных рабочих местах. Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения. Правильная организация СРС, улучшение ее материально-технической баз (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет и т.п.) позволяют решить несколько важнейших задач:
В процессе выполнения самостоятельной работы выделяют следующие уровни:
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков. Реконструктивные самостоятельные рабо ты. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты. Творческие самостоятельные работы требуют анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты). На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Выделяют следующие признаки технологии обучения:
Любая технология обучения включает:
Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
Краткий анализ технологий обучения представлен в табл. 6. Таблица 6. Характеристики технологий обучения
Следует отметить, что в современном педагогическом процессе обучения все большую популярность обретает модульная технология. В чем ее суть и особенности? Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. С модульной технологией можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения). В современных технологиях обучения активно используют метод проектов , позволяющий наиболее полно осуществить индивидуальную траекторию учебы, реализовать личностные мотивы и цели обучаемого. Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся:
Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. Дебаты формируют:
Суть дебатов заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. При работе методом кейсов обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Цели и области применения метода кейсов (анализа конкретной ситуации):
Основания типологизации кейсов (конкретных ситуаций):
Структура описания кейса (конкретной ситуации): Временная структура кейса - любая ситуация в кейсе происходит по временной системе координат. Поэтому учащиеся, работающие с кейс-материалом, должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Сюжетная структура кейса - четкая сюжетная линия определяет интерес учащихся, их увлеченность материалом. Разъяснительная структура - изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна до мельчайших подробностей. Личностные достижения учащегося определяются:
Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|