Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс




Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.

Целенаправленно организованный процесс управления социализацией правомерно называют образованием. В данном аспекте, под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Функцией образования является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский ).

Система образования намного сложнее любых других систем, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.

Особенность образования как феномена социальной жизни заключается и в том, что основным видом деятельности учреждений образования признается создание образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными организациями, осуществляющими платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

Образовательные услуги - это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью образовательных услуг является удовлетворение запросов на получение информации (знаний), способов формирования умений и профессиональных навыков и освоение их обучающимся. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Правила оказания платных образовательных услуг определены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505, (с изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005 г., 15 сентября 2008 г.).

Современное понимание образовательных услуг также находим в Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 года): " Образовательные услуги - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью" (выделено в тексте авт.).

Образовательные услуги имеют направленность, (не случайно) созвучную с приведенной выше системой компетенций выпускников современных вузов:

Социальная - ориентирована на потребности развития организаций и социальных общностей.

Социально-культурная - ориентирована на потребности развития человека.

Профессиональная - ориентирована на потребности рынка труда.

Таким образом, сегодня не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и желательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.

К характерным свойствам образовательного процесса относят:

  • двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
  • направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
  • взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;
  • реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...