Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная образовательная система России




Система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.

Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

  1. федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
  2. организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
  3. органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
  4. организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
  5. объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.

В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование;

2) общее образование:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

3) среднее профессиональное образование:

  • подготовка квалифицированных рабочих;
  • подготовка специалистов среднего звена.

4) высшее образование:

  • бакалавриат;
  • магистратура, подготовка специалиста;
  • подготовка научно-педагогических кадров.

Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

  • государственными;
  • муниципальными;
  • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  1. дошкольная образовательная организация;
  2. общеобразовательная организация;
  3. профессиональная образовательная организация;
  4. образовательная организация высшего образования.

Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы делятся на:

  1. организации дополнительного образования;
  2. организации дополнительного профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности используются различные формы получения образования:

1) В образовательном учреждении:

  • очные;
  • очно-заочные (вечерние);
  • заочные формы.

2) В форме семейного образования;

3) Самообразование;

4) Экстерн.

В соответствии с действующим Законом "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

  1. Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
  2. Федеральные ведомственные органы управления образованием;
  3. Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

В соответствии с действующим российским законодательством, к компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:

  1. разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  2. разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
  3. государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  4. установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов, а также установление требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
  5. формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  6. прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  7. создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  8. разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  9. прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
  10. контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Система образования в России и других странах - открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

В заключение отметим следующее.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

Вопросы для самопроверки

  • В чем сущность понятия "образование"?
  • На что направлено содержание образования (относительно личности, государства)?
  • Что должно обеспечивать содержание образования?
  • В чем различается содержание образования на разных уровнях обучения (начальное, среднее, высшее)?
  • Чем различаются примерные и основные образовательные программы?
  • Что означает понятие "компетентностный подход" в образовании?
  • Что означает понятие "компетенция" в образовательной программе?
  • Дайте свое толкование понятия "компетентность".
  • Определите назначение и различие учебных изданий: учебник, учебное пособие.
  • В чем особенности системы современного образования как феномена социальной жизни?
  • Дайте краткую характеристику направлений современного образования как социокультурного феномена.
  • В чем сущность понятия "открытое образование"?
  • Перечислите уровни образования и формы обучения в современной системе образования Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...