Дальнейшее определение и детализация понятий
Отдохнув немного от чистой логики на жизненных примерах её применения, вернёмся к научным основам, к теории. Определим более детально рассмотренные ранее четыре пары понятий. Для этого введём специальные обозначения. Существование и все соответствующие ему по смыслу первичные понятия обозначим символом ‘н’ (наличие), а несуществование и все соответствующие ему относительные понятия обозначим символом ‘о’ (отсутствие). Например, неизменность и изменение у нас тоже будут обозначаться как ‘н’ и ‘о’. Предмет, изменяясь, становится другим. Здесь можно различить четыре аспекта (см.рис.). С той точки зрения, что предмет существует, а другой предмет - нет, изменение – это уничтожение, смерть (но). В примере с фотографией ребёнка из объяснения к седьмому тезису это значит, что наше детское тело уничтожено, его нет. Однако при этом появляется взрослое тело (он). С другой стороны, поскольку предмет и то, во что он, изменяясь, превращается - суть один и тот же предмет, имеются два типа неизменности. Во-первых, существующее превращается в существующее [нн']. Неизменное существование является полнотой в предмете. Во-вторых, отсутствие переходит в отсутствие [оо']. Неизменное отсутствие в предмете - это пустота в нём. Если ‘н’ и ‘о’ понимаются как единичность и множественность, то тогда будут иметь место такие определения: (но) – это переход от единичности к множественности (отталкивание, разложение), а (он) - это переход от множественности к единичности (притяжение, формирование). Таким образом, имеет место взаимодействие (он, но). Современная научная мысль пытается свести всё к понятию взаимодействия. Однако, при данном подходе непознанной остаётся первичная реальность, поскольку ее сущность - невзаимодействие [нн', оо']. Символ [оо'] обозначает неизменную множественность, совокупность. На санскрите она называется прадханой, первичной энергией, или хаосом. Когда мы говорим об изменении, то есть об уничтожении одного тела и появлении другого, что при этом остаётся неизменным? То, что оба тела из чего-то состоят, совокупность. Причём сами элементы, из которых эти тела состоят, не относятся к понятию совокупности, ибо они изменчивы. О прадхане нельзя сказать, что она из чего-то состоит. Мы имеем её в виду, когда говорим о предметах, что они из чего-то состоят. Другой тип неизменности, [нн'] – это неизменная единичность, вечная личность (‘я’).
Символ ‘о’ обозначает пратьякшу, тождество (он, но). Созидание чего-либо всегда происходит за счёт разрушения чего-то другого, а разрушение предполагает созидание оружия. Соответственно, символ ‘н’ обозначает шабду, различение [нн', оо']: “Я [нн'] не состою из чего-либо [оо'], а также не рождаюсь и не умираю (он, но), то есть не являюсь материей”. Такова истинная личность, сознание. “Я всегда единственен, уникален”. Символ [нн'] обозначает дух, который не отождествляет себя ни с прадханой, ни с временным телом, и осознаёт свою вечную форму, уникальность. Когда люди говорят о внешнем изменении, что их тело изменяется, либо что они меняются, и то, и другое лишено смысла. В первом случае бессмыслица возникает от того, что нет одного закреплённого за нами тела, есть разные тела, в которые мы воплощаемся в разные моменты времени, поэтому какое конкретно тело меняется? Во втором случае нелогичность в том, что, раз наше ‘я’ - свидетель изменений - одно и то же во всех этих телах, то как можно говорить: “Я меняюсь”? Правильное понимание изменения заключается в том, что я меняю тела. Это явление называется реинкарнацией. Смена тел происходит как в этой жизни, так и при переходе к новому циклу (воплощению). Согласно ведическим писаниям, когда человек входит в сон, его тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго, отправляется путешествовать в тонкоматериальном мире. Грубое тело при этом также функционирует, поскольку тонкое тело продолжает питать его через особую “серебряную нить”. Если эта нить по каким-либо причинам рвётся, человек умирает во сне. В момент, когда тонкое тело отделяется от грубого, человек в полудрёме ощущает некий толчок. В этот момент человек получает новое грубое тело, которое несколько отличается от прежнего. Все внешние изменения происходят скачкообразно (но)[9]. Человек может заснуть больным, а проснуться здоровым (и наоборот).
Возникает вопрос: куда деваются прошлые наши тела и откуда берутся будущие? Согласно Ведам, вся совокупность тел в потенциальной форме находится в невидимой прадхане. Процесс переселения духа можно сравнить с движением луча света фонарика в темной комнате (это сцена из детектива). Представим, что на стене комнаты висят разные картины. Это будет у нас грубый аналог прадханы [оо']. Луч света - это наше сознание, дух [нн']. Луч в своём движении выхватывает из темноты то одну картину, то другую (он, но). Субъективно мы будем воспринимать это как изменение: одна картина “превращается” в другую. Процессом реинкарнации духа управляет Сверхсознание [10]. Если наше сознание сравнивать с лучом фонарика, то Сверхсознание подобно включённому свету в комнате. Сверхсознание видит в прадхане всевозможные варианты “картин” (то есть тел) и направляет дух в наиболее подходящее ему по карме тело. Причина появления материальных тел - в нашем сознании; основой всех тел является прадхана, а механизмом их появления – циклическое время (он, но). Согласно Ведам, создание и уничтожение любой вещи – это проявление её из прадханы и возвращение обратно в нее же, в состояние непроявленности [оо']. Таким образом, невидимая суть любой вещи, её смысловая форма, существует вечно и проявляется циклически, воплощаясь в материи. Неизменность не означает статичность, единообразие. То, что мы называем неизменностью – это в действительности и есть настоящее изменение: не внешнее, не переход в другой предмет (но), а изменение в себе [нн']. Свойством неизменного сознания является изменение [нн'], в котором отсутствует разрушение (но): это вечное обновление, жизнь. Жизнь непостижима умом. Я, живое существо, всегда сознаю себя как неизменный и новый, я отличаюсь сам от себя [нн']. В этом заключается диалектический парадокс жизненной энергии, сознания. Дух обладает собственной динамикой, которая не связана с материей. Что касается статичности, то она как раз присуща внешней изменчивости (он, но) материи. Мы уже отмечали, что тело на самом деле не меняется, а просто происходит переход ‘я’ из одного тела в другое (что и воспринимается на уровне пратьякши как изменение тела). В отличие от внешних изменений материи, которые происходят скачкообразно (но), истинная изменчивость духа обладает свойством непрерывности [нн'].
Вдумчивый читатель наверняка захочет прояснить для себя такой момент. Ранее мы пришли к выводу, что неизменность первична по отношению к изменчивости, не зависит от неё. Свет не зависит от тени. Теперь же мы утверждаем, что неизменности присуща изменчивость, в свете имеется тень. Не является ли это ошибкой? Ответ таков: нет, не является. Если бы в свете не было тени, то он, будучи не целостным, не полным, зависел бы от тени в своем определении, являлся бы её противоположностью. Причина (свет) должна обладать свойствами своего следствия (тени), в противном случае невозможно объяснить, откуда эти свойства взялись в следствии, и понятие причины теряет смысл. Однако тень, которая имеется в свете - это совсем другая тень, не внешняя. Главным свойством света, то есть энергии, является различимость, градиент: где-то свет сильнее, а где-то слабее. Если бы в энергии не было неоднородности, то она не оказывала бы воздействия, не была бы энергией. Поскольку мы изначально определили тень как уменьшение света, то мы должны согласиться с тем, что в свете присутствует тень. Но эта тень, повторимся, принципиально отличается своей непрерывностью [оо'] от внешней тени, от светотени, которая образует резкую границу, контраст (но).
Неоднородность в свете есть свойство различимости. Благодаря данному свойству энергии мы можем воспринимать формы и цвета. Когда тучи скрывают солнце, все формы и краски окружающей природы блекнут, сереют. В Ведах говорится, что в своём первозданном виде вся красота присутствует в духовном мире, который пронизан сиянием брахмана, чистого сознания. В сравнении с духовным восприятием земная пратьякша видит только внешнюю тень, то есть даёт чёрно-белое (серое) изображение. Неизменная множественность [оо'], или прадхана - это ни что иное как энергия, которая всегда сохраняется (неизменность – это сохранение). Особенность её динамики в том, что в ней отсутствует возникновение (он). Она, как и сознание, не взаимодействует ни с чем. Хотя эта энергия хаоса является основой всех видимых материальных объектов, сама она невидима (вечно не проявлена). Если попросить какого-нибудь человека показать нам энергию, то он, скорее всего, покажет на любой окружающий его предмет. Однако предметы не являются энергией, хотя и сделаны из неё. Предметы временны, а энергия [оо'] вечна. То же самое относится и к сознанию [нн']: хотя мы наблюдаем различные его проявления, само сознание (вечный дух) мы не можем воспринимать с помощью пратьякши. Прадхана сравнивается в ведических источниках с почвой, на которой растут деревья всевозможных материальных проявлений. Деревья берут все элементы из почвы, но сами принципиально отличаются от неё своей недолговечностью. Заметим, что без сознания время не может проявить из прадханы какой-либо материальный объект. Присутствие времени в прадхане – это то, что в физике называется виртуальным состоянием материи: объекты создаются и тут же разрушаются (он, но). Благодаря сознанию [нн'] появляется функция поддержания, из-за чего и “существуют” временные формы, объекты материи. Созидание – это будущее (он), а разрушение – прошлое (но). Настоящее [нн'] - категория духовная, и в материальном мире только единицы (освобождённые личности) живут в нём. Настоящее – это вечность. (он, но) – это “инь-ян”, символ пратьякши, видимости. Рождение (он) - это существующее, которое пока еще выглядит несуществующим, а смерть (но) – это несуществующее, которое пока еще выглядит существующим. Это значит, что рождение происходит в момент зачатия, а не тогда, когда ребёнок выходит из тела матери. Человек уже есть, хотя его не видно и кажется, что его ещё нет. С позиции логики пратьякши, аборт – это предотвращение рождения, а согласно логике, основанной на шабде - убийство. Как мы обсуждали ранее, в момент смерти человека его тело остаётся прежним, поэтому кажется, что человек есть, хотя в действительности его уже нет.
Материалистическая наука объясняет сознание и жизнь взаимодействием на молекулярном уровне. Посмотрим, что это значит. Известно, что момент смерти, по смыслу, – это одномоментное событие. Человек не бывает “почти живым” или “почти мёртвым”. Он либо жив, либо мёртв. В момент смерти из глаз исчезает живой блеск, а осциллограф, фиксирующий электрические колебания в мозге, показывает прямую линию. Возьмём промежуток времени между тем моментом, когда человек был ещё жив, и тем моментом, когда обнаружилось, что он умер, и устремим его к нулю, к моменту смерти. За это ничтожно малое время на молекулярном уровне не могло произойти никаких изменений, поскольку для этого понадобилась бы бесконечно большая энергия. Вопрос к ученым-материалистам: почему человек умер, если в момент смерти не происходило никаких изменений в биохимической структуре? Подлинно научное объяснение одно: в момент смерти от тела отделяется сознание (дух), сама жизнь. Поскольку сознание нематериально и не имеет массы, оно отделяется от тела мгновенно. Для того, чтобы сделать обсуждаемые в данной книге понятия максимально наглядными, мы можем устроить их математическое представление. Читатель, не имеющий университетского физико-математического образования, эту часть текста может пропустить и ознакомиться с выводами. Неизменная единичность может быть представлена единицей: нн' = 1. Соответственно, оо' = -1. Противоположная категория, то есть изменение в этом случае будет представляться мнимыми числами: он = i, но = -i. Что касается математических объектов, которыми могут быть представлены наши символы, то первый объект в паре (например, в паре нн' это н) будет функциональным оператором, а второй – соответствующей ему переменной. Таким образом, мы имеем для неизменности: н = Dн', о = –Dо', а для изменения: о = iDн, н = –iDо. Динамические уравнения состояния будут при этом выглядеть следующим образом: Для неизменности: Dн'Ψ+ = нΨ+, Dо'Ψ- = –оΨ–. Для изменения: DнΨ = –iоΨ, DоΨ = iнΨ. Известно, что ‘о’ и ‘н’ в квантовой теории физики называются дополнительными переменными. Это значит, что когда одна из них принимает конкретное числовое значение в результате измерения, другая не поддаётся измерению, становится неопределённой. Отсюда возникает известное соотношение Гейзенберга. В нашем случае ‘о’ и ‘н’ - это время и энергия соответственно. В состоянии, длящемся во времени, энергия фиксирована. Для этого случая мы можем записать решение уравнения состояния внешнего изменения (Ψ). Добавив к нему решения уравнений, описывающих состояние неизменности [Ψ+, Ψ–], мы получим известные всем функции, которые изобразим ниже графически: Ψ+ = Ψ0+exp(н̃н'); Ψ– = Ψ0– exp(-о̃о'); Ψ = Ψ0 exp(iн̃о). Здесь о̃, н̃ – числовые параметры.
Обсудим результаты. Состояние чистого сознания [нн'] описывается функцией Ψ+ максимально возможного роста (экспонентой). Это объясняет многие моменты, о которых говорится в ведических писаниях. Как мы знаем, сознание отождествляет себя с материей (он, но). Если сравнить динамику сознания Ψ+ и материи Ψ, то можно увидеть, что на определённом отрезке времени динамика материи носит положительный характер, как и динамика сознания. Это рождает в нас иллюзию, привязанность. Затем рост прекращается, приходит разочарование и, наконец, динамика становится отрицательной (страдание и апатия). Затем всё повторяется снова. О том как сознание высвобождает присущую ему экспоненциальную динамику, мы поговорим после того, как сформулируем Девятое утверждение. Относительно энергии [оо'] можно сказать, что в количественном отношении она сохраняется, но состояние её описывается функцией Ψ- экспоненциального затухания. Это свойство энергии известно как второй закон термодинамики (рост энтропии, хаоса в замкнутой системе). Функция же состояния всех проявлений энергии, то есть материи как таковой – это Ψ, колебательный процесс. Он лежит в основе всего, что мы видим во внешнем мире, и является одномерной проекцией вращения (фактора времени). Второй закон термодинамики даёт нам ясное представление о свойствах энергии. Изолируя любой материальный предмет от внешнего воздействия, мы тем самым определяем его истинные свойства, без примеси извне. Согласно второму закону термодинамики, в изолированном предмете начинают разрушаться все структуры (происходит рост энтропии, неупорядоченности). Это означает, что сущностным свойством всякого материального предмета является прадхана, или хаос [оо']; сам по себе он не обладают структурой, то есть внешней формой (он, но). Фактически, изолируя предмет, мы изолируем его от воздействия сознания, поскольку ничто другое материальное, обладая тем же свойством хаоса, не может воздействовать на данный предмет, чтобы создать в нём структуру (он). Воздействие со стороны внешнего предмета происходит только потому, что сам он структурирован, то есть является агентом, через которого действует сознание [нн']. Именно сознание вносит в хаос единичность (форму, замысел); поэтому возникают структуры, все творения (он). К примеру, мы заходим в свою комнату, видим там “хаос” и наводим порядок. Внешне кажется, что предметом, воздействующим на комнату, является наше тело, но на самом деле оно - лишь агент нашей сознательной воли. Сознание оказывает на материю антиэнтропийное действие. Это значит, что сознание нематериально. Отрицая этот простой факт, учёные - материалисты в принципе не могут дать последовательно научное объяснение появлению какой-либо структуры. Особенно явно эта проблема проявляется в существующих космологических моделях. Суть ее в том, что если сознание считать материальным, то тогда вселенная будет замкнутой, так как вся материя, по определению, находится внутри неё. В этом случае возникает закономерный вопрос: как вообще могла появиться глобальная структура вселенной? Это противоречит термодинамике, согласно которой, в замкнутой системе не могут возникать глобальные структуры, ее энтропия не может уменьшаться. На поставленный вопрос нет ответа в рамках парадигмы материализма. Прадхана [оо'] сама по себе не создаёт каких-либо структур (он). Для этого требуется вмешательство сознательной, не зависящей от материи причины [нн']. Имеющиеся в науке модели возникновения мироздания являются изложенными на языке математики версиями истории барона Мюнхаузена о том, как он вытащил сам себя за волосы из болота. Всё, что требуется от господина барона - это просто признать существование своего спасителя. Возможно, что при этом он потеряет свой мистифицированный геройский имидж, но зато избавится от привычки врать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|