Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация основных прав и свобод граждан.




Т.16. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

(2 ЧАСА)

1. Принципы прав человека.

2. Классификация основных прав и свобод граждан.

3. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей.

Вопросы для самостоятельного изучения:

4. Личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

5. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.

6. Социально-экономические права граждан, их содержание и гарантии.

Принципы прав человека.

Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека.

Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека.

В современной литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека и их классификации. Тем не менее, все они находятся в русле признанного в международном праве базисного подхода, отраженного в следующих документах:

  • Устав Организации Объединенных Наций;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • в других международных документах в области прав и свобод человека.

Так, Устав ООН содержит в своей преамбуле положения о том, что государства подтвердили веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Указывается, что государства будут стремиться создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи.

Всеобщая декларация прав человека повторяет нормы Устава ООН о вере в права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин. Указывается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Кроме того, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах устанавливается:

– признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

– права вытекают из присущего человеческой личности достоинства;

– государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека.

Обобщив положения указанных документов, можно выделить следующие важнейшие принципы прав человека:

  • ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма);
  • принцип свободы;
  • принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой природе достоинства;
  • принцип всеобщности и универсальности прав человека;
  • принцип равноправия;
  • общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека;
  • принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека;
  • принцип терпимости (толерантности);
  • принцип справедливости.

Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в официальных документах и материалах ООН, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека.

Перейдем непосредственно к характеристике некоторых принципов, лежащих в основе института прав человека.

Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Слово «гуманизм» с латинского переводится как «человечный». Сущность гуманизма – в заботе о человеке, признании его как личности. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. ООН в своей деятельности широко опирается на этот принцип.

Принцип гуманизма неизменно предполагает уважение человеческого достоинства, т.е. утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Он предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства. В нем выражена внешняя равная оценка всех людей как представителей человеческого рода.

Человеческое достоинство – это не только общественное достояние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоуважения. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов, в том числе и в области реализации прав человека.

Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека, и наиболее ярко – в таких правах как право на неприкосновенность частной жизни, чести, право на имя, жизнь, целостность личности, на запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, на запрет рабства и принудительного труда, на признание правосубъектности, на презумпцию добропорядочности и невиновности, право на защиту своих прав, право на достойное существование и др.[1]

Свобода как принцип прав человека. Известный правозащитник С.А. Ковалев определяет права человека вообще как «кодифицированную идею свободы»[2]. Действительно, свобода индивида просматривается практически в каждом праве, а особенно зримо в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуждения, в свободе мысли, совести и вероисповедания, выражения мнения и свободной информации, свободе собраний и объединений, в праве собственности, предпринимательства, творчества и труда, в праве на убежище и т.п.

Принцип свободы означает самоопределение человека, его независимость и автономию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собственной волей и без принуждения извне.

В свободе выражена сущность, а также условия бытия человека. «Быть свободным составляет понятие человека», – утверждал Гегель[3].

Но если свобода есть только независимость и самовольность, то это и равнодушие, и непричастность, и безответственность. Такая свобода порождает эгоизм и отменяет всякие законы[4]. Поэтому лишь охраняемая и ограниченная правами других людей свобода становится прямой противоположностью своеволия и эгоизма. Моральная и правовая формула гласит: «Свобода одного человека ограничена свободой другого».

И.И. Котляр пишет, что «свобода труднее всего приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура. В государстве и обществе первым условием всякой свободы является наличие ответственности всех чиновников за все свои служебные действия по отношению к любому из граждан… Второе – это наличие ответственности всех граждан за организованность в обществе, отсутствие хаоса. В общем, как писал Цицерон, власть и свобода неотделимы друг от друга, так как в противном случае получается либо деспотизм, либо анархия»[5].

Следует отметить, что в обществе существует различное восприятие и понимание свободы. И спектр концепций, пытающихся определить понятие и сущность свободы, необычайно широк: от негативной трактовки понятия до позитивной. Приведем для примера несколько из множества существующих позиций по проблеме понимания свободы.

Так, размышляя о ценностном мире личности, профессор Р.Г. Апресян считает, что обретение свободы является великим благом, но свобода не может существовать сама по себе, она неразрывно связана с ответственностью, с сознательным самоограничением человека, с соблюдением нравственных императивов и т.д. Автор рассматривает понятие свободы с различных позиций. В самом общем смысле свобода – это отсутствие давления или ограничения. Однако свобода заключается не просто в отсутствии ограничений, в чистом виде такого состояния быть не может. Свобода – это характеристика действия, совершенного: а) со знанием и учетом объективных ограничений, б) по собственному произволению – не по принуждению; в) в условиях существования выбора возможностей.

Свобода рассматривается автором как независимость, автономия. В независимости свобода обнаруживается отрицательно – как «свобода от чего-то». Автономия выражается в неподопечности – в свободе от патерналистской опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны, в том числе со стороны государства.

В то же время, отрицательная свобода как автономия обращается в свободу положительную: автономия означает уже не только отсутствие внешнего давления, ограничения, принуждения, но и возможность собственного выбора. Свобода оказывается «для чего-то»: по крайней мере, для осуществления выбора. В данном случае понимание свободы можно выразить в слове «воля». Идея свободы воли заключается в главном – в возможности, способности и праве человека выбирать предпочтительное из альтернативных целей или задач.

Однако воля может быть истолкована также в различных смыслах: это свобода от рабства, от крепостного состояния, это данный человеку простор, выбор в поступках, это – отсутствие неволи, принуждения; это – сила и власть, могущество; но это – и своеволие, произвол.

Поэтому свобода, понимание которой ограничено только представлениями о личной независимости, самовольности, неподзаконности, иначе не может проявить себя, как в равнодушии, непричастности или безответственности. Это «свобода», порождающая эгоизм и разнузданность, ведущая к бунтарству – к отмене всякого закона, стоящего надо мной (это своеволие заявляет: «Делаю, что хочу!»), а затем и к тирании – самочинному возведению своей воли в ранг закона для других (это тирания приказывает: «Делать, что я хочу!»).

Отсюда следует понимание свободы как самообладания, которое выражается в сфере права как подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине, поддерживаемой в первую очередь государственным законодательством. В сфере морали это – сообразование личной воли с долгом. Образно это выражено в известной английской пословице: «Свобода моего кулака ограничена кончиком чужого носа»; т.е. свобода одного человека ограничена свободой другого. Именно поэтому параллельно со свободой нужно говорить об ответственности человека за свои волевые решения, действия и их последствия. Мера ответственности пропорциональна простору свободы[6].

Принцип равноправия. Из сознания того, что люди обладают человеческим достоинством, следует принцип их равной, одинаковой значимости для политической, правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенство их прав. Все должны относиться друг к другу как к равным себе.

Равноправие – принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и т.п. Равноправие следует понимать как равенство гарантированных возможностей, а будут ли востребованы эти возможности, воспользуется ли ими индивид или нет, – выходит за пределы содержания равноправия.

Хотя в действительности люди различны и неравны, однако для прав человека не имеют значения отличия людей, поскольку для обладания юридическими правами, т.е. правосубъектностью (способностью быть субъектом правовых отношений), это не важно.

В правах человека отражены различные формы правового равенства. Всем гарантируются права независимо от социального происхождения, имущественного и должностного положения, рода занятий, убеждений, мировоззрения, принадлежности к общественным организациям или политическим партиям, национальности и языка, вероисповедания, пола и возраста; женщины равноправны с мужчинами, дети и молодежь со взрослыми, все равны перед законом и судом. Принцип равноправия не признает несправедливые привилегии и запрещает дискриминацию по любым основаниям.

Тем не менее, принцип равноправия не абсолютен, он должен пониматься в контексте с принципом свободы, а также в сочетании с правом на уважение человеческого достоинства. Особенно значимо такое понимание для ситуаций и лиц, которые в силу индивидуальных особенностей и жизненных обстоятельств лишены достойного человеческого существования. Это находит отражение в действии правила позитивной дискриминации – государство и общество оказывают наибольшую помощь той социальной группе, которая находится в наиболее неблагоприятном положении. Предоставляя ей льготы и дополнительные права, создавая преференциальные режимы, позитивная дискриминация «подтягивает» нуждающихся до уровня относительного равенства с остальным населением.

Известный польский правозащитник М. Новицкий выделяет три подхода к пониманию равенства: «Если какой-то политик говорит, что он любит равенство, то нужно посмотреть, какой партийный билет у него в кармане, потому что от этого зависит то, о чем он говорит вообще. Если этот политик – коммунист, то он представляет мышление, которым было переполнено телевидение лет 15-20 тому назад, когда говорили: «Ведь у всех те же самые желудки, все должны получать одно и то же. Равенство – условие жизни».

Если о равенстве говорит социалист (я имею в виду социалистов Западной Европы), он думает, что у людей должны быть равные шансы, одинаковые возможности. Потом один будет много работать, заработает много денег и займет высокий пост. Другой не сможет, и жить ему будет хуже. Но вначале нужно дать одинаковые возможности всем. Это равенство с точки зрения социалиста. Но нельзя забывать, что если зайти слишком далеко, могут начаться проблемы. В начале двадцатого века европейские социалисты пришли к выводу, что не нужны законы о наследстве. Если ваш отец был способный, много работал, получал большие деньги, а мой ленился и работать не хотел, то получается, что у вас, как его наследника – много денег, а у меня нет. Почему вам должно быть легче? Может быть, надо выбросить законы о наследстве? Но мы чувствуем сразу, что зашли слишком далеко.

И есть третий тип понимания равенства. Это либеральный тип. Для либералов равенство – это равенство законов и равенство первенства. Равенство законов – это понятие, очень близкое кзапретам дискриминации… Что такое запрет дискриминации? Это запрет биологически необоснованного разделения людей. Пример: закон, который говорит, что татарин или блондинка не могут водить машину, – это дискриминация татар и прекрасных блондинок. Но закон, который говорит, что слепой не может водить машину, – это не дискриминация, потому что имеется сильное физиологическое обоснование этого закона. И разные документы по правам человека, разные международные конвенции о правах человека перечисляют разные черты, по которым не позволяется различать людей по национальностям, религиям, и прочее, и прочее.

Если законодательство запрещает дискриминацию, там не будет таких слов как мужчина, женщина, татарин, русский, поляк, православный, католик и т.д. Если появляются в законах слова такого типа, то уже включается звонок: «Очень вероятно, что такой закон – дискриминация». Едва ли можно оправдать введение в законодательство таких слов.

Равенство перед законом сложно обеспечить. Чтобы суд, чиновник относились одинаково ко всем людям. Этого не получается. Нигде в мире не получилось организовать такой системы, чтобы и богатый, и бедный человек, если их поставят перед судом, имели равные возможности. У богатого всегда адвокаты будут получше. Можно применять разные способы, чтобы уменьшить эту проблему, но до сих пор никому в мире не удалось полностью ее решить. Это было несколько слов о проблеме равенства, о трех типах понимания равенства: равные желудки, равные возможности и равные законы»[7].

Принцип солидарности. Солидарность в исходном смысле означает единение, совместность, взаимопомощь и поддержку. Солидарность основывается на взаимном признании прав, а следовательно – на обязанностях и ответственности. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Качество солидарности иллюстрируется большим набором прав, действующих, например, в сфере труда и капитала (право на коллективные переговоры и коллективные действия работников, в том числе и на забастовку, на защиту в случае необоснованного увольнения, на справедливые и равные условия труда и т.д.), в сфере социальной деятельности публичной власти (право на социальную помощь и пособия, охрану здоровья, охрану окружающей среды, развития образования и т.п.).

Солидарность предполагает, что пользование правами будет осуществляться, во-первых, ответственно, т.е. без нарушений прав других людей и с соблюдением необходимых мер предосторожности, исключающих причинение какого-либо вреда; во-вторых, с уважением к правам других людей, что реально лишь при добросовестном выполнении своих обязанностей; и в-третьих, при условии содействия и помощи друг другу как оптимального и наименее затратного варианта достижения общей цели. Таким образом, солидарность при осуществлении прав превращается в гарантию существования прав, а также гарантию личной и социальной безопасности.

Толерантность (терпимость) – это особый принцип прав человека, который утверждает «уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности[8].

Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения. Терпимость ограничивает враждебность людей друг к другу.

Требование толерантности (терпимости) призвано компенсировать и смягчать противоречия плюрального общества. Равенство, солидарность, демократия и свобода действенны при условии реальности толерантности.

Терпимое общество не допускает предвзятости или дискриминации, подавления или неуважения прав тех или иных членов общества.

Терпимость основана на признании права другого сохранять свою самобытность, свободу самовыражения, «права другого быть другим и оставаться другим сообразно с собственными ценностными предпочтениями»[9].

Принцип справедливости. Содержание справедливости в системе прав человека проявляется достаточно многогранно. Справедливость – понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Профессор Г.В. Мальцев определяет справедливость как «воплощение мировой гармонии на земле, общий лад в человеческих взаимоотношениях и равновесное состояние общества, где каждый служит каждому, отдает и получает «свое». Три максимы выражают основные требования справедливости: «будь честным», «не вреди другому», «воздавай каждому свое»«[10].

Принцип всеобщности и универсальности прав человека. Права человека носят всеобщий и универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений.

- Права и свободы распространяются на всех людей, без какой-либо дискриминации. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

- Проблема прав человека – всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

- Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.

- Универсальность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Классификация основных прав и свобод граждан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...