Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение рисунка на листе.

1. Название и рисунок свидетельствуют об агрессивном характере животного. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире. Рисуемое животное – представитель самого рисующего.

2. Левая сторона и низ листа – связаны с отрицательно окрашенными эмоциями и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

3. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании.

Центральная смысловая часть фигуры

1. Голова повернута влево – нерешительность, страх, боязнь активных действий.

2. Рот с зубами, клыками, клюв – вербальная агрессия, в большинство случаев защитная (огрызается, задирается, грубит).

3. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный – страх, недоверие, опасения.

4. Глаза с резкой прорисовкой радужки, пустые, отсутствует???? – страх.

5. На голове дополнительные детали: рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная, из общего образа и описания животного.

Несущая опорная часть фигуры. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Хвосты.

1. На туловище и голове расположены дополнительные детали: рога,
когти, щетина, иглы, колючки, роговые наросты, панцирь, наличие выступов,
углов и др. – тенденция к защите и агрессии.

2. Движение хвоста влево, вниз – недовольство собой.

3. Затемнение линий контура, штриховка, шипы, выступы, иглы – признаки защиты от окружающих, если выполнена в острых углах; если есть затемнения контурной линии – страх и тревога, опасения и подозрительность.

4. Поставленные щиты, «заслоны», направленные вверх – защита против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения (родители). Направленность защиты вниз – против насмешек, непризнания, боязнь осуждения. Боковые «заслоны» – готовность к защите, самозащите. То же самое означают элементы защиты, расположенные внутри контура, на корпусе самого животного. Расположение «заслонов» справа – больше в процессе деятельности (реальной), а слева – защита мнений, убеждений.

5. Словесная характеристика животного:

чем питается, есть ли друзья, враги, какое по характеру: питается людьми, подробное описание поедание жертв – агрессивность;

любимое или наиболее обычное занятие: ломает деревья – агрессивность; друзья: злые, агрессивные персонажи – агрессивность;

враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии);

враги: не имеет врагов (боязнь агрессии).

Для количественной обработки мной были введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 – не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено (см. таблицу №1).

 

Таблица №1.

№ п/п Показатели агрессивности Балл
1 Угрожающее название 0,1,2
2 Одинокий 0,1,2
3 Рисунок расположен в нижней части 0,1,2
4 Большое количество зубов 0,1,2
5 Рот с зубами и клыками, клюв 0,1,2
6 Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый 0,1,2
7 Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые 0,1,2
8 Хвост повернут влево, вниз 0,1,2
9 Затемнение линий контура, штриховка 0,1,2
10 Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя 0,1,2
11 Голова обращена влево или анфас 0,1,2
12 Крупное изображение 0,1,2
13 Неаккуратность рисунка 0,1,2
14 Сверхсильный нажим 0,1,2
15 Острые ногти, острые рога, острые наросты 0,1,2
16 Реально существующие 0,1,2
17 Оружие, режущее, колющее или рубящее 0,1,2
18 Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедания жертв 0,1,2
19 Описание образа жизни: любимое или наиболее обычное занятие: ломает деревья 0,1,2
20 Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи 0,1,2
21 Описание образа жизни: враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии) 0,1,2

Высокая агрессивность – 21 – 42 баллов.

Средняя агрессивность – 11 – 21 баллов.

Низкая агрессивность – 1 – 11 баллов.

Тест «Сказка»

(Разработана детским психологом Луизой Дюсс) [22].

Тест «Сказка» является методом выявления и снятие агрессии у детей. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходиться делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписывать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.

Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в тоже время живут в нем.

Для того чтобы добиться результатов нужно:

1. Ребенок должен почувствовать, что тест – такая же игра.

2. Иногда не нужно комментировать ответы ребенка и торопить, говоря: «Слушай теперь другую сказку».

3. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попросите рассказать ее в другой раз.

Тест «Сказка».

Первая сказка. Птенец.

Цель – выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказывается на земле. Папа летит, и садиться на одну ветку, мама садиться на другую. Что делает птенец?»

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-то ветку», «Полетит к маме, потому, что испугается», «Полетит к папе, потому, что он сильней», «Останется на земле, потому, что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его».

Типичные тревожные ответы: «Не умеет летать, поэтому остается на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет во время падения», «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.)», «О нем забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...