Положение рисунка на листе.
1. Название и рисунок свидетельствуют об агрессивном характере животного. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире. Рисуемое животное – представитель самого рисующего. 2. Левая сторона и низ листа – связаны с отрицательно окрашенными эмоциями и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. 3. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании. Центральная смысловая часть фигуры 1. Голова повернута влево – нерешительность, страх, боязнь активных действий. 2. Рот с зубами, клыками, клюв – вербальная агрессия, в большинство случаев защитная (огрызается, задирается, грубит). 3. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный – страх, недоверие, опасения. 4. Глаза с резкой прорисовкой радужки, пустые, отсутствует???? – страх. 5. На голове дополнительные детали: рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная, из общего образа и описания животного. Несущая опорная часть фигуры. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Хвосты. 1. На туловище и голове расположены дополнительные детали: рога, 2. Движение хвоста влево, вниз – недовольство собой. 3. Затемнение линий контура, штриховка, шипы, выступы, иглы – признаки защиты от окружающих, если выполнена в острых углах; если есть затемнения контурной линии – страх и тревога, опасения и подозрительность.
4. Поставленные щиты, «заслоны», направленные вверх – защита против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения (родители). Направленность защиты вниз – против насмешек, непризнания, боязнь осуждения. Боковые «заслоны» – готовность к защите, самозащите. То же самое означают элементы защиты, расположенные внутри контура, на корпусе самого животного. Расположение «заслонов» справа – больше в процессе деятельности (реальной), а слева – защита мнений, убеждений. 5. Словесная характеристика животного: чем питается, есть ли друзья, враги, какое по характеру: питается людьми, подробное описание поедание жертв – агрессивность; любимое или наиболее обычное занятие: ломает деревья – агрессивность; друзья: злые, агрессивные персонажи – агрессивность; враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии); враги: не имеет врагов (боязнь агрессии). Для количественной обработки мной были введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 – не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено (см. таблицу №1).
Таблица №1.
Высокая агрессивность – 21 – 42 баллов.
Средняя агрессивность – 11 – 21 баллов. Низкая агрессивность – 1 – 11 баллов. Тест «Сказка» (Разработана детским психологом Луизой Дюсс) [22]. Тест «Сказка» является методом выявления и снятие агрессии у детей. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходиться делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписывать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок. Цель этого теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в тоже время живут в нем. Для того чтобы добиться результатов нужно: 1. Ребенок должен почувствовать, что тест – такая же игра. 2. Иногда не нужно комментировать ответы ребенка и торопить, говоря: «Слушай теперь другую сказку». 3. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попросите рассказать ее в другой раз. Тест «Сказка». Первая сказка. Птенец. Цель – выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз: все оказывается на земле. Папа летит, и садиться на одну ветку, мама садиться на другую. Что делает птенец?» Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-то ветку», «Полетит к маме, потому, что испугается», «Полетит к папе, потому, что он сильней», «Останется на земле, потому, что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его».
Типичные тревожные ответы: «Не умеет летать, поэтому остается на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет во время падения», «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.)», «О нем забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|