Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные термины и понятия в области качества продукции




Е.О. Ермолаева

 

Контроль качества продукции и услуг

 

Учебное пособие

для студентов, обучающихся по специальности

260502 «Технология продуктов общественного питания» направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»

всех форм обучения

 

Кемерово 2009


УДК [664+338.46]:658/562(075)

ББК [65.304.25+65.6]:30.607я7

Е 74

 

Рецензенты:

И.В. Сурков, канд. экон. наук,

директор центра консалтинга и обучения «Интерконсалт»;

Г.П. Котикова, канд. экон. наук,

доцент кафедры маркетинга КемГУ

Ермолаева Е.О.

Е 74 Контроль качества продукции и услуг: учебное пособие / Е.О. Ермолаева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2009. – 160 с.

ISBN

 

Подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Контроль качества продукции и услуг».

Рассматриваются показатели качества, методы его измерения и оценки, а также факторы, способствующие повышению качества продукции и услуг. Большое внимание уделяется органолептической оценке качества кулинарной продукции (бракеражу), а также эффективным методам управления качеством продукции. Рассматриваются основные понятия качества как объекта управления, методы его анализа, оценки и измерения, концептуальные основы и методологии управления качеством. Приведён порядок проведения сертификации в сфере услуг.

Предназначено для студентов специальности 260502 «Технология продуктов общественного питания».

УДК [664+338.46]:658/562(075)

ББК [65.304.25+65.6]:30.607я7

ISBN

©КемТИПП,2009

©Е.О. Ермолаева, 2009


Введение

Проблемы улучшения качества продукции и услуг, оказываемых населению, в современных условиях хозяйствования различных организационно-правовых форм и граждан - предпринимателей, является одной из важнейших задач. Они охватывают технические, экономические и социальные аспекты.

В настоящем учебном пособии рассматривается классификация показателей качества продукции, в том числе и кулинарной продукции общественного питания. Дается их характеристика и методы измерения, большое внимание уделяется анализу факторов повышения качества, принципам, функциям и особенностям создания комплексной системы управления качеством. Освещены вопросы сертификации услуг в сфере общественного питания, порядок проведения добровольной сертификации.

Основная цель настоящего учебного пособия - подготовка высоко квалифицированных специалистов, способных к организации конкурентоспособного предприятия, что в первую очередь зависит от качества по продукции и услуг, обладающих способностью удовлетворять реально существующие и прогнозируемые потребности потребителя.

 

 


Основы повышения качества продукции

Основные термины и понятия в области качества продукции

Проблема повышения качества продукции сложна и многогранна и охватывает самые различные аспекты: технические, экономические, социальные и др.

Проблема качества продукции приобретает особую важность в современных условиях хозяйствования на предприятиях различных организационно-правовых форм и граждан предпринимателей.

Качество продукции (ГОСТ 15467-79) - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные Потребности в соответствии с ее назначением (для продукции общественного мигания - удовлетворять физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии с учетом принципа рационального питания).

Кулинарная продукция - совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Качество кулинарной продукции (ГОСТ Р 50647-94) — совокупность свойств кулинарной продукции, обуславливающих её пригодность к дальнейшей обработке или употреблению пищи, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств,

Под продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный промежуток времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. Продукция может быть готовой или находиться в незавершенном производстве.

Единицей продукции называется отдельный экземпляр штучной продукции или определенное в установленном порядке количество нештучной или штучной продукции. Деление продукции на определенные единицы имеет существенное значение при управлении качеством продукции, в частности при оценке ее качества, при контроле каждой единицы (сплошной контроль), либо некоторых единиц (выборочный контроль).

Под изделием понимается единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах. Видами изделий являются детали, сборочные единицы, комплекты.

Свойство продукции - это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении, Совокупность свойств позволяет отличить один вид продукции от другого. Свойства продукции можно условно разделить на простые и сложные. К числу простых свойств можно отнести вкус, внешний вид, цвет, а к сложным - калорийность, перевариваемость, усвояемость и др.

Продукция общественного питания имеет много свойств, которые могут проявляться при ее создании и потреблении, т.е. при разработке, производстве, хранении, транспортировании, использовании.

Качество продукции зависит от качества составляющих ее продуктов. Качество продукции можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик продукции, посредством которых: продукция будет отвечать требованиям потребителя при ее потреблении. Измерение качества продукции представляет в основном определение и оценку степени или уровня соответствия продукции этой общей совокупности.

Для оценки качества продукции используют показатели качества. Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Показатель качества продукции может выражаться в разных единицах (ккал., процентах, баллах и т.п.), но может быть и безразмерным. При рассмотрении показателя качества следует различать, с одной стороны наименование показателя (влажность, зольность, упругость, вязкость и т.п.), а с другой стороны - вычисленное значение, которое может изменяться.

Продукция может иметь качественные и количественные признаки.

Признак продукции - качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции. Количественный признак продукции является ее параметром. Параметр продукции количественно характеризует ее свойства, в том числе и входящие в состав качества продукции (выражается в физических единицах).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...