Современные модели управления качеством
До 80-х годов общее управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оперативное руководство входило в противоречие с концепцией управления качеством. Новая концепция менеджмента представляет собой трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный; три аспекта: структуру, деятельность и поведение; три составляющие: затраты, качество, время (таблица 5).
Таблица 5 Элементы качества в модели управления
Качество оказывается тем комплексным фактором, который обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке. Проблема качества осознается как стратегическая. Разрабатывая программу повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо сформулировать целевую установку: · соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя; · сокращение трансакционных затрат; · формирование имиджа предприятия как надежного партнера. Сегодня можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющих некоторые концептуальные различия: 1) системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО 9000;
2) Всеобщее управление качеством - ТQM (Тotal Quality Management); 3) системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий, дипломов по качеству. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует. Несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, что на предприятии имеется система качества ИСО 9000, является сертификат. В международных стандартах по системам качества был учтен опыт советских систем управления. Единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны как принципы всеобщего управления качеством ТQM. Концепция предусматривает всестороннее целенаправленное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности - от исследований и разработок до послепродажного обслуживания - при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании ресурсов, технических возможностей. Дадим краткую характеристику ТQM: цель - удовлетворение требований заказчика; ответственность - руководитель коллектива; основа действий - предотвращение снижения качества; основная роль - отношения «заказчик-поставщик» (как внешние, так и внутренние); основной двигатель - непрерывное улучшение; исполнители - все сотрудники; в центре внимания - процессы производства; основа организации работы - группа; обучение - постоянное условие;
действия - не должны основываться на упущениях; измерения и систематическое сопоставление тех или иных элементов собственной деятельности с лучшими аналогами в целях совершенствования обязательны; персональное участие высшего руководства - необходимо; характер процесса - долговременный, непрерывный. Составными частями ТQM являются коренная (ключевая) система, системы технического обеспечения, непрерывного совершенствования и развития (рисунок 4). Коренная (ключевая) система - это методы и способы исследования, основанные на математических и статистических методах контроля. Они могут использоваться в любой стране.
Рис. 4. Элементы системы Всеобщего управления качеством
Система технического обеспечения - приемы и программы, позволяющие обучить владению приемами пользования техническими средствами и правилам их применения. Эта система отражает специфику предприятия. Ее следует создавать с учетом особенностей, характерных для страны, конкретного предприятия. Еще более специфичной, отражающей национальную культуру, экономические, деловые обычаи, действующее законодательство, является система непрерывного совершенствования развития. ТQМ - комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат на поставку продукции точно в срок. Ее философия базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. Ясно, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо стремиться и не останавливаться на достигнутом. Существует специальный термин, определяющий такую философию, - «постоянное улучшение качества». Всеобщее управление качеством включает: · контроль в процессе разработки новой конструкции; · оценку качества опытного образца; · планирование качества продукции и производственного процесса; · оценку и планирование качества поставляемого материала; · входной контроль материалов; · контроль качества процесса; · оценку качества продукции; · оценку качества производственного процесса;
· контроль качества продукции и производственного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|