Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение прав человека

 

Можно утверждать, что, знакомясь с проблемой, нам обязательно приходит на ум несколько вопросов: как понимать права и свободы человека? в чем их сущность? как они зародились и развивались? Попытаемся удовлетворить этот интерес. Хорошо известно, что деятельность людей издревле предполагала их взаимосвязь и вместе с тем столкновение, противоборство, поскольку каждый индивид жил собственными интересами. Постепенно складывались нормы взаимоотношений людей, которые пытались примирить противоположные интересы и предпочтения индивидов в рамках определенного способа производства, духовной культуры, государственности. Каждый человек претендует на некий объем материальных (пища, еда, жилье, предметы быта и прочее) и духовных благ (религия, мифология, искусство, книги и т.д.) и на определенные условия жизни. Эти блага мы и называем правами человека. Что же касается свобод человека, то их юридическая природа и система гарантий, по мнению правоведов и политологов, практически ничем не отличается от его прав. Использование понятия «права и свободы человека» – это, скорее, дань традиции, которая коренится в ХУШ-Х1Х в.в.

Но каким должен быть объем благ человека? Очевидно, что он призван удовлетворять различные материальные и духовные потребности человека. Нетрудно догадаться, что этот объем варьируется в зависимости от исторической эпохи, развитости государства и общества, а также ниши, которую тот или иной индивид занимает в обществе. Само собой разумеется, что, например, древнерусский князь или боярин располагали большими благами по сравнению с крестьянином. Аналогичная картина и в случае со среднеазиатским богачом и дехканином.

Длительное время права человека носили не универсальный, но сословный, классовый характер. Больше того: древний мир знал людей полностью лишенных каких-либо человеческих прав. В Спарте – это илоты; в древнем Риме – это рабы, которых считали «говорящим орудием». И все же само зарождение идеи прав человека в 5–6 в.в. до нашей эры в античных городах – государствах (Афины, Рим), а также появление принципа гражданства означали серьезный шаг к свободе и прогрессу. Ведь даже античный раб был свободнее первобытного дикаря. Ученые установили, что так называемый «золотой век» человечества (первобытнообщинный строй) с его «первобытным равенством» на самом деле означал отсутствие свободы для людей, жесткую регламентацию их деятельности, косность и консерватизм форм жизни.

Права и свободы человека в древнем мире получили правовое, философское и нравственно-религиозное освящение. Знакомясь, например, с мифами Древней Греции, мы найдем множество сюжетов по этому поводу. В Греции зародилась теория естественных прав человека. Дорогого стоит лаконичный девиз того времени: «Мера всех вещей – человек – существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В нем, словно в капле воды, отразилось мировоззрение той эпохи, утверждающей ценность человеческой жизни и прав человека.

Парадоксально развивались идеи древнего мира в средневековье. Феодальные общества основывались, как известно, на внеэкономическом принуждении (например, крепостные крестьяне в России, французские сервы и т.д.), сословной иерархии, всеобщей зависимости, бесправии громадной массы людей. Каждое сословие наделялось определенными правами и обязанностями. Сословность пронизывала буквально все сферы жизни. Тем не менее, именно в средневековой Европе горожане ведут отчаянную освободительную борьбу со своими знатными притеснителями – герцогами, баронами, маркграфами и т.д. Именно в средневековой Англии появилась знаменитая Великая хартия Вольностей (1215 г.) короля Иоанна Безземельного, которая ограничила права короля (в основном в интересах аристократии) и предоставила некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Важнейшее значение имели статьи Хартии, регулирующие наказание свободных людей. Читаем: «Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей». И далее: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим, вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны» 1. Значение Хартии в целом заключается в том, что это была попытка создать такое экономическое устройство жизни, которое учитывало бы интересы и защищало права граждан от произвола высшей власти более или менее демократическими методами. В 1628 г. в Англии появился другой важный документ в сфере прав и свобод человека, призванный защитить подданных от произвола королевской администрации – Петиция о праве. Спустя пятьдесят лет так называемый Хабеас корпус установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и ряд других важных положений по защите прав личности. Билль о правах 1689 г. расширил и углубил понимание прав и свобод человека, установил свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю.

Таким образом, Англия сыграла в средневековье «пионерскую» для всего мира роль в сфере прав и свобод человека. Но в тогдашней Европе мы видим и противоположную тенденцию. Например, в германских государствах или в России, где в 1649 г. была окончательно закрепощена основная масса крестьян, некогда вольных общинников.

XVIII век принес грандиозные перемены в осмысление и реализацию прав и свобод человека. Основываясь на опыте и идеях своих предшественников, вожди американского Просвещенияи американской революции Т. Пейн и Т. Джефферсон развили теорию естественного права, отметив, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу посредством приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности. Эти мысли составили фундамент Декларации прав Вирджинии 1776 г., которая явилась первым государственным определением прав человек, давшим толчок европейской революции XVIII век. Названный документ в свою очередь лег в основание знаменитой Декларации независимости 1776 г. Позже американцы приняли Конституцию страны, которая с поправками действует уже на протяжении более двухсот лет1.

В Старом Свете огромную роль в подготовке Великой французской революции – этого мощного общеевропейского локомотива прогрессивных преобразований – сыграли Ж. Руссо, Г. Гроций, Ш. Монтескье и другие мыслители. Знаменитая французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) утверждала, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозглашала презумпцию невиновности – этого краеугольного принципа уголовного судопроизводства, свободу совести, мнений, печати, гарантии личных и иных прав граждан. Значение Декларации в том, что она оказала огромное влияние на политику и практику многих государств в сфере прав и свобод человека, способствовала радикальному преобразованию их политической, экономической и социально-культурной жизни.

Вся последующая история мировой цивилизации была нелегким восхождением к пониманию универсальности прав и свобод человека, появлению все новых и новых достижений в этой области, например, завоевание прав женщин, в частности, избирательных, признание правосубъектности за другими категориями и слоями населения. Так постепенно складывался каталог важнейших документов в сфере прав и свобод человека.

Современные универсальные и региональные документы по правам человека

Основной массив этих документов появился в XX веке и особенно после Второй мировой войны, которая, как никакое другое всемирно-историческое событие, показала ужасающую бездну моральной деградации, «расчеловечения» идеологии, политики и практики «тысячелетнего рейха» и его союзников. Совместными усилиями, ценой огромных жертв страны антигитлеровской коалиции (СССР, СИТА, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Индия и др.) не только отстояли гуманистические принципы человеческого общежития, но и создали предпосылки их дальнейшего развития. В преамбуле Устава ООН выражалась решимость «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Знаменитый Нюрнбергский процесс впервые в мировой истории заклеймил военные преступления, преступления против мира и человечности (всего погибло более 50 миллионов людей!), а виновную в них верхушку фашистских режимов приговорил к смертной казни или длительным срокам тюремного заключения. Японскую военщину, также ответственную за аналогичные преступления, осудил Токийский трибунал.

В послевоенное время приняты десятки универсальных и региональных документов по правам человека. Назовем некоторые из них.

Универсальные:

Устав ООН (1945 г.)

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Конвенция о статусе беженцев (1951 г.);

Конвенция о статусе апатридов (1954 г.);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) и другие.

Региональные:

Совет Европы:

Европейская социальная хартия (1961 г.);

Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);

Европейская хартия о местном самоуправлении (1985 г.);

Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания (1987 г.) и др.

Европейский союз:

Договор о Европейском союзе (1992 г.);

Хартия Европейского союза об основных правах (2000 г.);

ОБСЕ:

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.):

Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) и др.

СНГ:

Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1992 г.);

Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1994 г.) и др.

Существуют и такие региональные документы по правам человека, как американская Декларация прав и обязанностей человека (1948 г.) и Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.).

• Как мы видим, уже само название перечисленных документов показывает многогранность проблемы прав и свобод человека. Среди этих прав отметим те, которые непосредственно связаны с деятельностью органов пограничного контроля. Это, прежде всего, международные нормы по трансграничному передвижению лиц (преимущественно право человека на свободу передвижения и выбор местожительства) и управлению границами. Так, Всеобщая декларация прав человека предусматривает право каждого человека покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну, а также право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Женевская конвенция о беженцах 1951 г. регулирует вопросы удостоверений личности, проездных документов, въезда, в том числе незаконного, и пребывания беженцев на территории тех государств, которые являются участниками конвенции'.

Международный пакт о гражданских и политических правах также фиксирует право лиц на выезд из любой страны, включая собственную. Важным установлением пакта является запрещение произвольного лишения граждан на въезд в свою собственную страну.

Важные положения по пересечению государственных границ в гуманитарных и иных целях формулирует Заключительный Акт Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки, 1975 г.). Государства-члены обязались благожелательно рассматривать просьбы лиц о трансграничных поездках на временной или регулярной основе для встреч с членами своих семей. Предусматривалась также помощь государств-членов в воссоединении семей, заключении браков между гражданами различных государств, а также в осуществлении поездок граждан по личным или профессиональным причинам. В частности, государства намеревались постепенно упрощать и гибко применять порядок выезда и въезда, облегчать порядок передвижения граждан из. других государств-участников по их территории с должным учетом требований безопасности, постепенно снижать, где это необходимо, сборы за визы и официальные проездные документы и прочее1.

Итоговый документ Венской встречи (1986 г.) представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе констатировал, что «государства-участники будут уважать право каждого человека покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну в соответствии с международными обязательствами государств но международному праву и обязательствами по ОБСЕ. Ограничения этого права, подчеркивалось в документе, будут носить характер весьма редких исключений и будут считаться необходимыми лишь в тех случаях, когда они отвечают конкретной общественной потребности, преследуют законную цель и соразмерны этой цели и не будут предметом злоупотребления или произвольного применения».

Различные аспекты трансграничного передвижения отражены также в следующих международных документах:

- Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.;

- Конвенция ООН по железнодорожному и автомобильному транспорту 1949 г.;

- Соглашение Организации сотрудничества железных дорог 1957 г.;

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов 1959 г.;

- Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г.;

- Конвенция Международной Организации Груда о трудящихся-мигрантах (1949 г.);

- Международный ветеринарный кодекс. Издание Международного эпизоотического Бюро;

Международные медико-санитарные правила (ВОЗ, 2005 г.) и другие.

Основные черты, типы и пределы реализации прав и свобод человека

Современная концепция прав человека наделяет ими каждого индивида, независимо от его пола, расы, цвета кожи, религиозных и политических убеждений, национальности, социального статуса, материального положения. Правам человека присуще:

всеобщность, т.е. принадлежность каждому и любому индивиду, независимо от страны гражданства или проживания, а также от признания и соблюдения этих прав;

универсальность – основные права и свободы опираются на общепризнанные мировым сообществом ценности.

естественность, т.е. своим происхождением права обязаны не милости государства или политического руководства страны, но самим фактом рождения человека. Все люди рождаются свободными и наделяются общепризнанными определенными правами;

не отчуждаемость, т.е. невозможность отказа от своих прав, а также невозможность лишения индивида основных прав и свобод;

интегральность, т.е. их неделимость, взаимосвязь и взаимозависимость;

равенство и отсутствие дискриминации, т.е. недопустимость каких-либо «кастовых» различий, помимо тех, которые признаются в демократическом обществе.

В настоящее время принято выделять: гражданские права (на жизнь и здоровье, на гражданство, на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на справедливое рассмотрение дела независимым, беспристрастным судом, на тайну переписки, на свободу выбора места жительства или пребывания, на свободу совести, свободу выбора национальности, на свободу покидать страну, включая собственную, и возвращаться в нее, на материнство, детство и прочее).

политические права (свобода собраний, митингов, манифестаций, объединений, ассоциаций, участие в управлении государством, избирательные права, свобода печати, мысли, равный доступ к государственной службе и т.д.);

социальные права (возможность зарабатывать себе на жизнь, справедливые условия труда, равная оплата за равный труд, справедливое вознаграждение, защита от безработицы, защита здоровья, социальное страхование и прочее);

экономические права (на собственность, на труд, на предпринимательство, на выбор профессии и места работы и т.д.);

культурные права (на свободу творчества, на образование, на доступ к культурным ценностям, на развитие национальной культуры, на самобытность и прочее);

Кроме того, права и свободы различаются по субъектам пользования:

на универсальные (присущи всем людям, например, право на жизнь, образование, труд, на предпринимательство, на свободу вероисповедания и т.д.);

специальные (принадлежат беженцам, инвалидам, детям, женщинам, мигрантам и др.), а по масштабам применения

на индивидуальные (принадлежат каждому из нас, например, право на жизнь, на труд) и коллективные (те, которые обеспечивают существование и интересы определенных социальных сообществ, например, право на национальную самобытность, на родной язык и т.д.).

Важное теоретическое и практическое значение имеет отличие прав и свобод человека и гражданина. Наконец права человека могут быть материальными (т.е. получение материальных или духовных благ) и процессуальными (те, которые обеспечивают доступ к благам).

Каталог прав и свобод человека, как мы видим, охватывает самые различные ситуации и сферы жизнедеятельности людей. Причем он не статичен: поскольку пополняется, расширяется за счет новых понятий, определений, стандартов. Несомненно, что последняя точка в каталоге прав и свобод человека еще не поставлена.

Касаясь проблемы реализации прав и свобод человека, важно иметь в виду, что только некоторые из них являются абсолютными, т.е. не подлежат никаким ограничениям. Например, запрещение применения пыток. Статья 2 Конвенции «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» гласит:

1. Каждое государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

2. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны, или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или другое чрезвычайное положение, не могут
служить оправданием пыток.

3. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток.

Большая же часть прав и свобод человека ограничена, имеет определенные рамки, чтобы предотвратить «войну всех против всех, коллизию интересов отдельных индивидов, личности, общества и государства. Главное, чтобы эти ограничения были установлены:

а) законным путем;

б) диктовались интересами безопасности государства, сохранения общественного порядка, предотвращения преступности, защиты окружающей среды, охраны здоровья, защиты прав и свобод других людей.

Положение об ограничении прав и свобод человека и гражданина содержится, например, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте «О гражданских и политических правах», в Европейской Конвенции «О защите нрав человека и основных свобод» и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...