Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод бухгалтерского учета и его элементы




Метод бухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.

Метод бухгалтерского учета состоит из отдельных элементов, к которым относятся:

документация и инвентаризация как способ первичного на­блюдения и контроля за хозяйственными явлениями;

оценка и калькуляция как способ стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений;

система счетов и двойная запись на счетах как способы текущей регистрации и группировки отражаемых изменений с хозяйственными средствами в процессе их движения;

бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключительного обобщения учетных данных.

Документация. В любой организации за каждой хозяйственной операцией ведется наблюдение и контроль с помощью документации.

Документация — это способ фиксирования и регистрации хозяйственных операций.

Каждая хозяйственная операция оформляется документом. Документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совершение. В нем указывается наименование документа, содержание операции, дата ее совершения, единицы измерения, а так же подписи лиц, ответственных за совершение операции.

Инвентаризация. Бывают такие операции, которые в момент их совершения документами не оформляются (ошибки в учетных записях; усушка, утруска и прочие недос­тачи, которые называются естественной убылью; хищения).

Инвентаризацияэто способ проверки соответствия фактического наличия средств организации данным учета.

Результаты инвентаризации отражаются в специальных докумен­тах - актах, которые служат основанием для учетных записей.

Оценка. В бухгалтерском учете и отчетности имущество организации оценивается в денежном выражении.

Оценка - этоспособ денежного выражения объектов бухгалтерского учета.

Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умноже­ния установленной цены на количество, указанное в документе.

Калькуляция. Если нет цены на единицу натурального измерения, еевычисляют, т.е. калькулируют.

Калькуляция - это способ исчисления в денежном выраже­нии фактической себестоимости изготовления единицы продук­ции, выполненных работ, оказанных услуг или приобретенных товарно-материальных ценностей.

Счета. Все хозяйственные средства после их оценки обобщаются по экономически однородным показателям и объединяются в груп­пы.

Счета - это способ экономической группировки однородных хозяйственных средств, источников их образования, обобщения хозяйственных операций.

На каждую группу хозяйственных средств и каждый вид источников образования средств открывается отдельный счет. Например, для учета денежных средств в кассе открывают счет «Касса».

Двойная запись. Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи.

Двойная запись – это способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме.

Так, при записи на счетах отпуска мате­риалов со склада в производство, данная операция отразится на счете по учету материалов и на счете по учету затрат на производство. При отражении этой операции количество материалов на складе становится мень­ше, одновременно затраты на производство увеличиваются.

Бухгалтерский баланс. Все записи на счетах обобщаются за отчетный период (как правило, месяц) с помощью особого метода – балансового обоб­щения.

Бухгалтерский баланс – это способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату (обычно на первое число месяца).

Бухгалтерский баланс характеризуется равенством средств организации по видам и размещению и ис­точникам образования.

Отчетность. Для осуществления контроля за выполнением плана по раз­личным показателям хозяйственной деятельности в организациях наряду с балансом составляется отчетность за определенный пе­риод.

Отчетность - это система экономических показателей о финансовом положении организации за определенный период времени.

Тема 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

3.1. Понятие бухгалтерского баланса, его строение и содержание

3.2. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса

3.3. Классификация балансов

 

3.1. Понятие бухгалтерского баланса, его строение и содержание

Слово «баланс» происходит от двух латинских слов (bis - дваж­ды; lanx — чаши весов) и означает «равенство», «равновесие».

Бухгалтерский баланс - это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) предприятия на определенную дату.

Графически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть - актив, правая – пассив. Вактиве баланса отражаются средства предприятия по их составу и размещению, в пассиве – источники образования этих средств и их целевое назначение. Поэтому итог актива баланса и итог пассива баланса равны между собой – в этом состоит главная особенность баланса.

Основным элементом баланса является статья. Статья баланса представляет собой однородный вид средств предприятия в активе или однородный источник средств в пассиве (например, статьи «Основные средства», «Готовая продукция», «Уставный фонд»). Статьи объединяются в подразделы, а подразделы - в пять разделов. Два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные акти­вы» расположены в активе баланса, три раздела: « Капитал и резервы»; «Долгосрочные обязательства»; «Краткосрочные обязательства » - в пассиве.

Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются законодательством. Общий итог баланса (по акти­ву или пассиву) называется его валютой.

Баланс являетсязаключительным элементом метода бухгалтер­ского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную да­ту (как правило, на 1-е число следующего за отчетным месяца, квартала, года).

Баланс имеет большоепрактическое значение.

1. Несовпадение итогов баланса свидетельствует о допущенных ошибках при его составлении.

2. На основании данных баланса можно провести экономический анализ финансового положения предприятия, так как в нем отражается состояние средств организации и источни­ков их образования на начало и конец отчетного периода. Для этого в балансе имеются две колонки.

Для всех организаций существует единая типовая форма со­ставления баланса. Это обеспечивает единообразие в группиров­ке средств по их составу и источникам образования, что позволя­ет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промышленности в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...