Метод бухгалтерского учета и его элементы
Метод бухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации. Метод бухгалтерского учета состоит из отдельных элементов, к которым относятся: • документация и инвентаризация как способ первичного наблюдения и контроля за хозяйственными явлениями; • оценка и калькуляция как способ стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений; • система счетов и двойная запись на счетах как способы текущей регистрации и группировки отражаемых изменений с хозяйственными средствами в процессе их движения; • бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключительного обобщения учетных данных. Документация. В любой организации за каждой хозяйственной операцией ведется наблюдение и контроль с помощью документации. Документация — это способ фиксирования и регистрации хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция оформляется документом. Документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совершение. В нем указывается наименование документа, содержание операции, дата ее совершения, единицы измерения, а так же подписи лиц, ответственных за совершение операции. Инвентаризация. Бывают такие операции, которые в момент их совершения документами не оформляются (ошибки в учетных записях; усушка, утруска и прочие недостачи, которые называются естественной убылью; хищения). Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия средств организации данным учета. Результаты инвентаризации отражаются в специальных документах - актах, которые служат основанием для учетных записей.
Оценка. В бухгалтерском учете и отчетности имущество организации оценивается в денежном выражении. Оценка - этоспособ денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе. Калькуляция. Если нет цены на единицу натурального измерения, еевычисляют, т.е. калькулируют. Калькуляция - это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции, выполненных работ, оказанных услуг или приобретенных товарно-материальных ценностей. Счета. Все хозяйственные средства после их оценки обобщаются по экономически однородным показателям и объединяются в группы. Счета - это способ экономической группировки однородных хозяйственных средств, источников их образования, обобщения хозяйственных операций. На каждую группу хозяйственных средств и каждый вид источников образования средств открывается отдельный счет. Например, для учета денежных средств в кассе открывают счет «Касса». Двойная запись. Хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойная запись – это способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Так, при записи на счетах отпуска материалов со склада в производство, данная операция отразится на счете по учету материалов и на счете по учету затрат на производство. При отражении этой операции количество материалов на складе становится меньше, одновременно затраты на производство увеличиваются. Бухгалтерский баланс. Все записи на счетах обобщаются за отчетный период (как правило, месяц) с помощью особого метода – балансового обобщения. Бухгалтерский баланс – это способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату (обычно на первое число месяца).
Бухгалтерский баланс характеризуется равенством средств организации по видам и размещению и источникам образования. Отчетность. Для осуществления контроля за выполнением плана по различным показателям хозяйственной деятельности в организациях наряду с балансом составляется отчетность за определенный период. Отчетность - это система экономических показателей о финансовом положении организации за определенный период времени. Тема 3 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 3.1. Понятие бухгалтерского баланса, его строение и содержание 3.2. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса 3.3. Классификация балансов
3.1. Понятие бухгалтерского баланса, его строение и содержание Слово «баланс» происходит от двух латинских слов (bis - дважды; lanx — чаши весов) и означает «равенство», «равновесие». Бухгалтерский баланс - это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) предприятия на определенную дату. Графически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть - актив, правая – пассив. Вактиве баланса отражаются средства предприятия по их составу и размещению, в пассиве – источники образования этих средств и их целевое назначение. Поэтому итог актива баланса и итог пассива баланса равны между собой – в этом состоит главная особенность баланса. Основным элементом баланса является статья. Статья баланса представляет собой однородный вид средств предприятия в активе или однородный источник средств в пассиве (например, статьи «Основные средства», «Готовая продукция», «Уставный фонд»). Статьи объединяются в подразделы, а подразделы - в пять разделов. Два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» расположены в активе баланса, три раздела: « Капитал и резервы»; «Долгосрочные обязательства»; «Краткосрочные обязательства » - в пассиве. Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются законодательством. Общий итог баланса (по активу или пассиву) называется его валютой.
Баланс являетсязаключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1-е число следующего за отчетным месяца, квартала, года). Баланс имеет большоепрактическое значение. 1. Несовпадение итогов баланса свидетельствует о допущенных ошибках при его составлении. 2. На основании данных баланса можно провести экономический анализ финансового положения предприятия, так как в нем отражается состояние средств организации и источников их образования на начало и конец отчетного периода. Для этого в балансе имеются две колонки. Для всех организаций существует единая типовая форма составления баланса. Это обеспечивает единообразие в группировке средств по их составу и источникам образования, что позволяет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промышленности в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|