Счета бухгалтерского учета и их строение
Хозяйственные средства в сводном виде отражаются на статьях бухгалтерского баланса. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов в соответствии с классификацией объектов бухгалтерского учета (счета «Основные средства», «Касса», «Расчетный счет» и др.). Каждый счет имеет свой номер (01 -99) согласно плану счетов и название, показывающее, какие средства и процессы отражаются на счете.
Для наглядного отображения изменений (увеличения или уменьшения) в средствах или их источниках счет представляется в виде таблицы, состоящей из двух частей: левая «Дебет» и правая «Кредит». Д Счет … К
Основные элементы счета: название, код, начальное сальдо, текущие записи, дебетовый и кредитовый обороты, конечное сальдо. Например: для отражения движения наличных денег в кассе предназначен счет «Касса», его № 50. Счета открывают начальными остатками, называемыми сальдо на начало месяца (НС), из баланса. Затем в счет заносят все хозяйственные операции за месяц - текущие записи. Итог записей по дебету называется дебетовым оборотом (ДО), а по кредиту - кредитовым оборотом (КО). Разница между дебетовым и кредитовым оборотами с учетом начального сальдо представляет собой конечное сальдо (КС). На следующий месяц конечное сальдо становится начальным. Произвести записи хозяйственных операций в левой части счета - это значит дебетовать счет, а в правой - кредитовать счет.
Характеристика активных, пассивных и активно - пассивных счетов
Счета связаны с бухгалтерским балансом, они открываются на основании статей баланса и соответственно подразделяются на активные и пассивные.
Счета для учета хозяйственных средств (активов) называются активными. Остатки по таким счетам отражены в активе баланса. В активных счетах начальное сальдо записывается по дебету счета, хозяйственные операции по увеличению средств отражаются также по дебету, а уменьшение - по кредиту. Чтобы подсчитать конечное сальдо по активному счету, надо к начальному сальдо прибавить оборот по дебету и вычесть оборот по кредиту. Сальдо на активных счетах может быть только дебетовым или равным нулю. Строение активного счета
Например: счет 01 «Основные средства». Счет предназначен для учета основных средств - хозяйственных средств. Счет активный, значит, начальное сальдо возьмем из актива баланса и запишем по дебету счета. Все операции по увеличению основных средств запишем по дебету, а операции по выбытию - по кредиту. Конечное сальдо (остаток основных средств на конец месяца) = начальное сальдо + оборот по дебету - оборот по кредиту.
Счета для учета источников хозяйственных средств (пассивов) называются пассивными . Остатки по ним отражены в пассиве баланса. В пассивных счетах начальное сальдо записывается по кредиту счета, увеличение источников - по кредиту, уменьшение - по дебету. Для выведения конечного остатка надо к начальному сальдо прибавить оборот по кредиту и вычесть оборот по дебету. Сальдо в пассивных счетах может быть только кредитовым или равным нулю.
Например: счет 80 «Уставный фонд».
Счет предназначен для учета уставного фонда - источника хозяйственных средств. Счет пассивный, значит, начальное сальдо возьмем из пассива баланса и запишем по кредиту счета. Все операции по увеличению фонда запишем по кредиту, а операции по уменьшению - по дебету. Конечное сальдо (остаток уставного фонда на конец месяца) = начальное сальдо + оборот по кредиту - оборот по дебету. Счета, на которых отражаются одновременно и хозяйственные средства, и их источники, называют активно-пассивными . Они бывают двух видов: с односторонним сальдо (остаток может быть дебетовым или кредитовым (Например, счет 99 «Прибыли и убытки»); с двусторонним сальдо (остаток может быть дебетовым и кредитовым одновременно (Например, счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Остатки могут быть отражены и в активе и в пассиве баланса.
Например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с двусторонним сальдо. По дебету счета отражаются суммы дебиторской задолженности, а по кредиту - кредиторской. Для определения сальдо по таким счетам рассчитывают остатки по каждому дебитору и кредитору в отдельности, затем остатки по всем дебиторам складывают и записывают в дебет счета, а по всем кредиторам - в кредит счета. Такое сальдо называют развернутым. Например: счет 99 «Прибыли и убытки» с односторонним сальдо. По кредиту отражаются прибыль и доходы, по дебету - убытки и потери. Сальдо как разница между суммами оборотов может быть кредитовым (конечный финансовый результат - прибыль) или дебетовым (конечный финансовый результат - убыток).
Взаимосвязь счетов и баланса. 1. Счета открываются на основании данных вступительного баланса. 2. На основании статей актива баланса открываются активные счета и остатки записывают по дебету (на той стороне где они показаны в балансе), на основании статей пассива - пассивные счета, остатки записывают по кредиту. З. На основании конечных остатков составляется баланс.
Порядок открытия счетов и записей на них Открыть счет - это значит начертить схему счета, дать ему название, проставить код (согласно плану счетов) и записать начальное сальдо из баланса, если оно есть. Название счетов могут отличаться от названий статей, но общий смысл остается один и тот же, это название определенного вида хозяйственных средств или источников. В течение месяца на счетах производятся записи хозяйственных операций, в конце месяца подсчитывают обороты и выводят остатки. Если в течение месяца не было текущих записей по счету, значит, обороты равны нулю, а конечное сальдо равно начальному.
Двойная запись на счетах Любая хозяйственная операция вызывает одновременное изменение двух объектов бухгалтерского учета. Каждый объект имеет свой балансовый счет. Значит, каждая хозяйственная операция вызывает изменение двух балансовых счетов в равной сумме. Двойная запись - это способ записи хозяйственной операции в одинаковой сумме в дебет одного и кредит другого счета. Указание счетов, на которых отражена хозяйственная операция, и ее сумма называется бухгалтерской проводкой, взаимосвязь между этими счетами - корреспонденцией счетов, а сами счета - корреспондирующими.
Для составления бухгалтерской проводки необходимо определить: 1. На какие счета окажет влияние данная операция? 2. Какие это счета? (активные или пассивные). 3. Как влияет данная операция на величину средств (увеличивает или уменьшает средства или источники)?
4. Где отразится хозяйственная операция на счете (по Д или по К)? Например: 1 операция. Получены с расчетного счета деньги в кассу в сумме 5 000 000руб. 1.На какие счета окажет влияние данная операция? 2. Какие это счета? (активные или пассивные). Хозяйственная операция затрагивает счет «Касса» (активный) и счет «Расчетный счет» (активный). Так как это два активных счета, значит, идет перегруппировка хозяйственных средств, один счет уменьшится, а другой - увеличится. 3. Где в активном счете отражается увеличение, а где - уменьшение? Счет «Касса», А,↑ +, дебет, Счет «Расчетный счет», А,↓ -, кредит. Откроем эти счета и отразим операцию. Начальное сальдо по счету «Касса» -, по счету «Расчетный счет» 53 000 000 рублей.
Д счет 50 «Касса» К Д счет 51 «Расчетный счет» К
Отражение данной хозяйственной операции можно представить другой записью: Д сч.50 «Касса» 5 000 000 К сч.51 «Расчетный счет» Эти обе записи представляют собой проводки. Например: 2операция. Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия в сумме 4 900 000 рублей. (Начальное сальдо по счету «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 4 900 000) Д счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К
Или Д сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 4 900 000 К сч. 50 «Касса» Например: 3 операция. Сданы наличные деньги из кассы на расчетный счет - 100 000 рублей. Д сч.51 «Расчетный счет» 100 000 К сч.50 «Касса»
Д счет 50 «Касса» К Д счет 51 «Расчетный счет» К
Д счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К
Бухгалтерские проводки могут затрагивать 2 счета - это простые, если 3 и более счетов - сложные. Любую сложную проводку можно представить в виде нескольких простых. Например: поступили на склад от поставщиков материалы. Сумма, подлежащая к уплате, -12 000 рублей, в т.ч. стоимость материалов составила 10 000 рублей, налог на добавленную стоимость по поступившим материалам – 2 000 рублей.
С одной стороны, материалов на складе стало больше на 10 000 руб. (Д-т 10 «Материалы»), одновременно налог на добавленную стоимость увеличился на 2 000 руб. (Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»). С другой стороны, кредиторская задолженность перед поставщиками увеличится на сумму 12 000 руб. (К-т 60 «Расчеты с поставщиками»).
Причем суммы по дебету – 12 000 руб. (10 000 + 2 000) - и по кредиту – 12 000 руб. - равны. Любую сложную проводку можно представить в виде простых. Д 10 «Материалы» 10 000 рублей Д 18«НДС по приобретенным ценностям» 2 000 рублей К 60 «Расчеты с поставщиками» 12 000 рублей Или две простые проводки Д 10 «Материалы» 10 000 К 60 «Расчеты с поставщиками» 10 000 И Д 18 «НДС по приобретенным ценностям» 2 000 К 60 «Расчеты с поставщиками» 2 000
На практике проводки записывают непосредственно на первичном документе или на специальных бланках-регистрах (контировка).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|