Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Счета бухгалтерского учета и их строение




 

Хозяйственные средства в сводном виде отражаются на статьях бухгалтерского баланса.

Счета от­крываются на каждый вид хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов в соответствии с классификацией объектов бухгалтерского учета (счета «Основ­ные средства», «Касса», «Расчетный счет» и др.).

Каждый счет имеет свой номер (01 -99) согласно плану счетов и название, показывающее, какие средства и процессы отражаются на счете.

 

Для наглядного отображения изменений (увеличения или уменьшения) в средствах или их источниках счет представляется в виде таблицы, состоящей из двух частей: левая «Дебет» и правая «Кредит».

Д Счет … К

   

 

Основные элементы счета: название, код, начальное сальдо, текущие записи, дебетовый и кредитовый обороты, конечное сальдо.

Например: для отражения движения наличных денег в кассе предназначен счет «Касса», его № 50.

Счета открывают начальными остатками, называемыми сальдо на начало ме­сяца (НС), из баланса. Затем в счет заносят все хозяйственные операции за месяц - теку­щие записи. Итог записей по дебету называется дебетовым оборотом (ДО), а по кредиту - кредитовым оборотом (КО). Разница между дебетовым и кредитовым оборотами с учетом начального сальдо представляет собой конечное сальдо (КС). На следующий ме­сяц конечное сальдо становится начальным.

Произвести записи хозяйственных операций в левой части счета - это значит дебетовать счет, а в правой - кредитовать счет.

 

Характеристика активных, пассивных и

активно - пас­сивных счетов

 

Счета связаны с бухгалтерским балансом, они открываются на основании статей баланса и соответственно подразделяются на активные и пассивные.

Счета для учета хозяйственных средств (активов) называются активными.

Остатки по таким счетам отражены в активе баланса.

В активных счетах начальное сальдо записывается по дебету счета, хозяйст­венные операции по увеличению средств отражаются также по дебету, а уменьше­ние - по кредиту. Чтобы подсчитать конечное сальдо по активному счету, надо к на­чальному сальдо прибавить оборот по дебету и вычесть оборот по кредиту. Сальдо на активных счетах может быть только дебетовым или равным нулю.

Строение активного счета

 
Дебет Кредит
НС-остаток средств на начало месяца  
Хозяйственные операции, увеличивающие средства, (+) ↑ Хозяйственные операции, уменьшающие средства, (-)↓
ДО - сумма записей по дебету КО - сумма записей по кредиту
КС- остаток средств на конец месяца КС = НС + ДО - КО  

 

Например: счет 01 «Основные средства».

Счет предназначен для учета основных средств - хозяйственных средств. Счет активный, значит, начальное сальдо возьмем из актива баланса и запишем по дебету счета. Все операции по увеличению основных средств запишем по дебету, а операции по выбытию - по кредиту. Конечное сальдо (остаток основных средств на конец месяца) = начальное сальдо + оборот по дебету - оборот по кредиту.

 

Счета для учета источников хозяйственных средств (пассивов) называются пассивными .

Остатки по ним отражены в пассиве баланса.

В пассивных счетах начальное сальдо записывается по кредиту счета, увели­чение источников - по кредиту, уменьшение - по дебету. Для выведения конечного остатка надо к начальному сальдо прибавить оборот по кредиту и вычесть оборот по дебету. Сальдо в пассивных счетах может быть только кредитовым или равным ну­лю.

Строение пассивного счета
Дебет Кредит
  НС-остаток средств на начало месяца
Хозяйственные операции, уменьшающие средства, (-)↓ Хозяйственные операции, увеличивающие средства, (+) ↑
ДО - сумма записей по дебету КО - сумма записей по кредиту
  КС- остаток средств на конец месяца КС = НС + КО - ДО

Например: счет 80 «Уставный фонд».

Счет предназначен для учета уставного фонда - источника хозяйственных средств. Счет пассивный, значит, начальное сальдо возьмем из пас­сива баланса и запишем по кредиту счета. Все операции по увеличению фонда за­пишем по кредиту, а операции по уменьшению - по дебету. Конечное сальдо (оста­ток уставного фонда на конец месяца) = начальное сальдо + оборот по кредиту - оборот по дебету.

Счета, на которых отражаются одновременно и хозяйственные средства, и их источники, называют активно-пассивными .

Они бывают двух видов:

с одно­сторонним сальдо (остаток может быть дебетовым или кредитовым (Например, счет 99 «При­были и убытки»);

с двусторонним сальдо (остаток может быть дебетовым и креди­товым одновременно (Например, счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»). Остатки могут быть отражены и в активе и в пассиве балан­са.

Строение активно-пассивного счета
Дебет Кредит
НС - дебиторская задолженность на начало месяца НС – кредиторская задолженность на начало месяца
Увеличение дебиторской задолженно­сти ↑(+)   Уменьшение кредиторской задолженно­сти ↓ - Увеличение кредиторской задол­женности (+)↑   Уменьшение дебиторской задолженности (-)
ДО - сумма записей по дебету КО - сумма записей по кредиту
КС – дебиторская задолженность на конец месяца КСд=НСд +ДО+КСк-НСк-КО КС – кредиторская задолженность на конец месяца КСк=НСк+КО+КСд-НСд-ДО

Например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с дву­сторонним сальдо.

По дебету счета отражаются суммы дебиторской задолженности, а по креди­ту - кредиторской. Для определения сальдо по таким счетам рассчитывают остатки по каждому дебитору и кредитору в отдельности, затем остатки по всем дебиторам складывают и записывают в дебет счета, а по всем кредиторам - в кредит счета. Та­кое сальдо называют развернутым.

Например: счет 99 «Прибыли и убытки» с односторонним сальдо. По креди­ту отражаются прибыль и доходы, по дебету - убытки и потери. Сальдо как разни­ца между суммами оборотов может быть кредитовым (конечный финансовый ре­зультат - прибыль) или дебетовым (конечный финансовый ре­зультат - убыток).

Взаимосвязь счетов и баланса.

1. Счета открываются на основании данных вступительного баланса.

2. На основании статей актива баланса открываются активные счета и остат­ки записывают по дебету (на той стороне где они показаны в балансе), на основании статей пассива - пассивные счета, остатки записывают по кредиту.

З. На основании конечных остатков составляется баланс.

 

Порядок открытия счетов и записей на них

Открыть счет - это значит начертить схему счета, дать ему название, про­ставить код (согласно плану счетов) и записать начальное сальдо из баланса, если оно есть.

Название счетов могут отличаться от названий статей, но общий смысл оста­ется один и тот же, это название определенного вида хозяйственных средств или ис­точников.

В течение месяца на счетах производятся записи хозяйственных операций, в конце месяца подсчитывают обороты и выводят остатки.

Если в течение месяца не было текущих записей по счету, значит, обороты равны нулю, а конечное сальдо равно начальному.

 

Двойная запись на счетах

Любая хозяйственная операция вызывает одновременное изменение двух объектов бухгалтерского учета. Каждый объект имеет свой балансовый счет. Зна­чит, каждая хозяйственная операция вызывает изменение двух балансовых счетов в равной сумме.

Двойная запись - это способ записи хозяйственной операции в одинаковой сумме в дебет одного и кредит другого счета.

Указание счетов, на которых отражена хозяйственная операция, и ее сумма называется бухгалтерской проводкой, взаимосвязь между этими счетами - кор­респонденцией счетов, а сами счета - корреспондирующими.

 

Для составления бухгалтерской проводки необходимо определить:

1. На какие счета окажет влияние данная операция?

2. Какие это счета? (активные или пассивные).

3. Как влияет данная операция на величину средств (увели­чивает или уменьшает средства или источники)?

4. Где отразится хозяйственная операция на счете (по Д или по К)?

Например: 1 операция. Получены с расчетного счета деньги в кассу в сумме 5 000 000руб.

1.На какие счета окажет влияние данная операция?

2. Какие это счета? (активные или пассивные).

Хозяйственная операция затрагивает счет «Касса» (активный) и счет «Рас­четный счет» (активный). Так как это два активных счета, значит, идет перегруппи­ровка хозяйственных средств, один счет уменьшится, а другой - увеличится.

3. Где в активном счете отражается увеличение, а где - уменьшение?

Счет «Касса», А,↑ +, дебет,

Счет «Расчетный счет», А,↓ -, кредит.

Откроем эти счета и отразим операцию. Начальное сальдо по счету «Касса» -, по счету «Расчетный счет» 53 000 000 рублей.

 

Д счет 50 «Касса» К Д счет 51 «Расчетный счет» К

НС: - 2) 4 900 000   НС: 53 000 000 1) 5 000 000
1) 5 000 000        
  3) 100 000   3) 100 000  

 

Отражение данной хозяйственной операции можно представить другой запи­сью: Д сч.50 «Касса»

5 000 000

К сч.51 «Расчетный счет»

Эти обе записи представляют собой проводки.

Например: 2операция. Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия в сумме 4 900 000 рублей. (Начальное сальдо по счету «Расчеты с персона­лом по оплате труда» - 4 900 000)

Д счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К

  НС: 4 900 000
2) 4 900 000  

 

Или

Д сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

4 900 000

К сч. 50 «Касса»

Например: 3 операция. Сданы наличные деньги из кассы на расчетный счет - 100 000 рублей.

Д сч.51 «Расчетный счет»

100 000

К сч.50 «Касса»

 

Д счет 50 «Касса» К Д счет 51 «Расчетный счет» К

НС: - 2) 4 900 000   НС: 53 000 000 1) 5 000 000
1) 5 000 000        
  3) 100 000   3) 100 000  
ДО: 5 000 000 КО: 5 000 000   ДО: 100 000 КО: 5 000 000
КС: -     КС: 48 000 000  

 

Д счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К

  НС: 4 900 000
2) 4 900 000  
ДО: 4 900 000 КО: -
  КС: -

 

Бухгалтерские проводки могут затрагивать 2 счета - это простые, если 3 и более счетов - сложные. Любую сложную проводку можно представить в виде не­скольких простых.

Например: поступили на склад от поставщиков материалы. Сумма, подлежащая к уплате, -12 000 рублей, в т.ч. стоимость материалов составила 10 000 рублей, налог на добавленную стоимость по поступившим материалам – 2 000 рублей.

 

Д счет 10 К   Д счет 18 К   Д счет 60 К
НС     НС       НС
1)10000     1)2000       1)12000
               

 

С одной стороны, материалов на складе стало больше на 10 000 руб. (Д-т 10 «Материалы»), одновременно на­лог на добавленную стоимость увеличился на 2 000 руб. (Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»). С другой стороны, кредиторская задолженность перед поставщиками увеличится на сумму 12 000 руб. (К-т 60 «Расчеты с поставщиками»).

Причем суммы по дебету – 12 000 руб. (10 000 + 2 000) - и по кредиту – 12 000 руб. - равны.

Любую сложную проводку можно представить в виде простых.

Д 10 «Материалы» 10 000 рублей

Д 18«НДС по приобретенным ценностям» 2 000 рублей

К 60 «Расчеты с поставщиками» 12 000 рублей

Или две простые проводки

Д 10 «Материалы» 10 000

К 60 «Расчеты с поставщиками» 10 000

И

Д 18 «НДС по приобретенным ценностям» 2 000

К 60 «Расчеты с поставщиками» 2 000

 

На практике проводки записывают непосредственно на первичном доку­менте или на специальных бланках-регистрах (контировка).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...