Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям и коллоквиумам




Семинар 1: Психология как наука.

Предмет и методы психологии. Основные этапы развития психологии: - античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П., Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Роль и значение психологической подготовки врача для его профессиональной деятельности.

Место психологии в системе наук. Психологическая структура человека. Предмет психологии.

Методы психологии: эмпирические и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение.

Семинар 2: Психические процессы.

Ощущение как психический процесс.

  • Знать основные понятия: ощущение, условный рефлекс, анализатор, сенсорная адаптация, сенсорная депривация, сенсибилизация, абсолютный и дифференциальный порог чувствительности.
  • Иметь представления: о физиологической основе ощущений (строение анализатора), об условиях возникновения ощущений, классификации ощущений, свйствах. Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Понятие сенсорной адаптации. Сенсорная депривация. Сенсорная сенсибилизация.

Восприятие как психический процесс.

  • Знать основные понятия. Восприятие, константность, иллюзии восприятия.
  • Иметь представления о: фазах восприятия (формирование перцептивного образа) – от обнаружения до опознания объекта; видах восприятия: по модальности, по форме существования материи; основных свойства восприятия.

Внимание как психический процесс.

  • Знать основные понятия. Внимание, ориентировочный рефлекс, принцип доминанты.
  • Иметь представления о физиологических основах внимания. Видах внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания: устойчивость, избирательность, концентрация, объем, распределение, переключение.

Память как психический процесс.

  • Знать основные понятия. Память. Процессы сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания.
  • Иметь представления о видах памяти. Законе Рибо. Законе забывания Эббингауза. Эффекте Зейгарник. Факторах способствующих забыванию и запоминанию. Мнемотехники.

Мышление как психический процесс.

  • Знать основные понятия. Понятие мыслительного процесса. Физиологическая основа мышления. Фазы мыслительной деятельности. Мыслительные операции.
  • Иметь представление о видах мышления, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Семинар 3: Психические состояния

Эмоции.

  • Знать основные понятия. Эмоции чувства. Аффект, настроение, эмоционая реакция.
  • Иметь представление о характеристиках эмоций: полярность, энергетическая насыщенность, интегральность. Функциях эмоций. Классификации. Теориях возникновения эмоций: Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, К. Изарда, В.П. Симонова.
  • Иметь представление о диагностике эмоциональных состояний, чувств.

Воля как психический процесс.

  • Знать основные понятия. Воля, волевой акт.
  • Иметь представления о характеристиках воли, стадиях волевого процесса, развитии воли. Волевых качествах человека.

 

Семинар 4: Психические свойства

Темперамент.

  • Знать основные понятия. Темперамент, флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик, экстраверсия, интроверсия.
  • Иметь представления о теоретических подходах к темпераменту, основных компонентах темперамента.
  • Уметь диагностировать темперамент

Характер. Акцентуации характера.

  • Знать понятия. Характер, социализация, акцентуация характера, психопатия.
  • Иметь представления. о типах подходам к акцентуациям, Отличие от психопатий.
  • Уметь диагностировать акцентуации характера.

 

Интеллект и его структура. Задатки, способность, одаренность,

  • Знать основные понятия. Задатки, способности, навыки, умения, талант, одаренность, гениальность, интеллект.
  • Иметь представления о классификации способностей. Природе человеческих способностей, развитии способностей, их признаках

 

Мотивационная сфера личности.

  • Знать основные понятия: виды потребностей и мотивов. Направленность личности.
  • Иметь представление о видах направленности личности. Мотивация как побудительная сила личности. Теории мотивов, функции мотивов.

«Образ Я» и «Я-концепция».

  • Знать понятия: я–концепция, самосознание, уровень притязаний, самооценка, потребности, интересы, направленность.
  • Самодиагностика.

Семинар 5: Социально-психологические основы общения.

Конфликт.

  • Знать основные понятия: инцидент, конфликт, противоречие, динамика конфликта, конфликтность, манипулирование,
  • Иметь представление о стилях поведения в конфликтной ситуации, типах конфликтных личностей, технологиях управления конфликтами, способах управления своими эмоциональными состояниями. Техники быстрого снятия напряжения в беседе. Стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.
  • Привести примеры конфликтов и их исходов, обсудить стили поведения участников этих конфликтов.

 

Взаимоотношения «врач – пациент».

  • Знать основные понятия: перенос, контрперенос, комплайенс, основные модели взаимоотношений врача и пациента.
  • Иметь представление о предпосылках для взаимоотношений врача и пациента, теоретических основах взаимоотношений врача и пациента, фазах развития отношений врача и пациента. Особенности общения с пациентами врача-стоматолога.
  • Привести примеры сложных случаев в общении врача и пациента.

 

а) основная литература

1. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2009.

2. Основы общей и медицинской психологии и педагогики: учебное пособие для студентов –СПбГМУ, 2003.

б) дополнительная литература

1.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник для вузов. – М., 2002.

2. Тюльпин Ю.Т. Медицинская психология: учебник – М.: Медицина, 2004. Торохтий, Владимир Свиридович. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод. пособие / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2009. - 160 c.

3.Чалдини, Роберт. Психология влияния / Роберт Чалдини; [пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева]. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.[и др.]: Питер, 2009. - 286 c.

4.Чекалина, Ангелина Анатольевна. Гендерная психология: учеб. пособие / А.А. Чекалина. - М.: Ось-89, 2009. - 237 c.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http://www.msmsu.ru/, http://mon.gov.ru/, http://www.ipras.ru/, http://ismo.ioso.ru/, http://www.pirao.ru/ru/news/,


 

ИСТОРИЯ

Перечень тем для самостоятельного изучения студентами.

1. Проблемы этногенеза восточных славян.

2. Основные этапы истории Древнерусского государства.

3. Особенности принятия' христианства на Руси.

4. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества государства.

5. Проблемы взаимодействия светской и духовной власти в период формирования централизованного государства.

6. Особенности Смуты в России.

7. Преобразования традиционного общества при Петре I.

8. Абсолютизм и «просвещенный абсолютизм» в России.

9. Российская империя в первой половине XIX в.

10. Социально-политическое развитие России в пореформенный период.

11. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

12. Советское государство в 1920-1930-х гг.

13. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны.

14. Послевоенный мир.

15.От перестройки к обновленной России.

Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):

а) основная литература:

1. А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. История России. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008. – 469 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник/ Под ред.А.Н. Сахарова. - М.: Велби, 2008. – 768 с.

 

б)Дополнительная литература:

1. Верт Н. История советского государства. Уч. /Пер.с фр. -М.:Весь мир,2006.-560 с.

2. История России: IХ –ХХI века. От Рюрика до Путина. М., 2005. - 386 с.

3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М., 2002. - 572, 584, 558 с.

4. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей. М., 2004. – 431 с.

5. Мунчаев Ш. М., Устнов В. М. История России. М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2005. - 592 с.

6. Хрестоматия по истории России /Авт. – сост. Орлов А.С. и др. – М.: Проспект, Велби, 2010. – 592 с.

7. Карамзин Н.М.. История государства Российского. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin.

8. Соловьев С.М.. История России с древнейших времен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/soloviev/solovlec.

9. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_p/index.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...