Опрокидываниях автомобилей и наездах
Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании постра" давших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им первой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденного автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т.е. освобождение вокруг него пространства, необходимого для оказания первой медицин" ской помощи, фиксация пострадавшего без его дополнительного перемещения и извлечение пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового и для грузового автомобилей выполняются следующие основные операции. 1. Организация зоны оцепления обозначение ее светоотра" жающими конусами или мигающими фонарями. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте. Стабилиза" ция поврежденного автомобиля. 2. Отключение аккумулятора. 3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности. 4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластика и т.п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов. 5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т.е. первый кус делается со стороны удара. 6. Деблокирование пострадавшего. 7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи. 8. Фиксация пострадавшего. 9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля. Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля
(сдвига, перевертывания) его стабилизируют, для этого использу" ются специальные приспособления (рис. 3.1) или средства техни" ческого оснащения (домкраты, пневматические подушки и т.п.). Раскачивание поврежденного легкового или грузового авто" мобиля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например путем срезания ниппеля шины, или установки двух колодок под колеса. Остаточные напряжения в деформированном кузове аварий" ного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или дру" гого силового элемента кузова, который выбирается в зависимо" сти от характера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузова, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряже" ния должны быть направлены в сторону раскрывающую зажатие пострадавшего. Перед перекусыванием выбранного узла необхо" димо проанализировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточного напряжения при необходимости выпол" няется повторная стабилизация автомобиля. Аккумулятор отключают во избежание возгорания и непрои" звольного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздушных подушек и ремней безопасности отклю" чают для предотвращения дополнительного травмирования пострадавших в случае внезапного срабатывания этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы рем" ней безопасности отсоединяют, перекусывая провода аккумуля" тора или автономного для данной системы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания). Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т.п.), отлетающих при разборке повреж"
денного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между постра" давшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаля" ется с помощью специальных инструментов, а при их отсутствии – с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого пред" варительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравличе" ского разжима. Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскры" тию или удалению зависит от характера повреждения автомоби" ля и травм пострадавших. На рис. 3.2–3.6 показано выполнение основных операций деблокирования пострадавших в легковом автомобиле, на рис. 3.7–3.9 – в грузовом. Для обеспечения доступа к пострадавшему – крыша легково" го автомобиля удаляется или отгибается назад. Для этого гидравлическим резаком перекусываются у основа" ния все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. При втором варианте гидравлическим резаком перекусывают" ся передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боко" вая поверхность крыши (рис. 3.2а) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки). В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 3.2б) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. В случае, когда автомобиль получил боковой удар и перевер" нулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя,
боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусы" вается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 3.2в), затем с spravochnik_spas_11.qxp 10.08.2006 16:53 Page 37 использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предвари" тельно в окно двери вставляется гидравлический разжим и раз" жимаются (деформируются) наружные панели двери, что приво" дит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 3.3). Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со сторо" ны замка (рис. 3.4) или со стороны шарниров (рис. 3.5). После этого дверь можно удалять. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего перед" няя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра выталкивают переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 3.5). Выталкивать можно также с помощью гидравлического разжи" ма, установленного в центре автомобиля между приборной панелью (“торпедой”) и туннелем коробки переключения передач. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком пере" резают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шар" ниров и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис. 3.6а) В целях устранения опасности дополнительного зажатия
пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжи" мают (выталкивают) приборную панель. Для освобождения про" странства, необходимого при извлечении пострадавшего боко" вую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис. 3.6в), а также разрезают и удаля" ют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 3.6в). Для освобождения пространства при извлечении пострадав" шего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью рем" нем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжи" мом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают перед" нюю дверь и освобождают ноги, фиксируют их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку. Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стой" ки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис. 3.6г). При необходимости перевернутый автомобиль может допол" нительно приподниматься гидравлическими силовыми цилиндра" ми (крышу удаляют, когда пострадавший зафиксирован и когда крыша прижата к кузову). Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле уда" ляют дверь кабины. Для этого, вскрывают со стороны замков и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис. 3.7). Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивает" ся путем отгибания назад крыши кабины автомобиля. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывается со сто" роны замков и удаляется дверь. Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично, задние стойки кабины (рис. 3.8). Далее с использованием гидравлических шаровых цилиндров или разжима с цепями крышу отгибают назад, при этом переку" санные задние стойки выполняют функцию шарниров. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего выталкивают переднюю часть кабины автомобиля. Для этого с использованием гидравли" ческого разжима со стороны замков вскрывают и удаляют дверь. Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки. После этого, гидравлическим силовым цилиндром или разжи"
мом с цепями крышу отгибают назад (рис. 3.9а) и выталкивают переднюю часть кабины (рис. 3.9б). При использовании для выталкивания разжима цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь. Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помо" щью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед (рис. 3.9в) При обеспечении доступа к пострадавшему ему оказывается первая медицинская помощь. После оказания первой медицинской помощи пострадавшему проводят дальнейшую разборку автомобиля с целью освобожде" ния пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отдела позвоночника, нижних конечностей и т.п.) и его извлечения. Для фиксации частей тела пострадавшего при" меняют медицинские корсеты, шины и щиты с ремнями. При извлечении пострадавшего из поврежденного автомоби" ля выполняют следующие действия: • между сиденьем автомобиля и тазом пострадавшего распо" лагают жесткие ровные носилки, щит; • пострадавшего, при необходимости, осторожно поворачива" ют (как одно целое) и укладывают на носилки (рис. 3.10); • тело и нижние конечности пострадавшего закрепляют на носилках ремнями (пластырем) и пострадавшего извлекают из поврежденного автомобиля. При извлечении пострадавшего из"под автомобиля автомо" биль поднимают (приподнимают) с помощью грузоподъемных средств (автокранов, лебедок и др.), гидравлических домкратов, разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек, руч" ных домкратов. При деблокировании пострадавшего из"под гру" зового автомобиля иногда прорывают подкоп в грунте. Поспе извлечения из автомобиля пострадавшему оказывают первую помощь и эвакуируют в лечебное учреждение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|