Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные финансовые институты




Международные финансовые институты: основные цели и задачи

Международные финансовые институты как международные валютно-кредитные и финансовые организации создаются в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества и решения проблем в области валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные финансовые институты стали формироваться главным образом после второй мировой войны. Их возникновение связано с рядом причин:

· интернационализацией экономики и усилением глобализационных процессов;

· необходимостью межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений;

· потребностью решать проблемы устойчивого развития мировой валютной системы, рынков ценных бумаг, драгоценных металлов

Международные финансовые организации призваны:

· обеспечить стабилизацию международных финансовых отношений;

· разрабатывать и реализовать международную политику в области валютно-кредитных и финансовых отношений;

· осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом[33].

 

Международный валютный фонд

 

Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение ООН, межправительственная организация, предназначенная для содействия международному валютному сотрудничеству в области валютно-кредитных отношений. Цели МВФ обозначены в статьях соглашения, которые выполняют роль устава МВФ:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовым проблемами.

2. Содействовать процессу расширения сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств – членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Обеспечить стабильность валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использование девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.

5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам- членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

6. Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств- членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

  1. Поддерживать устойчивость валютных паритетов и устранение валютных ограничений.
  2. Предоставлять кредитные ресурсы любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

МВФ был создан на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Фонд также имеет представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами.

Организационная структура. Совет управляющих - высший орган МВФ, состоит из представителей стран-членов (как правило, министра финансов или председателя центрального банка), назначаемых на 5 лет.

Совет управляющих занимается решением таких вопросов как:

· изменение Статей Соглашения (Устава);

· прием и исполнение членов фонда;

· выборы исполнительных директоров;

· определение и пересмотр квот.

Исполнительный совет - отвечает за текущие дела Фонда, состоит из Директора-распорядителя, являющегося его председателем и 24 исполнительных директоров, назначаемых каждые два года. Занимается широким кругом стратегических, оперативных и административных вопросов.

Международный валютно-финансовый комитет состоит из 24 членов (управляющие Фонда, министры и другие должностные лица сопоставимого ранга), собирается два раза в год. Готовит рекомендации Совету управляющих по вопросам функционирования международной финансовой системы.

Капитал МВФ формируется из взносов стран - членов. Каждая страна имеет квоту, которая зависит от экономического состояния страны, в частности от ВВП, золотовалютных резервов, объема операций по текущим операциям платежного баланса. Квоты деноминируются в расчетной единице, называемой специальные права заимствования (СДР). Квота играет весьма важную роль, ибо она определяет:

· сумму подписки на капитал МВФ;

· возможность получения кредита от фонда;

· количество голосов в фонде;

· величину СДР при их распределении.

Страны - участницы обязаны регулярно информировать МВФ о макроэкономических показателях, о платежном балансе, золотовалютных резервов и в целом о состоянии экономики.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г.

Страна – член МВФ при присоединении к фонду должна внести в качестве подписки в капитал фонда 25% квоты в СДР или же в твердой валюте (доллар, евро, йена, фунт стерлингов), а остальные 75% - в национальной валюте.

Каждая страна - член имеет 250 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100000 СДР квоты. Квоты пересматриваются каждые 5 лет, их изменения должны быть одобрены большинством голосов (85%). Процедура пересмотра квот, состоявшаяся в двенадцатый раз в 2003 г., не привела к росту квоты, они остались на уровне, установленном в 1998 г. Очередной раунд должен состояться в 2008 г.

К середине 2006 г. квоты обеспечили финансовые ресурсы фонда в размере 213,5 млрд. СДР или 317,3 млрд. долларов США. У США квота составляет 37,1 млрд. СДР (около 551 млрд. долл.) или 17,08% общей величины квот, у России- 5945,4 млрд. СДР или 2,79%.

 

 

Группа Всемирного банка

 

Группа Всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН, деятельность которой направлена на оказание помощи в целях развития экономики, решения социально- экономических задач, стимулирование развития рыночных отношений в развивающихся и транзитивных странах.

В группу Всемирного банка входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944г.), Международная финансовая корпорация (МФК, 1956г.), Международная ассоциация развития (МАР, 1960г.), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС,1966г.), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, 1988г.)

Всемирный банк создавался для оказания помощи Западной Европе в восстановлении экономики после мировой войны. Его первый заем на сумму 250 млн. долл. был предоставлен Франции в 1947г.

На современном этапе Банк фокусирует свое внимание на достижении главной цели – обеспечение стабильности и сокращение бедности в мире, оказание беднейшим группам населения и беднейшим странам.

В настоящее время в состав Всемирного банка входит более 180 государств.

Участниками МБРР могут быть только члены МВФ.

Основные направления деятельности:

1. Финансирование программ в системе образования

2. Финансирование мероприятий по борьбе со СПИДОМ

3. Финансирование программ здравоохранения

4. Оказание помощи в сокращении бремени задолженности

5. Борьба против коррупции в международном масштабе

6. Помощь странам, пережившим вооруженные конфликты

7. Оказание помощи бедным странам

Всемирный банк осуществляет свою деятельность через департаменты вице – президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию. Всемирный банк управляется как своего рода акционерное общество, акционерами которого являются страны - члены этой организации. Крупнейшим акционером являются США (16,41 процента акции), за ним следует Япония (7,78%), Германия (4,49%), Великобритания(4,31%) и Франция (4,31%)[34].

Высшим руководящим органом банка является Совет управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например, министр финансов или управляющий центральным банком. Совет управляющих определяет политику банка, проводит свои совещания раз в год во время ежегодных сессий банка совместно с МВФ.

Сессии проводятся лишь раз в год, конкретные полномочия делегируются Директорату (исполнительному органу). Каждое государство- член группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются государствами- членами, обладающими крупнейшими пакетами акций,- США, Японией, Германией, Францией и Соединенным Королевством. Некоторые директора выбираются от одной страны - России, Саудовской Аравии, Китая.

Капиталы Всемирного банка формируется путем подписки стран - членов на акции, а также путем эмиссии облигаций на международном финансовом рынке.

Банк выдает кредиты непосредственно правительствам или же под их гарантию. Кредиты предоставляются, как правило, на длительный срок, от 12 до 20 лет, а льготные ссуды – на 3-5 лет. Традиционное направление предоставления кредитов дополняется предоставлением ресурсов на программы структурной адаптации, развитие финансового сектора, борьбы с бедностью, социальное развитие и экологию, инфраструктурных преобразований, стимулирование частного сектора, повышение человеческого потенциала. При этом спектр кредитных инструментов весьма широк: кредиты на основе корзины валют, одновалютные кредиты по плавающей ставке, и фиксированной ставке. Кредиты банка, как правило, покрывают 30% общей стоимости проектов.

Основными задачами реализации программ являются: снижение государственного воздействия на экономику, либерализация цен, стимулирование экспорта, реформирование финансовой, а в ряде случаев и административной системы.

Международная ассоциация развития (MAP; International Development Association), дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МАР была создана в 1960 году для предоставления развивающимся странам кредитов и займов на более льготных, чем в МБРР условиях.

Целью МАР является устранение неравенства между странами и внутри стран, особенно в получении начального образования, элементарного медицинского обслуживания, а также обеспечение доступа к общественным благам. Кроме того, МАР финансирует проекты на охрану окружающей среды, развитие частного предпринимательства, построение адекватной рыночной инфраструктуры.

МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения составлял менее 875 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР. Сроки погашения кредитов составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, а комиссионный сбор составляет 0,75% фактически выделенных средств.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г., предоставляет займы и осуществляет долевое финансирование проектов в частном секторе развивающихся стран.

В состав МФК входят 178 стран- членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору, предоставлении своим клиентам долгосрочных кредитов, гарантий, оказывая им консультативные услуги различного рода.

МФК предлагает широкий ассортимент финансовых продуктов и услуг компаниям в развивающихся странах- членах. Важнейшие виды финансовых продуктов и услуг включают:

· долгосрочные займы в основных валютах по фиксированной или плавающей ставке процента;

· инвестиции в акционерный капитал;

· синдицированные кредиты;

· управление рисками (посредничество в организации сделок “своп” с валютой и процентными ставками, проведение операций по хеджированию);

МФК финансирует проекты в самых разных отраслях промышленности и секторах экономики. Проекты в сфере финансовых услуг составляют значительную долю и охватывают широкий спектр услуг – от развития лизинговых операций, рынка страхования, ипотечного кредитования до выдачи ссуд студентам и открытия кредитных линий банкам в отдельных странах, которые, в свою очередь, предоставляют малым и средним предприятиям микрокредиты и займы.

Максимальный объем финансирования по линии МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по новым проектам, в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. МФК может предоставлять средства в объеме до 50% затрат пролонгированным проектам, если требуется дальнейшее их развитие.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ ) основано в апреле 1988г. и является самым молодым членом группы Всемирного банка.

Цель МАГИ – поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства- члены для ускорения их экономического роста.

МАГИ способствует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническую помощь в распространении информации об инвестиционных возможностях в различных регионах. Это агентство оказывает консультативные услуги в целях содействия правительствам в привлечении частных инвестиций.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) представляет собой независимую организацию, которая создана в 1965г. на основании Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между странами и гражданами различных государств. Цель Центра – способствовать примирению сторон и оказывать арбитражные услуги на основе положений Конвенции при возникновении споров по инвестиционным вопросам среди стран, заключивших контракты с Центром. В настоящее время насчитывается около 90 стран – членов этой организации.

МЦУИС способствует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...