Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускной квалификационной работы




Таблица 1

 

Структура введения выпускной квалификационной работы

Название Примерный объем
Актуальность темы исследования 1–1,5 стр.
Степень научной разработанности темы (теоретическая база) 1–1,5 стр.
Предмет исследования 1 фраза
Объект исследования 1 фраза
Цель исследования (всегда одна) 1 развернутая фраза
Задачи исследования (5–6 задач) несколько фраз
Гипотеза исследования (может быть несколько) несколько фраз
Методологические основы исследования несколько абзацев
Научная новизна исследования несколько абзацев
Практическая значимость несколько абзацев
Структура работы несколько абзацев
Положения, выносимые на защиту несколько абзацев
Апробация результатов исследования несколько абзацев

Таблица 2

 

Определение методов, наиболее широко применяемых

в научных исследованиях

Метод Общепринятое определение
1 2
Восхождение от абстрактного к конкретному Один из наиболее важных методов теоретического мышления, при котором процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе совершается переход от чувственно-конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, излагается при помощи мнoжества понятий и суждений и превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций – односторонних определений. Второй этап состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в мышлении во всей своей многогранности.
Идеализация Это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности (например, абсолютно прямая линия, абсолютно твердое тело и т.п.). Процесс конструирования идеального объекта предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Ученый, создавая такой идеальный объект, мысленно абстрагируется от его способности подвергаться воздействию внешних сил. Этот процесс позволяет в науке значительно упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применять к ним математические методы исследования, производить вычисления с заданной точностью.
Формализация Метод изучения самых разнообразных объектов посредством отображения их содержания и структуры в знаковой форме при помощи самых разнообразных «искусственных языков» и символики, например, языка химии, математики и т. п. Применение этой специальной символики обеспечивает краткость и четкость фиксации научного знания.

 

Продолжение таблицы

1 2
Аксиоматический метод Один из способов дедуктивного построения научных теорий, в основании которого лежат аксиомы, предположения, принимаемые без доказательства. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом посредством логических правил, выводов и основных положений, допускаемых в данной теории.
Генетический метод Способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Этот метод требует установления начальных условий, главных этапов и тенденций развития объекта исследования.
Гипотетико-дедуктивный метод Создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения о фактах. Задача метода – создать теоретическую модель изучаемого социального объекта (идеализированный объект), истинность которого должна быть установлена в процессе научных исследований и социальной практики.
Сравнительно-исторический метод Путем сравнения выделяется общее и специфическое в социальных явлениях, постигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции его развития.
Абстрагирование В умственной деятельности этот метод носит универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Анализ Расчленение целого на составные элементы, то есть выделение признаков предмета, для изучения их в отдельности как части единого целого. Это краеугольный камень познавательного процесса, наиболее продуктивный его элемент. Например, строго проведенный анализ – серьезная гарантия логичности изложения результатов научного исследования.

Продолжение таблицы

1 2
Синтез Соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Синтез может предварять анализ или следовать за ним. Так, для того чтобы стал возможным анализ какого-либо явления, оно должно быть зафиксировано в человеческом сознании как некоторое целое, то есть предварительным условием анализа является целостное, синтетическое восприятие его предмета. В то же время синтез возможен лишь тогда, когда уже осуществлен анализ, выделены те или иные стороны и элементы некоторого целого.
Истина Правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от человеческого сознания. Истина объективна по содержанию, но, как результат деятельности человеческого мышления, субъективна по форме.
Классификация Система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Под классификацией также понимается распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходств и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.
Индукция Умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.
Дедукция Умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Архивное исследование документов Исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Преимущество архивных исследований состоит в том, что они дают ученым возможность проверить свои гипотезы на более широких временных и пространственных отрезках, чем это возможно при использовании других методов. В то же время методу анализа документов свойственны и ограничения. Основное из них заключается

Продолжение таблицы

1 2
  в отсутствии или недостаточной точности документов, что часто затрудняет полный анализ.
Контент-анализ Метод базируется на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст. Например, книги, газеты, песни, выступления, письма, дневники.
Наблюдение Метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. В зависимости от степени стандартизации процедуры наблюдения можно выделить стандартизированную и нестандартизированную (неструктурированное наблюдение) техники. Также выделяют включенное и невключенное наблюдение
Опрос К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить субъективную информацию о мнениях людей, их оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ценностных ориентациях, информированности, мотивах поведения каких-либо социальных групп или индивидуумов. Во всех подобных случаях именно люди – участники изучаемых социальных процессов – выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Данный метод сводится к общению исследователя непосредственно или опосредованно через своего представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Различают две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
Биографический метод Метод состоит из сбора биографического материала об определенных индивидах или социальных группах обычно в их собственном изложении и предоставляет исследователю необходимые сведения относительно позиций и взглядов этих людей в разные периоды времени. Особую ценность жизнеописания имеют в том случае, когда поставлена цель: установить связь между

Окончание таблицы

1 2
  деятельностью конкретных людей и социальными процессами в определенный исторический период.
Эксперимент Метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между какими-либо явлениями. В социальных науках наиболее часто вводят эксперимент, состоящий в сравнении двух сложных явлений, факторов, различающихся лишь тем, что на первый из них в соответствии с рабочей гипотезой оказывают определенное воздействие, а другой оставляют без изменений. Гипотеза считается доказанной, если в основной, изучаемой под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) группе произошло изменение, которое во второй – контрольной группе – отсутствует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...