Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Обзор образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения (СДО)




Введение

 

Модернизация высшего образования и разработка образовательных стандартов третьего поколения предполагает переход к личностно-ориентированному процессу обучения. Выдвижение в качестве приоритетного компетентностного подхода при подготовке специалистов делает насущным формирование, как индивидуальных методических систем, так и разработку образовательных технологий, ориентированных на развитие деятельных индивидуальных способностей и качеств личности.

Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки специалистов, использование инноваций в образовании в большой степени опираются на потенциал компьютерных технологий. Яркими примерами применения инновационных форм обучения являются современные технологии дистанционного образования, создание видео-лекций нового поколения, разработка и внедрение компьютерного тестирования для контроля качества обучения. [11]

В настоящее время, школы и вузы обзаводятся кабинетами, оснащенными оборудованием для качественного дистанционного образования. Это способствует существенной интенсификации процесса разработки и использования мультимедийных учебных материалов. Основные их виды: презентации, электронные учебники и учебные пособия.

Но по большому счету этих учебных материалов недостаточно для качественного преподнесения материала.

Поэтому в дистанционных формах обучения все чаще встречается термин «Видеолекция».

Цель - разработка методических указаний к преподаванию курса «Основы программирования на языке C+» с использованием видеолекций.

Объект исследования - методика преподавания программирования с использованием видеолекций.

Предмет исследования - видеолекции как форма обучения.

Задачи:

.   Рассмотреть формы дистанционного обучения информационным технологиям.

.   Произвести анализ образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения.

.   На основе требований к программным средствам поддержки дистанционного образования разработать таблицу критериев сравнительного анализа к данным программным средствам.

.   Выделить основные особенности видеолекций.

.   Разработать рабочую программу курса "Основы программирования на языке C+"

.   Подобрать контент, программные и аппаратные средства и разработать курс видеолекций "Основы программирования на языке C+"


Глава 1. Обзор образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения (СДО)

 

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия "дистанционное обучение" (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио-, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение" является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение - это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.

Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ "Об образовании" дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.

Кроме того, следует отметить неправомерность отождествления некоторыми авторами понятий "дистанционное обучение" и "дистанционное образование". Образование - более широкое понятие, включающее в себя:

образование как ценность;

образование как систему;

образование как процесс;

образование как результат

Поэтому дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, причем непременно в системе непрерывного образования, предусматривая тем самым не просто определенную систему, но преемственность отдельных ее звеньев.

Ниже приведен обзор некоторых сервисов и систем дистанционного обучения. [4]

Система Дистанционного Обучения Moodle

СДО Moodle - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания и использования дистанционных курсов. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами [6].

Возможности СДО Moodle:

- Качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения.

-  Возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним.

-  Мощная и гибкая система тестирования с банком заданий.

-  Удобная система форумов и рассылок.

-  Возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах).

-  Глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы.

-  Опросы.

-  Множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения:

-  Гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок.

-  Настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем).

-  Модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения.

-  Модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов.

-  Возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков. На сайте сообщества опубликовано более 700 сторонних модулей, расширяющих функциональность системы.

-  Настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления.

-  Гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей.

-  Возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы.

-  Детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика.

-  Возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла.

-  Возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе.

-  Более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущие версии.

-  Поддержка концепции социально-педагогического конструкционизма (взаимодействие, учебная деятельность, критическое осмысление) [6].

Этот программный продукт используется в 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Система поддерживает масштабирование, существуют инсталляции с количеством пользователей, превышающим миллион.[6]

Система Дистанционного Обучения eLearning Server

СДО eLearning Server - это программное обеспечение, позволяющее создавать учебные центры дистанционного обучения в Интернет, которые обеспечивают выполнение широкого круга задач по организации дистанционного учебного процесса:

- регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел;

-  публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов;

-  учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);

-  формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса;

-  предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое.

Различные участники учебного процесса имеют различный набор активностей в рамках этого процесса. Для определения категорий пользователей и предоставления им соответствующих прав в eLearning Server используется концепция «роли». Роль понимается как типовой набор функций и разрешений, предоставляемый пользователю для выполнения его задач и, тем самым, задач учебного процесса в целом. По умолчанию в СДО имеются 4 базовые роли:

- слушатель;

-  преподаватель;

-  учебная администрация;

-  администратор.

Все эти роли, за исключением администратора, имеют аналоги в традиционном очном обучении.

Программа курса состоит из ссылок на учебные материалы, организованные в виде библиотеки учебных материалов по курсу.

Учебные мероприятия на сервере оформляются в виде расписания, которое представляет собой упорядоченную по времени последовательность учебных материалов, заданий или тренингов, дополнительных средств общения и пр.

Система Дистанционного Обучения REDCLASS Learning

Система дистанционного обучения REDCLASS Learning - это комплекс программно-аппаратных средств, учебных материалов и методик обучения, которые позволяют дистанционно обучаться, повышать квалификацию, контролировать знания в любых отраслях деятельности человека, а также вырабатывать практические навыки по эксплуатации и управлению программными продуктами, оборудованием и технологиями.обладает следующими средствами:

- Среда эмуляции упражнений позволяет формировать и проверять навыки работы слушателей с системами, обладающими оконным интерфейсом. Например, может эмулировать работу MS Word для обучения пользователей этой системы. Упражнения для среды эмуляции создаются в Конструкторе упражнений. Конструктор упражнений позволяет создавать упражнения с разветвленным сценарием выполнения и различными системами оценивания действий пользователей.

-  Виртуальные лаборатории предоставляют слушателям возможность работы с реальными (не эмулированными) программно-аппаратными комплексами (стендами) в удаленном режиме. Оборудование находится в учебном центре, а слушатели получают доступ к нему со своего рабочего места. Виртуальные лаборатории позволяют дать практику самостоятельной работы, не ограниченной возможностями эмулятора.

-  Электронный учебник предназначен для доставки мультимедийного контента на рабочее место слушателя. Разработка курсов ведется в автономной среде, именуемой Авторской системой.

-  Система тестирования предназначена для контроля успеваемости слушателей. В системе предусмотрены средства тестирования, позволяющие осуществлять входной, выходной и промежуточный контроль знаний, а также самооценку.

-  Система управления процессом обучения позволяет организовать процесс обучения в части управления каталогом курсов, пользователями Системы и их правами доступа, отчетностью, системными каталогами (режимов обучения, внешних ресурсов, методик создания курса и т.п.). [6]

Система дистанционного обучения WebTutor

Модуль «Дистанционное обучение» системы WebTutor позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей (сотрудников компании, клиентов, студентов) с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.

Основные задачи, решаемые модулем:

- Работа с базой данных электронных курсов - импорт курсов, соответствующих международным стандартам, изменение параметров курсов, управление каталогом курсов, правами доступа к ним. Создание курсов (в состав модуля входит базовый редактор электронных курсов).

-  Формирование модульных учебных программ ("путей обучения") на основе отдельных электронных учебных курсов и их модулей.

-  Управление процессом обучения - назначение курсов (индивидуальное и групповое, автоматическое по описанным в системе правилам, по итогам тестирования или других форм оценки), завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты). Сбор потребностей в обучении - настраиваемый механизм заявок.

-  Анализ результатов обучения - построение выборок и отчетов (более 10 встроенных отчетов), расширение перечня отчетов с помощью встроенного редактора отчетов, сбор и анализ анкет обратной связи.

-  Интерфейс преподавателя и эксперта на Учебном портале для управления процессом обучения, выставления оценок.

-  Интерфейс обучаемого (студента) для изучения электронных курсов и общения.

-  Информационный обмен между обучаемыми, преподавателями, экспертами (форумы, чат, блоги и т.п.).

-  Дополнительные функциональные возможности:

-  Работа с учебными группами

-  Контроль сроков начала и завершения курсов. Автоматическое завершение просроченных курсов

-  Контроль за учебным процессом со стороны руководителей - отчеты, уведомление, назначение курсов, управление заявками

-  Уведомление обучаемых, руководителей по электронной почте о назначении курса, истечении срока обучения, завершении обучения. Настройка текстов и параметров уведомлений

-  Смешанное обучение - построение комбинированных (очных и дистанционных) учебных программ

-  Интеграция с модулем для проведения обучающих мероприятий в режиме реального времени - Виртуальный класс

-  Встроенный редактор курсов

В состав системы входит базовый редактор электронных курсов, позволяющий создавать курсы, состоящие из произвольного количества разделов и документов, содержащих тексты, иллюстрации, ссылки на документы и объекты портала, в том числе, на мультимедийные ресурсы. [5]

СДО Competentum.МАГИСТР

Система дистанционного обучения Competentum.МАГИСТР - система для управления обучением, предназначенное для средних, средних специальных и высших учебных заведений (СДО, система дистанционного обучения). Competentum.МАГИСТР позволяет реализовать электронные технологии обучения (e-learning) как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения.

Система управления обучением обеспечивает:

- календарное планирование учебного процесса;

-  управление созданием, доставкой учащимся и воспроизведением учебных материалов;

-  автоматизацию процессов проверки полученных знаний, умений и навыков;

-  анализ эффективности и результативности учебного процесса;

-  создание информационных банков данных и знаний учебного заведения.

-  В СДО предусмотрены следующие типы пользователей:

-  учащийся (студент);

-  преподаватель;

-  представитель администрации учебного заведения;

-  администратор системы;

-  куратор. [6]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...