Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования




 

Для проведения сравнительного анализа программных продуктов дистанционного обучения были выбраны следующие критерии:

- тип лицензии;

-  наличие групповых аудио- и видеозвонков;

-  наличие чата;

-  возможность пересылки файлов через канал программного обеспечения для дистанционного обучения;

-  возможность демонстрации экрана (презентации, документы и т.п.);

-  возможность записи конференции;

-  совместная работа над документами;

-  возможность подключения внешних клиентов, телефонов или каких-либо других средств коммуникации.

Среди систем дистанционного обучения off-line режима главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. [7]

Так же выбраны критерии:

- тип лицензии;

-  тип архитектуры;

-  ориентировочная стоимость;

-  адаптация и конфигурирование;

-  наличие модулей;

-  самостоятельная регистрация слушателей;

-  наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;

-  наличие функции формирования отчетов;

-  возможность просмотра расписания контрольных заданий;

-  наличие электронного портфеля слушателя;

-  наличие зачетной книжки;

-  наличие средств общения для слушателей (чат, форум);

-  наличие электронной доски;

-  возможность проведения интернет конференций;

-  возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;

-  количество обучающихся слушателей в системе;

-  наличие функций изменения дизайна;

-  наличие межвузовской системы, т.е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;

-  адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).

Сравнительный анализ СДО

Среди систем дистанционного обучения главным критерием является соответствие стандарту SCORM. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.

Так же выбраны критерии:

- тип лицензии;

-  тип архитектуры;

-  ориентировочная стоимость;

-  адаптация и конфигурирование;

-  наличие модулей;

-  самостоятельная регистрация слушателей;

-  наличие журнала посещений пользователей системы и их контроль;

-  наличие функции формирования отчетов;

-  возможность просмотра расписания контрольных заданий;

-  наличие электронного портфеля слушателя;

-  наличие зачетной книжки;

-  наличие средств общения для слушателей (чат, форум);

-  наличие электронной доски;

-  возможность проведения интернет конференций;

-  возможность разработки лекций, тестов, контрольных заданий без знания языков программирования;

-  количество обучающихся слушателей в системе;

-  наличие функций изменения дизайна;

-  наличие межвузовской системы, т.е. поддержка работы разных вузов, нескольких филиалов, институтов, факультетов в составе вуза;

-  адрес сайта с СДО в сети Интернет (URL).

 

 

Таблица

Система критерий СДО WebTutor СДО Competentum.Magister СДО eLearning Server СДО REDCLASS Learning СДО Moodle
Тип лицензии коммерческая коммерческая коммерческая коммерческая бесплатная
Тип архитектуры Закрытый Закрытый Закрытый Закрытый Открытый
Ориентировочная стоимость Модуль «Дистанционное обучение» - 50 тыс. руб. Зависит от кол. пользователей в системе. Для 500 пользователей = 120 тыс. руб. 145 тыс. руб. на 1 сервер 100 тыс. на 1 сервер. -
Адаптация и конфигурирование Модуль «Управление порталом» - 50 тыс. руб. включено в стоимость включено в стоимость включено в стоимость Самостоятельно
Наличие модулей администратор, слушатель, остальные модули дополнительно покупаются и интегрируются администратор, слушатель, тьютор студенты, преподаватели, учебная администрациятехническая администрация менеджер, администраторпользователь Администратор, слушатель, преподаватель
Регистрация слушателей через сайт СДО - - + + +
Наличие журнала и контроль пользователей + + + + +
Управление данными слушателей по курсам - - + + +
Формирование отчетов + + + + +
Редактирование контента сайта + - + + -
Возможность просмотра расписания контрольных заданий + - + + +
Зачетная книжка слушателя + - + + -
Электронное общение слушателей + + + + +
Классная доска + - + + -
Сервис проведения Интернет-конференций - + + - +
Разработка лекций, тестов, контрольных заданий + + + + +
Количество обучающихся пользователей не ограничено не ограничено в версии Enterprise не ограничено не ограничено не ограничено
Изменение базового дизайна системы - + - + +
Межвузовская система - поддержка работы разных вузов. - - + + -
URL http://www.websoft.ru http://competentum.ru http://www.learnware.ru http://www.redcenter.ru http://moodle.org/

 

 

По данным из таблицы, СДО являются схожими, так как все они создаются для одной функции - дистанционное обучение. Системы представляют набор инструментов, необходимых для управления учебным процессом. Реализованы модули для создания учебных курсов, функции деканата и т.д. Исходя из сравнительной характеристики систем ДО можно отметить основные преимущества коммерческой СДО «eLearning Server» и свободно-распространяемой СДО «Moodle»:

- наличие большого количества ролей;

-  самостоятельная регистрация слушателей через сайт;

-  поддержка работы вуза и его филиалов в рамках единой СДО;

-  управление данными по курсам (наличие групп, стоимость обучения, продолжительность, график обучения и т.п.);

-  имеется сервис проведения Интернет-конференций;

-  есть возможность формирования электронного портфеля слушателя.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность самим настраивать систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

СДО «eLearning Server» по сравнению с другими СДО имеет межвузовскую систему поддержки работы разных факультетов, филиалов, вузов.

СДО «WebTutor», СДО «Competentum.Magister», СДО «REDCLASS» обладают меньшим набором инструментов и функций и являются коммерческими.

Важными параметрами являются количество обучающихся пользователей, невыгодной позицией в данном аспекте является программное обеспечение для проведения дистанционного обучения Competentum. Magister, которая не имеет ограничения только в определенных версиях. Отсутствие возможности изменения базового дизайна системы, а так же ее непосредственной настройки под конкретное образовательное учреждений позволяет, по моему мнению, отнести программные продукты WebTutor и eLearning Server к неконкурентно способным по отношению к рассматриваемым мною в данной работе.

Таким образом, по максимальному количеству плюсов, которые набрал программный продукт Moodle, можно сделать вывод о том, что именно этот продукт из ряда продуктов, рассмотренных курсовой работе, имеет право считать себя конкурентно способным, и именно его выгодно использовать для проведения курсов дистанционного обучения.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует множество программных продуктов, обеспечивающих возможность дистанционного обучения. Они имеют общую функцию - обеспечение обучения студентов (слушателей) дистанционно, но могут ориентироваться по-разному. Одни системы ориентированы на поддержание стандартов, принятых для облегчения обучения, другие - на развитие полного набора инструментов для доступа к обучающему материалу, групповое обучение и оценку уровня знаний и т.д. Выбор конкретного программного продукта зависит от целей методов и средств дистанционного обучения.

Далее рассмотрим методы реализации дистанционного обучения.

 

Чат-занятия

 

Чат-занятия - это форма учебных занятий, осуществляемых с использованием сетевой технологии. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники (и преподаватель, и тьютор, и студенты) имеют одновременный доступ к письменному общению. Все занятия в чате отражаются в расписании.

По окончании занятие преобразуется в архив и в таком виде сохраняется в учебном портфеле дисциплины. С этим конспектом занятия студент может работать в любое время.

Существуют разные виды занятий в чате.

Текстовый чат чаще всего используется для занятий-консультаций или обсуждения небольших вопросов конкретной темы проблемного, дискуссионного характера.

Чат с презентацией используется, как правило, при необходимости систематизации знаний обучающихся по конкретной теме или нескольким темам.

 

1.3 Вебинары

 

Вебинар - это «виртуальный» семинар, организованный при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Связь между участниками и тренерами поддерживается через Интернет. Мы можем сказать, что вебинару присущ главный признак семинара - интерактивность, т.е. наличие обратной связи с учащимися в реальном времени, чего ранее не было в ДО.

Участники могут слышать и видеть тренера, задавать вопросы (в чате или через голосовую связь). На экране могут транслироваться презентации, интернет-ссылки, ведущий может использовать инструменты виртуальной белой доски, проводить опросы в режиме реального времени, участники могут работать в группах и т.д. Онлайн-семинар делает ДО максимально приближенным к реальному, «живому» обучению, при том, что учащиеся и обучающий могут находиться в разных городах и даже странах.

Многие современные педагоги видят будущее образования за вебинаром. Использование вебинаров может вывести образование на совершенно новый уровень качественного ДО. Однако их использование практически не развито в системе высшего учебного образования. Вебинары обучающего характера встречаются сегодня исключительно на специально-созданных интернет-сервисах, таких как webinar.ru, webter.ru, webex.com, onwebinar.ru и другие. Здесь каждый желающий может посещать организованные тьюторами вебинары, или провести свой вебинар. Это не всегда бесплатно, но обычно стоит затраченных денег. Мы же видим в вебинарах особую форму обучения студентов, создание специального портала на сайте университета, где будут организованы целые курсы вебинаров, которые можно использовать как для дополнительного, так и основного обучения.

Таким образом, мы видим, что за вебинаром как инновационной формой организации дистанционного обучения в вузе кроется огромный дидактический и медиаобразовательный потенциал, позволяющий по новому взглянуть на организацию процесса обучения в высшей школе.

 

Видеолекции

 

Сегодня создание электронных учебников становится нормой, и число студентов, обучающихся с их помощью, год за годом растет. Причем если изначально электронные учебники предназначались только для студентов дистанционного образования, то теперь электронные издания используются студентами всех форм обучения. Этому есть простое и логичное объяснение - средства, которые предоставляет компьютер для демонстрации информации, превосходят любые печатные издания. Ни в какой книге вы не сможете показать в динамике процесс кровообращения человека или обращение Земли вокруг Солнца. И, разумеется, поиск необходимой информации, вплоть до необходимой фразы, возможен только при помощи электронных изданий.

При таких возможностях сам собой возникает вопрос об использовании видеоматериалов. Как одна картинка стоит тысячи слов, так и один видеоклип, показывающий какой-либо процесс в действии, стоит тысячи картинок. Студенты очного отделения имеют возможность общаться на лекции с преподавателем, что добавляет в процесс обучения эмоций и способствует более успешному усвоению материала. Студенты же, использующие электронные учебники, лишены тех положительных эмоций, которые передаются от человека (в данном случае лектора), вдохновленного какой-то идеей. И поэтому нет ничего лучше видеолекций, в буквальном смысле погружающих обучающего в атмосферу изучаемого предмета.[3]

 

Особенности видеолекций

Существует два типа видеолекций: первый - это так называемые «живые лекции», их съемка ведется непосредственно во время лекционных занятий и, поэтому, стоят дешевле, но могут не отличаться высоким качеством. Второй - это студийные видеолекции, они записываются на съемочных площадках и подвергаются видео обработке, что существенно повышает качество лекции. При создании видео лекции возникают следующие сложности:

Во-первых, это методические и психологические сложности: сложнее работать «на камеру», нежели на живую аудиторию, поэтому трудно задать темп лекции и сложно определить усваеваимость материала.

Во-вторых, сложности на техническом уровне, такие как поиск оборудования, студии, людей и т.п.

 

"Живые видеолекции"

К "живым видеолекциям" относятся обычные лекции, проводимые в аудитории, снятые на видеокамеру. К плюсам таких видеолекций можно отнести то, что они могут создать эффект присутствия для студентов, просматривающих видеолекции. Это происходит за счет того что преподаватель работает с живой аудиторией и зритель видит реакцию студентов на выдаваемую информацию. Для создания такого эффекта необходимо несколько профессиональных телевизионных камер, огромное количество света и т.д. Оборудование одной такой аудитории будет стоить огромных денежных средств, вдобавок ко всему одной такой аудитории будет не хватать на весь ВУЗ.

Чаще всего получается так, что "живые видеолекции записываются на обычную недорогую камеру, которая установлена на штатив и снимает только преподавателя, иногда меняя ракурс и показывая реакцию студентов. При этом будет звук будет записан с эхом, будет слышен шепот студентов и другой ненужный шум. Эффекта присутствия такой видеосъемкой добиться невозможно.

 

Студийные

Все задачи, которые становятся трудно выполнимы в "живых видеолекциях", легко решаются в студийных.

При создании студийных видеолекций нужно учитывать два основных аспекта. С одной стороны это методически правильно составленный материал, который будет легок для усвоения студентами. С другой это должен быть правильно составленные видеоряд и спецэффекты, повышающие эффективность видеолекций.

Так как учебный курс может быть весьма специфичен, видеоряд для лекций будет найти сложно, если вообще возможно. Поэтому здесь рассматриваются пункты создания обзорных или вводных лекций, которые могут быть выражены «простым» языком и без использования каких-либо сложных формул. Использование простых речевых конструкций объясняется тем, что человек, смотрящий любой видеофрагмент, в первую очередь смотрит на «картинку» и только потом слушает. Исходя из этого, стоит показать студенту вещи, которые заинтересуют его, а не отпугивать непонятными специфичными терминами, которые он освоит уже в процессе более детального разбора предмета. Также нежелательно затягивать время лекции и ограничиться тремя, максимум пятью, минутами. Этого достаточно, чтобы сделать любой обзор и при этом оставить его доступным для понимания студента. Конечно, стандартная лекция, читаемая лектором, занимает не пять минут, но и лектор не имеет в своем распоряжении (в большинстве случаев) видеоряда. А также вспомним о тысяче слов против одной картинки. Лекции же, для которых необходимы громоздкие формулы, доказательства теорем и прочие вещи, с которыми разобраться без преподавателя проблематично, относятся к интерактивным тренажерам и выходят за рамки рассматриваемого вопроса.

Вторым ключевым пунктом, является видеоряд. Это именно то, что не способен дать преподаватель на лекции в университете, если она не специализирована. [3]

 


Глава 2. Методические аспекты разработки курсов видеолекций (на примере видеолекций курса «Основы программирования на языке C#»)

 

Подбор контента

 

На тему правильного подбора контента существует большое число литературы как в печатных изданиях, так и в Интернете. Наконец, внимательно изучив сюжеты новостных передач, можно извлечь много полезного. Остановимся на основных пунктах.

Первыми и главными принципами являются непротиворечивость и неповторяемость закадрового текста и видео. То есть если мы говорим о солнечной системе, не стоит показывать подводный (пускай даже очень красивый) мир. Неповторяемость означает то, что текст не должен повторять «картинку». Не стоит, показывая ту же солнечную систему, дословно описывать видеоряд. Можно рассказать о размерах системы, об окружающих галактиках или о способе изучения планет и звезд. Хотя эти правила просты, многие из начинающих монтажеров допускают такие ошибки.

Также не стоит чересчур активно использовать спецэффекты, которые во множестве предоставляются современными пакетами для видеомонтажа. Первыми в их числе идут так называемые «переходы» - эффекты, помогающие перейти от одного видеоряда к другому. В результате изображение на экране может меняться в виде различных жалюзи, открывающихся дверей, смещения одного изображения в сторону и выезда за ним второго и т.д. Готовая видеолекция с такой концепцией обречена на низкую усваеваемость, т.к. такие переходы будут отвлекать студента и рассеивать его внимание.

Не стоит также использовать запись обыкновенной лекции. С точки зрения студента, нет разницы между записанной лекцией на видео и просто прослушанной в аудитории. Таким способом только перечеркиваются все возможности изложения материала при помощи электронных учебников.

Говоря о самом преподаваемом материале нужно отметить, что текст лекции, прочитанной в аудитории и в видеолекции должен отличаться. Текст должен быть адаптирован для видеолекций с учетом особенностей метода изложения материала. Эту адаптацию должны провести методист и сценарист видеолекции.

Текст преподавателя должен быть переработан и усовершенствован, таким образом, чтобы конечный сценарий видеолекции использовал все возможности современного видеомонтажа для методически качественного изложения материала.

Еще один вопрос касается озвучивания видеолекции. В это понятие входят закадровый голос, фоновая музыка (если есть) и так называемый «интер-шум» - звук, сопровождающий оригинальный видеоряд. В качестве примера интер-шума можно привести звук при запуске космического корабля или шум от проезжающих машин при показе городской улицы.

Требования, предъявляемые к закадровому голосу, вполне логичны: четкость, внятность и самое главное - плавность. Торопиться при начитывании текста не стоит. В повседневной речи мы можем говорить быстро, но мы видим собеседника и в большинстве случаев его знаем. В качестве примера обратимся снова к телевидению. Лишь у некоторых журналистов получается «тараторить» и оставаться понятными.

Не всякий голос подойдет в качестве озвучивания материала, т.к. запись искажает голос. [4]

К использованию фоновой музыки и интер-шума также необходимо подходить с осторожностью. В процентном соотношении громкость фонового звукового потока должна быть 10-15 % от громкости закадрового голоса. Какой бы замечательной ни была фоновая мелодия, она не должна заглушать основной текст. Это тоже не является открытием, но является стандартной ошибкой начинающих.

Не стоит использовать фоновую музыку с большим числом низких частот. Такая звуковая дорожка даже при минимальном использовании будет накладываться на закадровый голос.[3]

 

2.2 Подбор аппаратных средств

 

Для получения качественного выходного материала нужно знать, какое оборудование нужно для съемок видеолекций.

Следуя логике, можно сделать вывод, самым главным элементом для создания видеолекции является правильно выбранная камера. Как бы парадоксально это не звучало, но в наше время лучшая видеокамера для снятия постановочных фрагментов - это зеркальный фотоаппарат.

Многие современные видеокамеры не дают возможности оператору снимать в ручном режиме, предоставляя всю работу автоматике. В нашем случае это является огромным минусом, т.к. при съемке человека, например, видеокамера может в автоматическом режиме сменить фокус на другой предмет в кадре, тем самым испортив дубль.

Также современные цифровые зеркальные фотоаппараты (как и видеокамеры) имеют возможность записи в формате Full HD, при чем из-за большего физического размера светочувствительной матрицы выходное видео получается намного качественнее, нежели в видеокамерах.

Еще одно преимущество фотоаппаратов перед видеокамерами состоит в том, что в них реализована возможность регулировать большинство настроек видео, таких как светочувствительность, выдержка и частота кадров в секунду.

К преимуществам фотоаппаратов можно отнести наличие гнезда для подключения микрофона для записи звука, которое отсутствует в доступных по цене видеокамерах.

Технология "Зеленый экран" (Green Screen) в настоящее время очень популярна. Её используют практически все современные киностудии для съемок и создания спецэффектов для своих фильмов. Эта технология позволяет отрезать зеленый фон от предметов, которые находятся перед ним, заменив его любым другим изображением. В нашем случае мы будем заменять зеленый фон видеорядом или изображениями, оставляя преподавателя на переднем плане. Существуют некоторые требования к хромакею:

·   Ткань должна быть яркой, матовой и желательно умеренно-плотной (без просветов).

·   Полное отсутствие складок (они усложняют процесс обработки видео материалов).

·   Качественное освещение.

Освещение - это вторая главная составляющая качественной видеозаписи. Достаточное количество света, а также правильная его расстановка это прямой путь к получению нужного нам результата. Если неправильно осветить фон, придется тратить много времени на корректировку при редактировании. Для того чтобы правильно осветить хромакей, а также преподавателя нам понадобится 5 источников света:

.   2 источника света будут направлены непосредственно на преподавателя.

.   2 источника света будут направлены на фон, убирая тени от первых двух источников, что облегчит задачу отделения фона от человека.

.   Контровой свет, находящийся за преподавателем, направленный на его спину. Этот источник света необходим, чтобы убрать отблески зеленой ткани по контуру человека.

 

Подбор программных средств

 

Один из самых важных пунктов подготовки к созданию видеолекций - это выбор программ, которые пригодятся при работе.

Определимся с типами программ, которые нам необходимы:

.   Программа захвата видео с экрана монитора

.   Программа для нелинейного видеомонтажа

.   Программа наложения кинематографических эффектов на видео (для повышения качества картинки, эстетики видео и создания качественных спецэффектов)

При выборе программы из любого типа, можно столкнуться с многообразием этих программ и попросту растеряться, поэтому проведем анализ некоторого набора программ по каждому типу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...