Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальные основы технологии интенсивного изучения русского языка по Т.Я. Фроловой.




Обучение орфографии и пунктуации проводится на основе обобщенно-сопоставительных правил. Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения. Общие сведения о методе: Все орфографические правила, изучаемые по школьной программе, обобщены в 12 тем по общему опознавательному признаку орфограммы. Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает смешение результатов при применении правила. Все сводные правила подстрахованы четверостишиями, обеспечивающими легкое запоминание. Хорошим подспорьем в работе по методике Т. Я. Фроловой являются обобщающие таблицы по орфографии, морфологии, фонетике, синтаксису, пунктуации. Работа с ними позволяет интенсифицировать изучение русского языка, стимулирует развитие научной речи. Следовательно, освоение норм правописания на основе обобщённо-сопоставительных правил позволяет изменить не только количество изучаемых правил, но и выйти на более высокий качественный уровень обучения грамотности.

2. Педагогическая технология создания ситуации успеха по А.С.Белкину.

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Снятие страха. Авансирование успешного результата. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности “Возможно, лучше всего начать с…..”. Внесение “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Персональная “Только ты и мог бы». Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. Высокая оценка “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

БИЛЕТ 7

Технология решения изобретательских задач по Г.А. Альтшуллеру (ТРИЗ)

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.[1]» Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

прогнозирование развития технических систем;

пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

2. Сущность и содержание витагенной технологии.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не только к Знанию, сколько к Незнанию, в котором проявляется уровень овладения Знанием. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).

Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. ХХ века А.С.Белкиным. В основу этого направления положена идея построения образовательного процесса с опорой на жизненный опыт взрослых. Переход опыта жизни в витагенный опыт обеспечивается соблюдением следующих условии: жизненный опыт должен иметь социально-ценностную значимость, должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учетом прошлых ошибок и достижении; должен быть онтологическим, т.е. включать в себя опыт предшествующих поколений.

БИЛЕТ 8

1. Эвристическая технология обучения позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристической технологии учитель должен учитывать:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Следовательно, задачами учителя будут выступать:

а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

Формы и методы эвристической технологии - это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:

изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

2. Суггестивная технология изучения языка и литературы Термин “суггестопедия” обозначает психическое воздействие одного человека на другого в процессе обучения.

Методика здесь совершенно иная: учащиеся присутствуют на занятиях в совершенно ненапряженном, расслабленном состоянии, чему способствует негромкая спокойная музыка. Расслабление достигается путем так называемой аутогенной тренировки – метода, который помогает “успокоить самого себя”. Повторения фразы: «Я совершенно спокоен», а затем выполняются специальные упражнения.

Основных принципов суггестопедии три:

1) принцип радости и ненапряженности;

2) принцип единства “осознаваемое – неосознаваемое”;

3) принцип суггестивной взаимосвязи “учитель-учащийся”.

Суггестия используется в игровых формах и представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя.

Наиболее типичные приемы интенсивного обучения, использующиеся на занятиях следующие:

- Сравнение слов и конструкций в двух языках.

- Ритмизация фразы при введении материала.

- Использование музыкального фона.

- Использование интонационного диапазона (от шепота до громко выраженных эмоций).

Итак, под звуки классической музыки преподаватель, используя различные интонации, начинает проникновенно, громко и отчетливо, а иногда и совсем тихо, но внятно читать текст, объясняя его значение. В таких благоприятных условиях в мозг человека непринужденно вводится определенная информация.

БИЛЕТ 9

1. Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Целевые ориентации:

• Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

Концептуальные положения

• Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.

• Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.

• Соединение обучения с пением.

• Путь к чтению лежит через письмо.

• Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.

• Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.

• Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...