Концептуальные основы технологии интенсивного изучения русского языка по Т.Я. Фроловой.
Обучение орфографии и пунктуации проводится на основе обобщенно-сопоставительных правил. Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объема изучаемого материала за счет объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизация навыков системой актуального повторения. Общие сведения о методе: Все орфографические правила, изучаемые по школьной программе, обобщены в 12 тем по общему опознавательному признаку орфограммы. Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает смешение результатов при применении правила. Все сводные правила подстрахованы четверостишиями, обеспечивающими легкое запоминание. Хорошим подспорьем в работе по методике Т. Я. Фроловой являются обобщающие таблицы по орфографии, морфологии, фонетике, синтаксису, пунктуации. Работа с ними позволяет интенсифицировать изучение русского языка, стимулирует развитие научной речи. Следовательно, освоение норм правописания на основе обобщённо-сопоставительных правил позволяет изменить не только количество изучаемых правил, но и выйти на более высокий качественный уровень обучения грамотности. 2. Педагогическая технология создания ситуации успеха по А.С.Белкину. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Технологические операции создания ситуаций успеха: Снятие страха. Авансирование успешного результата. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности “Возможно, лучше всего начать с…..”. Внесение “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Персональная “Только ты и мог бы». Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. Высокая оценка “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
БИЛЕТ 7 Технология решения изобретательских задач по Г.А. Альтшуллеру (ТРИЗ) ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. «Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.[1]» Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер. Основные функции и области применения ТРИЗ: решение изобретательских задач любой сложности и направленности; прогнозирование развития технических систем; пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления); совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат). ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. 2. Сущность и содержание витагенной технологии. Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не только к Знанию, сколько к Незнанию, в котором проявляется уровень овладения Знанием. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ). Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. ХХ века А.С.Белкиным. В основу этого направления положена идея построения образовательного процесса с опорой на жизненный опыт взрослых. Переход опыта жизни в витагенный опыт обеспечивается соблюдением следующих условии: жизненный опыт должен иметь социально-ценностную значимость, должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учетом прошлых ошибок и достижении; должен быть онтологическим, т.е. включать в себя опыт предшествующих поколений.
БИЛЕТ 8 1. Эвристическая технология обучения позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристической технологии учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы. Принципы деятельности: а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения); в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся); д) системность обучения; е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Следовательно, задачами учителя будут выступать: а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся; б) развитие общеучебных умений и навыков; в) развитие креативного мышления; г) развитие творческой самостоятельности учеников; д) воспитание творческой личности. Формы и методы эвристической технологии - это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий: изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
Методика здесь совершенно иная: учащиеся присутствуют на занятиях в совершенно ненапряженном, расслабленном состоянии, чему способствует негромкая спокойная музыка. Расслабление достигается путем так называемой аутогенной тренировки – метода, который помогает “успокоить самого себя”. Повторения фразы: «Я совершенно спокоен», а затем выполняются специальные упражнения. Основных принципов суггестопедии три: 1) принцип радости и ненапряженности; 2) принцип единства “осознаваемое – неосознаваемое”; 3) принцип суггестивной взаимосвязи “учитель-учащийся”. Суггестия используется в игровых формах и представляет собой фактически хорошо отрежиссированную актерскую игру преподавателя. Наиболее типичные приемы интенсивного обучения, использующиеся на занятиях следующие: - Сравнение слов и конструкций в двух языках. - Ритмизация фразы при введении материала. - Использование музыкального фона. - Использование интонационного диапазона (от шепота до громко выраженных эмоций). Итак, под звуки классической музыки преподаватель, используя различные интонации, начинает проникновенно, громко и отчетливо, а иногда и совсем тихо, но внятно читать текст, объясняя его значение. В таких благоприятных условиях в мозг человека непринужденно вводится определенная информация. БИЛЕТ 9 1. Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Целевые ориентации: • Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Концептуальные положения • Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому. • Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа. • Соединение обучения с пением. • Путь к чтению лежит через письмо. • Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической. • Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. • Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины. Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|