Особенности государственного строя Индии. -14
В преамбуле Конституции Индии сказано, что Индия является суверенной, социалистической, светской, демократической республикой. Слово суверенная отражает долгий путь Индии от статуса колонии к статусу независимого государства, хотя формально Индия по-прежнему входит в Содружество. Слово социалистическая было добавлено в преамбулу специальным актом о поправке 1976 года. Определяя Индию как социалистическую республику, создатели вышеупомянутого акта имели в виду социальное и экономическое равенство всех граждан и отрицание какой бы то ни было дискриминации по кастовой принадлежности, цвету кожи, полу, исповедуемой религии, языку и т.д. Каждому гражданину дается одинаковый статус и возможности. Государство стремится к уменьшению концентрации богатства в немногих руках и обещает всем своим гражданам достойный уровень жизни. Слово светская было внесено в преамбулу тем же актом и подразумевает равенство всех религий и религиозную терпимость. В Индии нет государственной религии, граждане имеют право исповедовать любую религию, а государство не имеет права оказывать предпочтение или подвергать дискриминации ни одну из религий. Оно относится ко всем религиям с одинаковым уважением. Демократическая республика подразумевает существование выборных органов управления, развитую систему выборов в органы власти различного уровня. Глава государства – Президент - также является выборным лицом. Итак, Индия является союзным государством и суверенной социалистической светской демократической республикой с парламентской системой правления, базирующейся на Конституции. Конституция Индии была принята Учредительным Собранием 26 ноября 1949 года и вступила в силу 26 января 1950 года.
Конституция Индии, обеспечивающая парламентскую форму правления, отражает федеральное устройство страны с признаками унитарного государства. Согласно Конституции, Президент Индии является главой исполнительной власти Союза. Согласно статье 74 (1) Конституции, Совет министров во главе с премьер-министром должны оказывать помощь и консультировать Президента, который действует в соответствии с данными рекомендациями. Таким образом, в действительности исполнительная власть возлагается на Совет министров и премьер-министра, которые отвечают перед Палатой представителей Парламента (Лок Сабха). То же самое относится и к штатам. Губернатор является главой исполнительной власти, однако, в действительности, исполнительная власть закреплена именно за Советом министров во главе с главным министром штата. Согласно Конституции законодательная власть распределяется между Парламентом и законодательными органами штатов. За Парламентом страны закрепляется право вносить поправки в Конституцию. Конституция обеспечивает независимость судей, Глав аудиторской комиссии и комиссий общественных служб, а также Председателя избирательной комиссии.
Конституция Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 года, через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.), вступила в силу в 1950 г. и продолжает действовать и в настоящее время. Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она: Является самой большой по объему конституцией в мире – включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки; Очень подробна и детальна, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности; Эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные достижения других государств, в силу чего индийская конституция заимствовала ряд положений конституционных актов бывшей метрополии – Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии, Австралии и др.;
Является очень гибкой (предусматривает очень простой порядок внесения поправок), в результате чего за 50 лет были изменены сотни ее различных положений, т. е. Конституция Индии постоянно «приспосабливается» к существующей ситуации. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20, всего было произведено около 500 различных изменений текста. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к Конституции США) В преамбуле Конституция юридически закрепляет суверенитет Индийской Республики, завоеванный в результате антиколониального движения. Конституция провозглашает весьма широкий круг прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А) с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп. Права и свободы включают: право равенства перед законом, гарантия защиты против всех видов дискриминации на основе религиозной, кастовой, расовой, половой принадлежности, места жительства и обеспечение равноправия при устройстве на работу; свобода слова и самовыражения, объединения в ассоциации, союзы и движения, свобода в выборе места пребывания и профессии; запрещение всех форм угнетения и использования насильственного труда, труда детей и контрабанды людей; право свободы совести и вероисповедания; право любого сообщества граждан на сохранение культурной, языковой самобытности и право меньшинств на создание своих образовательных учреждений; право на проведение конституционных мероприятий для усиления действия основных прав. Конституция Индии гарантирует единое и равноправное для всех гражданство на всей территории Индии. Каждый человек, проживающий на территории Индии на момент принятия Конституции (26 января 1950 г.), а также: (а) рожденные на территории Индии или (б) родители которого родились на территории Индии или (в) являющийся резидентом на территории Индии в течение не менее 5 лет сразу после принятия Конституции, становится гражданином Индии. Положение о гражданстве, принятое в 1955 году, обеспечивает приобретение и прекращение гражданских прав после принятия Конституции.
В Конституции прописано отрицательное отношение к социальному неравенству и стремление к его преодолению. В Конституции подчеркивается, что государство должно заботиться о благосостоянии граждан, защищая и поддерживая общественный порядок, в котором правосудие – социальное, экономическое и политическое – должно быть приоритетом всех государственных учреждений. Государство должно направлять свою политику таким образом, чтобы обеспечить людей адекватными средствами к существованию, одинаковым заработком за выполнение аналогичного рода деятельности, и правом на получение работы и образования, а также помощи от государства в случае безработицы, болезни, достижения пенсионного возраста или нетрудоспособности. Государство также должно прилагать усилия с тем, чтобы обеспечить занятое население прожиточным минимумом, нормальными условиями труда, приличными условиями существования и полной занятости. Конституция закрепляет принцип смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль. Осуществляя свою политику в экономическое сфере, Государство должно обеспечить распределение собственности и контролировать материальные ресурсы общества таким образом, чтобы содействовать общему благосостоянию, а также следить за тем, чтобы операции в экономической сфере не привели к концентрации богатства и средств производства в одних руках, что наносит ущерб обществу. Таким образом, Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, введение специального антимонопольного законодательства. Особенностью государственного устройства является сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права. Конституция провозглашает политику поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы, ввиду наличия у Индии ядерного оружия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|