Королевская власть в системе государственного управления Великобритании, Японии, Швеции. -17
Великобритания Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания не имеет конституции как единого документа, как и всего лишь у трёх стран в мире — Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права. Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения. Статуты: к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти). Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:
1) правовые акты, принятые до XX века, но действующие до настоящего времени; 2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте; законы о пэрах; Закон о Палате общин; законы о народном представительстве; законы о гражданстве; Иммиграционный акт; Закон о королевской санкции; Вестминстерский статут; законы о министрах Короны и др. 3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета). Судебный прецедент: судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный обычай: регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений. Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.
Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной. Одним из наиболее значимых факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на систему государственного управления в Великобритании является отсутствие формального и фактического разделения властей в его классическом понимании. Великобритания является монархией, и Монарх всегда был и остается частью законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе органов государственного управления, но и, например, в том, что члены Правительства Ее Величества (исполнительная ветвь власти) являются членами парламента (законодательная ветвь власти) и обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Например, лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета министров, Спикером палаты лордов и Председателем Апелляционного суда.
В системе государственного управления Великобритании можно выделить три основных политических института: Монарх, Парламент, Правительство. Монарх По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Монарх официально является главой государства и олицетворяет единство страны. Формально монарх обладает значительными полномочиями (назначает премьер-министра и членов правительства, судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служителей англиканской церкви, созывает и распускает парламент по представлению премьер-министра, обладает правом законодательного вето, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования и т.д.) и еще большим влиянием на функционирование органов государственного управления. Большинство полномочий британского монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом. Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Своеобразие исторического развития страны выразилось в том, что с конца XVII века происходил процесс передачи королевских прерогатив (законодательных и исполнительных) парламенту и правительству. В настоящее время любая из королевских прерогатив может в случае необходимости стать предметом законотворчества парламента. Если парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.
В британском праве различают два вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические. Личные прерогативы сводятся к ряду неписанных правил обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Примерами подобных личных прерогатив являются правила «монарх никогда не умирает» (по британскому общему праву между царствия быть не может, так как существующая система престолонаследия обеспечивает постоянное функционирование института монархии) и «монарх не может поступать неправильно» (закрепляет личный судебный иммунитет монарха). Политические прерогативы британского монарха достаточно обширны и закрепляют его полномочия в сфере внутренней и внешней политики. Во внутренней политике королевские прерогативы сводятся к полномочиям в области управления (право монарха назначать и увольнять министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалованье почетных званий; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны), полномочиям в судопроизводстве (право помилования), и полномочиям в законодательстве (право созывать и распускать парламент; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента). Во внешней политике королевские прерогативы сводятся к праву объявления войны и заключения мира, праву заключения международных договоров, праву решения по аннексии и уступке территории, праву направления и аккредитации дипломатических представителей, праву на признание зарубежных государств и правительств. Политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства. В системе государственного управления Великобритании можно выделить два элемента: функционирующий, связанный с реальными полномочиями в сфере управления, которыми обладают премьер-министр и члены правительства и стабилизирующий, которые выражается в формальной прерогативах британского монарха направленных на обеспечение преемственность власти. На протяжении прошлого столетия британские монархи не раз способствовали решению проблем британской политической системы в целом, и системы государственного управления в частности. В частности это касалось конвенционной нормы британского общего права, согласно которой монарх имеет право назначать премьер-министров, но не правомочен отвергать их советы по вопросам государственной политики.
Япония Япония – конституционная монархия. В 1890 г. был сформирован парламент, что сделало Японию первой парламентской страной Азии. В те времена верхняя палата (Палата пэров) состояла из представителей привилегированных классов, и страна оставалась абсолютной монархией. Вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках Императора. Только в ноябре 1946 г., когда была обнародована современная Конституция, верховная власть перешла в руки народа и была принята демократическая система правления. Сегодня император является лишь символом государства, в то время как парламент – верховным органом государственной власти. Современная государственная система построена на разделении функций трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, которые уравновешивают и контролируют друг друга. Высшими органами трех ветвей являются, соответственно, Национальный парламент (состоящий из Палаты представителей и Палаты советников), Кабинет министров и Верховный суд. Баланс между ними обеспечивается тем, что Палата представителей может, к примеру, выразить недоверие Кабинету, в то время как премьер-министр обладает правом распустить парламент. Местная администрация состоит из губернаторов и ассамблей в каждой из 47 префектур. Под контролем префектуральной власти находится система городских и сельских администраций. Члены муниципальных, префектуральных ассамблей, мэры и губернаторы избираются прямым голосованием. Флаг и гимн. Японский государственный флаг, на котором изображен красный диск на белом фоне, называется «Хиномару». Этот флаг является национальным символом по крайней мере с XVII в. Национального герба в Японии официально нет. В качестве герба используется Печать Императора, символически изображающая хризантему и солнце. Национальный гимн «Кимигаё» был положен на музыку около ста лет тому назад. Словам же его – более тысячи лет. Они представляют собой молитву о длительном процветании императора и мире для страны. Национальный флаг и гимн Японии были законодательно утверждены в августе 1999 г.
Конституция Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии, наследуя некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне, оккупированная американскими войсками, Япония вынуждена была принять требования союзников по демократизации политической системы. Важнейшими положениями нового Основного закона стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония, таким образом, получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией. Новое определение получила роль императора, утратившего неограниченные полномочия и ставшего «символом государства».
Примечательно, что текст послевоенной Конституции был подготовлен американскими юристами из штаба оккупационных войск (хотя и с учетом мнения японских правоведов и политиков). Это обусловило появление время от времени в политических кругах страны требований пересмотреть Конституцию и придать ей «исконно национальный» характер. Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции. Новая Конституция отличалась от Конституции Мэйдзи по нескольким важным аспектам. Эта Конституция была самой демократичной из всех послевоенных; она впервые в мире закрепила социально-экономические права наряду с личными и политическими. В Конституции были прописаны положения о мире, в том числе ст. 9: "Япония навечно отказывается от войны, как суверенного права народа и все международные споры будет решать только мирным путем". Эта статья имеет очень серьезные правовые последствия. В соответствии с ней Япония не может тратить на нужды обороны более 1 % от ВВП. Фактически сегодня Япония тратит только 0,3 %. Также Япония не имеет права содержать регулярные вооруженные силы, а только право содержать войска самообороны (их численность всего 240 тыс. чел.). Все. 240 тысяч - это одни офицеры, а если армия кадровая, то в течение месяца её можно увеличить до миллиона, т.к. подготовка солдат не требует много времени. Армия всегда стабильная, если один генерал уходит, другой занимает его место. Конституция резко ограничивает полномочия монарха. Это самый «слабый» монарх (по полномочиям) среди всех остальных монархов мира. Полномочия несопоставимы даже с полномочиями королев Дании, Голландии и Великобритании Японская Конституция предусматривает уникальную систему судов. Кроме того, Конституцию практически невозможно изменить – механизм внесения изменений настолько жесткий, что в неё не внесено ни одной поправки. За поправку должно проголосовать 2/3 депутатов обеих палат от списочного состава, затем поправка выносится на всенародный референдум, или поправку большинством (2/3) голосов должен подтвердить Парламент нового созыва. Это мудрое правило направлено на то, чтобы депутаты ныне действующего состава не подготовили поправку для себя. Важным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции в 1945 г. в Японии сложилась система ценностей, объединившая ее собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права. Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что: "...Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (ст. 12) Конституция 1947 г. гарантирует "нерушимость и вечность" основных прав граждан (ст. 11 и 97). Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания парламентом соответствующего закона. Конституция установила, 5 "все люди должны уважаться как личности" (ст. 13), они "равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политиком, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, пола, социального положения, а также происхождения". Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, в том числе и равенство при замещении государственных постов (ст. 44). В японской Конституции нашли свое отражение все три новые группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные культурные. Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на "жизнь, свободу и и стремление к счастью" закрепляет статья 13. Конституционное право на жизнь развивается в ст. 36, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний и в ст. 31, гласящей, что: "Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут какому либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом". Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые относятся к так называемым "новым правам". Право на свободу мысли и совести (ст. 19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля. Япония является светским государством, поскольку Конституция признает свободу религии и, кроме того, "государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности" (ст. 20). Конституция закрепляет неприкосновенность жилища, тайну частной жизни и коммуникаций (ст. 35). Статья 22 предусматривает свободу передвижения и поселения. Конституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод. По американскому образцу Конституция провозгласила принцип "привилегии против самообвинения": "Никто не может быть принуждаемым давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозе: либо после неоправданно длительного ареста или содержания т стражей, не может рассматриваться как доказательство. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случае, когда единственным доказательством против него является его собственное признание". Никто не может быть арестован без должных оснований (ст. 34). Арест может проводиться только при наличии приказа компетентного работника органов юстиции (ст. Статья 39 запрещает привлечение к ответственности вторично одно и то же деяние. Право на беспристрастный суд, открытое разбирательство и на защиту в судебном процессе сформулировано в ст. 37 Конституции. Политические права связаны с участием в политической жизни государства и управлением государственными. Японская Конституция предоставляет гражданам избирательное право (ст. 15, 44 и 93) и право подачи "мирных петиций" причем в основном законе обозначен круг к ним относятся: возмещение ущерба, смещение публичных должностных лиц, введение, отмена исправление законов, указов или предписаний. К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст. 21). Понимание социально-экономических прав и свобод тесно связано с концепцией социального государства, ядром которой является принцип ответственности государства за обеспечение развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли отражение в ст. 25 японской Конституции. Важнейшим элементом правового статуса индивида является частная собственность, включающая право владеть, пользоваться, распоряжаться, наследовать и извлекать доходы. Право частной собственности признается в Японии как социально обусловленное, то есть оно не должно противоречить общественному благосостоянию (ст. 29). Конституция также предусматривает право на труд (ст. 27), запрет принудительного труда (ст. 18), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование, в том числе обязательное бесплатное (ст. 26), свободу научной деятельности (ст. 23). Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами. Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст. 30), трудиться (ст. 27), обеспечивать получение обязательного образования детьми, находящимися на попечении (ст. 26). Статья 12 устанавливает, что "права и свободы, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа". Конституция Японии содержит и гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью. Швеция По форме правления Швеция является конституционной монархией, но не имеет традиционного для большинства стран основного закона страны - конституции. Форма правления, Акт о престолонаследии, Акт о свободе печати и Основной закон о свободе высказываний являются основными законами государства. Номинальным главой государства является король Карл XVI Густав, однако королевская власть с давних пор ограничена представительскими и церемониальными функциями. Параграф 1 шведской Формы правления гласит: «Вся государственная власть в Швеции исходит от народа». Идея народного суверенитета предполагает, что вся власть в обществе и государстве исходит от народа, который ее делегирует своим представителям. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления. Законодательным собранием Швеции является риксдаг, состоящий из 349 депутатов, избираемых на парламентских выборах раз в четыре года. Шведская история характеризуется широкой политической активностью граждан, вовлеченных в так называемые народные движения: профессиональные союзы, женское движение, общества трезвости, спортивные объединения и др. В международном сравнении участие в выборах в Швеции всегда было весьма высоким. В Швеции нередко рассматривают как серьезную демократическую проблему то обстоятельство, что эта политическая заангажированность за последние десятилетия снизилась, равно как и участие в выборах, до 80%, хотя с международной точки зрения это считается высоким уровнем. Форма правления Форма правления содержит основные принципы шведской формы государственного и политического устройства: каким образом функционирует система, каковы основные права и свободы граждан, и как проходят выборы в Риксдаг. Современную форму данный закон обрел в 1975 году, и тогда его вступление в силу означало существенное ограничение роли монарха в системе государственного управления Швеции. Король остался главой государства, но был лишен политической власти, и функция назначения премьер-министра была передана спикеру Риксдага - тальману. Акт о престолонаследии Определяет порядок наследования трона. До 1979 года трон наследовался по мужской линии, изменения 1979 года, сделанные Риксдагом в данном законе, уравняли в правах наследников обоих полов. Акт о свободе прессы Ныне действующий Акт о свободе прессы был принят в 1949 году, хотя Швеция провозгласила свободу прессы в 1766 году и была первым государством в мире, принявшим подобный закон. Свобода прессы подразумевает свободное распространение информации в печатной форме, кроме тех случаев, когда это противоречит законодательству (пропаганда насилия, расовой розни и т.д.). Другая важная составляющая акта о свободе прессы – право граждан на доступ и изучение официальных документов – так называемый принцип доступа общественности к официальным документам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|