Успешное освоение курса «Причины преступности в сфере экономики» будет способствовать изучению других отраслевых дисциплин, позволит заложить прочный фундамент для последующего их практического усвоения.
Применение знаний, дающих представление о проявлении специфических особенностей экономической преступности в рамках общих подходов и закономерностей противодействия преступности в современных условиях позволит актуализировать полученные ранее студентом знания и сформировать компетенции, умения и навыки в решении повседневных задач повышения эффективности противодействия экономической преступности и снижения тяжести ее последствий для личности, общества и государства.
Всё это даст возможность более полно представить состояние и проблемы данной деятельности и осознанно подойти к принятию решения о продолжении образования и участия в научно-исследовательской деятельности по уголовно-правовой тематике.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
«Причины преступности в сфере экономики»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,72 часа.
Тематический план для очной формы обучения.
№
Разделы (тема) учебной дисциплины
Семестр
Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
Всего часов
Лекции
Практические занятия
СРС
Понятие экономической преступности
Общая характеристика экономической преступности в России
Причины и условия экономической преступности
Криминологическая характеристика личности экономического преступника
Криминологическая характеристика преступлений против собственности
Предупреждение экономической преступности
3.1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№
Наименование раздела
(темы) учебной дисциплины
Коды формируемых компетенций
Планируемый результат обучения
(знание, умение, владение компетенциями)
Понятие экономической преступности
ОК-1,
ОК-2,
ОК-6,
ОК-8,
ОК-9,
ОК-12,
ПК-2
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- исторического аспекта проблемы экономической преступности в России;
- содержания понятия экономики как социального института;
- понятия «теневая экономика»;
- современного понятия «экономической преступности» и его значения для теории и практики предупреждения данного вида преступлений;
- признаков экономической преступности;
- соотношения понятий экономической и корыстной преступности.
Студент должен уметь:
- описать данный предмет исследования криминологии и дать криминологическую характеристику изучаемого явления;
- формулировать понятия экономики как социального института и экономической преступности с позиций разных подходов, существующих в современной науке;
- выделять наиболее значимые признаки экономической преступности, их системность;
- различать понятия экономической и корыстной преступности, их взаимное соотношение.
Студент должен владеть:
- соответствующей научной терминологией;
- навыками работы с научной литературой и нормативно-правовыми актами;
- навыками проведения криминологических исследований.
Общая характеристика экономической преступности в России
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- особенностей экономической преступности в современный период;
- современного состояния экономической преступности, ее структуры;
- показателей динамики исследуемого вида преступности в России за последние десятилетия и степени их латентности;
- сравнительного криминологического и уголовно-правового анализа составов преступлений, посягающий на нормальные экономические отношения в УК РФ.
Студент должен уметь:
- выделять основные характерные черты исследуемого вида преступности;
- составлять общую характеристику экономической преступности;
- получать из различных источников криминологически значимую статистическую и иную информацию и проводить ее сравнительный анализ;
- проводить криминологическую экспертизу и определять влияние различных явлений и процессов в на состояние экономической преступности в соответствующих сферах жизни общества, на направление и степень изменения количественных и качественных характеристик данного вида преступности;
- различать криминологическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную иные характеристики исследуемого явления;
- прогнозировать изменения показателей преступности на краткосрочную и долгосрочную перспективу;
- проводить сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ составов преступлений, посягающий на нормальные экономические отношения в УК РФ
Студент должен владеть:
- соответствующей научной терминологией;
- навыками работы со статистической информацией, научной литературой и нормативно-правовыми актами.
- навыками проведения криминологических исследований.
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- детерминации экономической преступности, процессов, определяющих ее характеристики;
- классификации причини и условий исследуемого вида преступности, ранжирования их по степени влияния на уровень преступности;
- социальной обусловленности причин экономической преступности, иных научных представлений о причинности совершаемых деликтов в сфере экономики.
Студент должен уметь:
- выделять в криминологической характеристике экономической преступности причины и условия совершения конкретных преступлений, их фундаментальное основание;
- проводить криминологический анализ статистических и иных данных, характеризующих рассматриваемый вид преступности как на федеральном уровне, так и по конкретному региону;
- соотносить содержание мероприятий, планов и программ с провозглашенными руководством страны и региона стратегическими целями и задачами экономического и социального развития, а также безопасности государства;
- проводить криминологические исследования в интересах выявления детерминант экономической преступности и ее латентного уровня;
- проводить криминологические исследования по определению уровня виктимизации населения и определенных социальных групп, вырабатывать меры по его снижению;
- проводить исследования по определению социальных оснований и последствий экономической преступности на федеральном и региональном уровнях и формулировать предложения по снижению и нейтрализации негативных последствий.
Студент должен владеть:
- современными методами криминологических исследований, в т.ч. использования средств вычислительной техники и информационных массивов федерального и регионального уровня, доступных аналитических материалов по статистике преступности в системе МВД, открытых баз данных, Интернета и т.д.
- навыками составления аналитических документов и планов регионального и местного уровня в сфере противодействия экономической преступности;
- приемами и способами подготовки и проведения выступлений на совещаниях различного уровня, аргументации предложений и ведения дискуссий;
- криминологической и общеправовой терминологией.
- высокой культурой письменной и устной речи, поведения в официальной обстановке.
Криминологичес-кая характеристика личности экономического преступника
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- понятия личности экономического преступника и ее структурных элементов;
- классификации и типологии различных групп экономических преступников;
- механизма преступного поведения и особенности его элементов (звеньев) в формировании личности экономического преступника;
- существующих проблем виктимологического характера, влияющих на формирование преступной мотивации в сфере экономики.
Студент должен уметь:
- давать определение понятия «личности преступника» с учетом психологических и криминологических оснований такого определения;
- классифицировать экономических преступников по различным основаниям и выделять определенные их типы в рамках классификации;
- использовать материалы классификации и типологии для практических целей предупреждения преступности в сфере экономики, в том числе в аспекте своевременности, эффективности, системности и т.д.;
- соотносить имеющиеся криминологические знания с результатами своих исследований, формулировать конкретные выводы с целью разработки мероприятий по культурно-воспитательному воздействию на потенциальных правонарушителей в отдельных сферах экономики;
- готовить предложения по устранению недостатков в сфере экономической деятельности, способствующих виктимизации определенных категорий граждан в рамках экономических отношений.
Студент должен владеть:
- криминологической терминологией и методами криминологических исследований;
- навыками проведения криминологических исследований определенных групп и категорий граждан, участвующих в экономических отношениях с высокой степенью риска;
- навыками составления аналитических документов в сфере предупреждения экономической преступности;
- высокой культурой письменной и устной речи, поведения в официальной обстановке;
- приемами и способами подготовки и проведения выступлений на совещаниях различного уровня, аргументации предложений и ведения дискуссий.
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- понятия должностного лица по уголовному законодательству;
- признаков и структуры должностных преступлений;
- показателей динамики должностных преступлений в России за последние десятилетия и степень их латентности применительно к основным видам преступности;
- содержания социальных последствий данного вида преступлений;
- положений системного подхода к исследованию должностных преступлений, их места в системе более высокого уровня;
- содержания внутренних и внешних причин и благоприятствующих условий должностной преступности, их классификации по масштабу, длительности и природе;
- взаимосвязи с другими видами экономических преступлений;
- объективных и субъективных проблем предупреждения должностных преступлений в современной России.
Студент должен уметь:
- давать криминологическую характеристику содержанию планов, программ, нормативных документов в сфере предупреждения должностных преступлений, в том числе в аспекте своевременности, эффективности, системности и т.д.;
- классифицировать меры предупреждения должностных преступлений по различным основаниями и соотносить содержащиеся в нормативных документах предписания с соответствующими элементами классификации для выявления полноты, научности и иных требований к документам в данной сфере;
- разрабатывать макеты планов и программ предупредительной деятельности различного уровня применительно к должностным преступлениям в рамках общей борьбы с преступностью в целом;
- разрабатывать поисковые и нормативные прогнозы указанного вида преступности с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.
Студент должен владеть:
- криминологической терминологией и методами криминологических исследований;
- навыками проведения криминологических, в т.ч. антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов;
- навыками составления аналитических документов в сфере предупреждения преступности должностных лиц.
Криминологичес-кая характеристика преступлений против собственности
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- понятия собственности по уголовному законодательству;
- признаков и структуры преступлений против собственности;
- показателей динамики преступлений против собственности в России за последние десятилетия и степень их латентности применительно к основным видам преступности;
- социальных последствий данного вида преступлений;
- положений системного подхода к исследованию преступлений против собственности, понимание их места в системе более высокого уровня;
- внутренних и внешних причин и благоприятствующих условий преступлений против собственности, их классификации по масштабу, длительности и природе;
- взаимосвязи с другими видами экономических преступлений;
- особенностей личности преступников, совершающих преступления против собственности и их жертв;
- специфики краж как самых статистически распространенных преступлений, их взаимосвязи с тяжкой насильственной преступностью;
- рейдерства как нового вида преступности, его особенностей и последствий;
- объективных и субъективных проблем предупреждения преступлений против собственности в современной России.
Студент должен уметь:
- давать криминологическую характеристику содержанию планов, программ, нормативных документов в сфере предупреждения преступлений против собственности, в том числе в аспекте своевременности, эффективности, системности и т.д.;
- классифицировать меры предупреждения преступлений против собственности по различным основаниями и соотносить содержащиеся в нормативных документах предписания с соответствующими элементами классификации для выявления полноты, научности и иных требований к документам в данной сфере;
- разрабатывать макеты планов и программ предупредительной деятельности различного уровня применительно к преступлениям против собственности в рамках общей борьбы с преступностью в целом;
- разрабатывать поисковые и нормативные прогнозы указанного вида преступности с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.
Студент должен владеть:
- криминологической терминологией и методами криминологических исследований;
- навыками проведения криминологических, в т.ч. антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов;
- навыками составления аналитических документов в сфере предупреждения преступности.
Студент должен продемонстрироватьзнание:
- современных криминологических подходов к описанию содержания и целей предупреждения преступности, положений основных криминологических школ и подходов в данной сфере;
- основных принципов предупреждения преступности, в т.ч. планирования деятельности в данной сфере;
- цели и содержания мер виктимологической профилактики преступности, их особенности применительно к снижению личностной, ролевой и ситуативной виктимности на индивидуальном, групповом и массовом уровне;
- общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности на российском и международном уровне;
- объективных и субъективных проблем предупреждения преступности в современной России.
Студент должен уметь:
- давать криминологическую характеристику содержанию планов, программ, нормативных документов в сфере предупреждения преступности, в том числе в аспекте своевременности, эффективности, системности и т.д.;
- классифицировать меры предупреждения преступности по различным основаниями и соотносить содержащиеся в нормативных документах предписания с соответствующими элементами классификации для выявления полноты, научности и иных требований к документам в данной сфере;
- классифицировать субъекты предупредительной деятельности по различным основаниям, определять их компетенцию и основные направления взаимодействия в другими участниками процесса рассматриваемой деятельности;
- разрабатывать макеты планов и программ предупредительной деятельности различного уровня применительно ко всей преступности и отдельным ее видам;
- разрабатывать поисковые и нормативные прогнозы с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.
Студент должен владеть:
- криминологической терминологией и методами криминологических исследований;
- навыками проведения криминологических, в т.ч. антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов;
- навыками составления аналитических документов в сфере предупреждения преступности.