Практические занятия для студентов отделения сокращенной подготовки (заочной формы обучения) и отделения целевой подготовки
Тема 1. Причины и условия экономической преступности (2 час)
План
1. Понятие и процессы детерминации экономической преступности.
2. Классификация причин и условий экономической преступности.
3. Социальная обусловленность причин экономической преступности.
4. Взаимосвязь с коррупционной преступностью.
Задание для подготовки к практическому занятию
При подготовке ответа по данной ключевой теме учебного курса необходимо иметь в виду, что проблема экономической преступности - это проблема не только сегодняшнего дня и возникла она задолго до перехода нашей экономики на рыночные отношения. Преступления в сфере экономики совершались и в советские времена (в УК РСФСР, например, были специальные главы: «Хозяйственные преступления», «Должностные преступления» и т.д.).
Кроме законодательных просчетов в период реформ конца 1980-х и начала 1990-х годов, приведших к переводу экономики страны на рыночные отношения без адекватного социально-правового регулирования и контроля, надо учитывать также влияние организованной преступности, профессиональной и коррупционной преступности; все более тесного смыкание экономической преступности с политической и даже с терроризмом.
Практические задания
1. Изучите Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР». Оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране.
2. Проработайте статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др. Выявить различные научные подходы к пониманию причинно-следственного обоснования феномена экономической преступности.
3. Подготовьте доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах.
В процессе занятия студенты будут разбиты на две группы, которые после подготовки будут в виде дискуссии отстаивать свою точку зрения.
Тема 2. Предупреждение экономической преступности (2 часа)
План
1. Криминологический прогноз экономической преступности.
2. Взаимосвязь преступности в сфере экономики с организованной преступностью.
3. Пути совершенствования уголовно-правовых и иных организационно-правовых мер борьбы с экономической преступностью.
4. Международное сотрудничество в борьбе с экономической преступностью.
5. Воспитание нового типа предпринимателя: проблемы и перспективы.
6. Возможности социального контроля в сфере предупреждения экономической преступности.
Задание для подготовки к практическому занятию
Подготовка к рассмотрению во многом дискуссионных вопросов данной темы предполагает заключительный вывод по предшествующей аналитической работе по выявлению причин и условий экономической преступности. Это, прежде всего, прогноз рассматриваемого вида преступности на ближайшую перспективу (2-5 лет) как в количественном, так и в качественном отношении, что потребует наличия статистических данных за предшествующий десятилетний период.
Студентам требуется рассмотреть перспективу трансформации экономической преступности в транснациональные организованные формы. Выделить условия, способствующие этому процессу как в России, так и за рубежом.
Дать характеристику так называемых оффшорных экономических зон, функционирующих во многом на криминальной основе.
Подумать о возможности воспитания личности предпринимателя нового типа, не только эффективного собственника, стремящегося к личной наживе и нередко в ущерб обществу, но и патриотически настроенного, творчески относящегося к делу, пекущемуся о благе родного Отечества, порядочному во всех отношениях.
Практические задания
1. Выполните криминологический прогноз по отдельным видам экономической преступности на ближайшие пять лет.
2. Выделите факторы, способствующие расширению взаимосвязи преступности в сфере экономики с организованной преступностью
3. Дайте оценку эффективности международного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью. Какие на Ваш взгляд нужно ввести новые формы сотрудничества или усовершенствовать действующие для активизации деятельности в сфере предупреждения?
4. Определите перспективную, на Ваш взгляд, фундаментальную основу воспитания предпринимателя нового типа: проблемы и перспективы формирования личности современного предпринимателя. Насколько важна роль государства в этом процессе?
5. Каким по форме и содержанию видится вам возможность социального контроля в сфере предупреждения экономической преступности?
В процессе занятия студенты будут разбиты на две группы, которые после подготовки будут – одни предлагать меры, другие их оспаривать и в виде дискуссии отстаивать свою точку зрения.
3.4. Самостоятельная работа студента
Модели (особенности) самостоятельной работы студентов
очной формы обучения по отдельным темам курса
№
| Название темы
| Задание для самостоятельной работы студента
| Формы контроля преподавателем
|
| Понятие экономической преступности
| Описать предмет исследования данного раздела криминологии и дать криминологическую оценку исторических аспектов экономической преступности.
Выделить особенность и важность экономики как социального института в государстве, четко представлять сущность теневых экономических отношений. Найти примеры теневой экономики в современной России.
Уяснить и четко формулировать определение экономической преступности на основе конкретно выбранного научного представления, выделять и классифицировать признаки данного явления.
На основе логических рассуждений обосновать соотношение понятий экономической и корыстной преступности.
Предложите несколько вариантов структуры экономической преступности. Ответ обоснуйте.
| Использование метода активного диалога со студентами, позволяющего выявить возможные непонимания ключевых вопросов темы.
Разбитие студентов на малые группы для отстаивания своего видения основополагающих позиций в теоретическом представлении экономической преступности.
|
| Общая характеристика экономической преступности в России
| Провести сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ Раздела VIII УК РФ («Преступления в сфере экономики»). Выяснить, исчерпываются ли, с вашей точки зрения, преступления в сфере экономики составами преступлений, перечисленными в Разделе VIII УК РФ? Ответ обоснуйте.
Классифицировать преступления в сфере экономической деятельности по различным основаниям.
Дать оценку проводимых в последнее время изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений и определить,
Выявить, насколько приведенные изменения соответствуют современной экономической ситуации в России.
Подготовка докладов (сообщений), по результатам исследований.
| Заслушивание и обсуждение докладов о результатах сравнительного криминологического и уголовно-правового анализа преступлений в сфере экономики и оценке изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений за последние 2 года, представление преподавателю письменной работы.
Доклады сопровождаются компьютерными презентациями.
|
| Причины и условия экономической преступности
| Изучить Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР» и оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране.
Проработать статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др.
Подготовить доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах.
| Заслушивание и обсуждение докладов о причинах и условиях экономической преступности в 1990-е и 2000-е годы.
Направленная дискуссия на предлагаемые темы:
«Альтернативные варианты перехода России на рыночные отношения».
«Цена экономической преступности и проблемы ее измерения».
Представление преподавателю письменной работы.
|
| Криминологическая характеристика личности экономического преступника
| Провести сравнительный анализ личности экономического преступника с личностями преступников иных категорий.
Сделать криминологический анализ личностей, совершающих преступления в сфере экономики следующих видов:
а) преступления против установленного порядка уплаты налогов и (или) сборов, таможенных и иных платежей;
б) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере кредитования;
в) преступления, нарушающие порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.
Выделить общие и особенные характеристики исследуемых личностей.
Составить классификацию жертв экономических преступников.
| Заслушивание и обсуждение докладов
по криминологической характеристике экономических преступников, совершающих конкретные виды преступлений.
Направленная дискуссия на тему «Психологические особенности личности экономических преступников и возможности коррекции их морально-нравственных
установок с целью предупреждения делинквентных проявлений».
|
| Криминологическая характеристика должностных преступлений
| Выполнить уголовно-правовой и криминологический анализ следующих преступлений должностных лиц, посягающих на осуществление предпринимательской деятельности:
Обратить внимание на сложность составов этих норм, во многом носящих отсылочный характер к многочисленным нормам гражданского права.
Дать характеристику личности должностного лица, совершающего рассматриваемые преступления.
Назвать причины и условия, способствующие совершению должностных преступлений в сфере предпринимательства.
Сформулировать систему профилактических мер, которая позволила бы противодействовать преступности должностных лиц в сфере предпринимательства.
| Представление преподавателю письменной работы.
Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по различным криминологическим аспектам должностных преступлений.
Направленная дискуссия на тему «Проблемы и перспективы предупреждения преступности должностных лиц».
|
| Криминологическая характеристика преступлений против собственности
| Дать общую характеристику преступлений против собственности.
Выделить характерные особенности личности преступников, совершающих преступления против собственности.
Привести примеры преступлений против интеллектуальной собственности, используя различные информационные источники, в том числе материалы официального сайта МВД РФ и сети Интернет.
Сделать оценку изменений уголовного законодательства РФ, произведенную Федеральным законом РФ от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в результате которых УК РФ дополнен тремя новыми статьями – 1701, 1851 и 2851, а ст. 1852 – частью третьей.
На основе использования методов экстраполяции и экспертных оценок разработать поисковые и нормативные прогнозы преступлений против собственности на следующий календарный год.
| Представление преподавателю письменной работы.
Заслушивание и обсуждение докладов о состоянии преступности, направленной против собственности как в целом по стране, так и в Кировской области.
Направленная дискуссия на тему «Проблемы и перспективы предупреждения преступлений против интеллектуальной собственности».
|
| Предупреждение экономической преступности
| Проанализировать нормативную базу в сфере предупреждения экономической преступности и статистику преступности.
Составить доклад об основных результатах борьбы с экономической преступностью в стране и отдельном субъекте федерации (по выбору студента) за последние 4 года.
| Представление преподавателю письменной работы.
Заслушивание и обсуждение докладов о состоянии предупреждения экономической преступности в стране и отдельном субъекте федерации (можно на примере Кировской области).
Направленная дискуссия на тему «Проблемы и перспективы предупреждения экономической преступности: российские закономерности и региональная специфика».
|
Модели (особенности) самостоятельной работы студентов
заочной формы обучения, в т.ч. отделения целевой и сокращенной подготовки по отдельным темам курса
№
| Название темы
| Задание для самостоятельной работы студента
| Формы контроля преподавателем
|
| Понятие экономической преступности
| Выделить особенность и важность экономики как социального института в государстве, четко представлять сущность теневых экономических отношений. Найти примеры теневой экономики в современной России.
Уяснить и четко формулировать определение экономической преступности на основе конкретно выбранного научного представления, выделять и классифицировать признаки данного явления.
На основе логических рассуждений обосновать соотношение понятий экономической и корыстной преступности.
Предложить несколько обоснованных вариантов структуры экономической преступности.
| Использование метода активного диалога со студентами, позволяющего выявить возможные непонимания ключевых вопросов темы.
Разбитие студентов на малые группы для отстаивания своего видения основополагающих позиций в теоретическом представлении экономической преступности.
|
| Общая характеристика экономической преступности в России
| Провести сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ Раздела VIII УК РФ («Преступления в сфере экономики»). Выяснить, исчерпываются ли, с вашей точки зрения, преступления в сфере экономики составами преступлений, перечисленными в Разделе VIII УК РФ? Ответ обоснуйте.
Классифицировать преступления в сфере экономической деятельности по различным основаниям.
Дать оценку проводимых в последнее время изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений и определить,
Выявить, насколько приведенные изменения соответствуют современной экономической ситуации в России.
Подготовка докладов (сообщений), по результатам исследований.
| Заслушивание и обсуждение докладов о результатах сравнительного криминологического и уголовно-правового анализа преступлений в сфере экономики и оценке изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений за последние 2 года, представление преподавателю письменной работы.
|
| Причины и условия экономической преступности
| Изучить Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР» и оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране.
Проработать статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др.
Подготовить доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах.
| Заслушивание и обсуждение докладов о причинах и условиях экономической преступности в 1990-е и 2000-е годы.
Направленная дискуссия на предлагаемые темы:
«Альтернативные варианты перехода России на рыночные отношения».
«Цена экономической преступности и проблемы ее измерения».
Представление преподавателю письменной работы.
|
| Криминологическая характеристика личности экономического преступника
| Провести сравнительный анализ личности экономического преступника с личностями преступников иных категорий.
Сделать криминологический анализ личностей, совершающих преступления в сфере экономики следующих видов:
а) преступления против установленного порядка уплаты налогов и (или) сборов, таможенных и иных платежей;
б) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере кредитования;
в) преступления, нарушающие порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.
Выделить общие и особенные характеристики исследуемых личностей.
Составить классификацию жертв экономических преступников.
| Представление преподавателю письменной работы.
|
| Криминологическая характеристика должностных преступлений
| Выполнить уголовно-правовой и криминологический анализ следующих преступлений должностных лиц, посягающих на осуществление предпринимательской деятельности:
Обратить внимание на сложность составов этих норм, во многом носящих отсылочный характер к многочисленным нормам гражданского права.
Дать характеристику личности должностного лица, совершающего рассматриваемые преступления.
Назвать причины и условия, способствующие совершению должностных преступлений в сфере предпринимательства.
Сформулировать систему профилактических мер, которая позволила бы противодействовать преступности должностных лиц в сфере предпринимательства.
| Представление преподавателю письменной работы.
|
| Криминологическая характеристика преступлений против собственности
| Дать общую характеристику преступлений против собственности.
Выделить характерные особенности личности преступников, совершающих преступления против собственности.
Привести примеры преступлений против интеллектуальной собственности, используя различные информационные источники, в том числе материалы официального сайта МВД РФ и сети Интернет.
На основе использования методов экстраполяции и экспертных оценок разработать поисковые и нормативные прогнозы преступлений против собственности на следующий календарный год.
| Представление преподавателю письменной работы.
|
| Предупреждение экономической преступности
| Проанализировать нормативную базу в сфере предупреждения экономической преступности и статистику преступности.
Составить доклад об основных результатах борьбы с экономической преступностью в стране и отдельном субъекте федерации (по выбору студента) за последние 4 года.
Предложить свои варианты предупреждения экономической преступности на уровне общих и специальных мероприятий.
| Представление преподавателю письменной работы.
|
Примечание: подготовленные доклады (письменные работы) по темам 4-7 могут быть заслушаны в процессе проведения обсуждения проблем предупреждения экономической преступности на занятиях по темам 2 и 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: