Овладение современными педагогическими технологиями
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Организация методической помощи воспитателям Овладение умениями осуществлять методическую помощь воспитателям происходит в процессе проведения студентами различных ее форм. Форма организации методической помощи должна отвечать вашим личностным интересам, психологическим особенностям, а также интересам и запросам воспитателей. Оказание методической помощи можно проводить как в традиционных формах (консультация, семинар, семинар-практикум), так и с использованием современных методов активизации воспитателей: деловая игра, “мозговой штурм”, “педагогический ринг”, решение педагогических задач, конкурс и т.п. Выбор темы обычно связан либо с проблемой, обозначенной в годовом плане учреждения, либо с темой ваших научных или личностных интересов. Она может отражать и те вопросы, которые, по результатам анализа педагогической деятельности в детском саду, оказались недостаточно проработаны. Тему можно выбрать и путем проведения анкетирования воспитателей, направленного на выяснение того, какие педагогические проблемы вызывают у них затруднения или требуют более углубленного ознакомления. Необходимо очень тщательно подойти к определению содержания выбранной вами формы методической работы с воспитателями. Важно учесть, что уже знают педагоги и что является для них новым. В связи с этим по-разному будет строиться ваша работа. То, что известно воспитателям, но необходимо уточнить, лучше провести в виде “разминки”, разбора педагогических ситуаций, решения кроссворда, обмена опытом и др. Важно предусмотреть, чтобы изложение новых сведений обязательно сопровождалось показом наглядных материалов, вопросами к аудитории для уточнения, понятна ли суть вопроса, яркими примерами.
Глубокое знание материала, умение доступно и образно преподнести его, корректность и уважение к слушателям помогут разрушить психологический барьер, который нередко возникает между начинающими методистами и воспитателями, имеющими большой опыт работы. Оснащение методического кабинета Немаловажным компонентом всей этой работы является помощь в оснащении методического кабинета наглядным материалом. Приступая к оформлению выставок в методическом кабинете, придерживайтесь следующих рекомендаций: 1. Четко определите тему выставки и согласуйте ее со старшим воспитателем. 2. Если по данной теме имеется нормативные материалы или документы рекомендательного характера, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним, опыт работы поданному документу других детских садов и пр. Не забудьте представить на стендах: · конкретные методические рекомендации воспитателям данного дошкольного учреждения по выбранной теме; · опыт работы (детского сада своего города, других городов, зарубежных стран), связанный с выбранной темой; · литературу по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или подобрать картотеку); · наглядный материал, связанный с данной проблематикой (перечень оборудования, чертежи, схемы и т.д.).
Кроме оформления выставок можно принять участие в создании тематической картотеки (например, по временам года), которая содержит следующий материал: · тематику занятий с детьми по выбранной теме в каждой возрастной группе;
· примерное программное содержание; · материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, литература для детей и т.д.); · методическую литературу по данной теме.
Подготавливая наглядный материал, следует предусмотреть его длительное использование (то есть наклеить на картон, запаять в пластик, убрать в коробку и т.д.), возможное применение в работе с детьми (следовательно, необходимо выдержать заданный размер, цвет, форму, дать описание работы с ним и др.). Кроме всего прочего наглядный материал должен быть привлекательным, эстетично оформлен (текст напечатан, содержание изложено кратко и четко, использовано не более 2-3 сочетающихся цветов) и т.д. ОВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Специалист дошкольного образования должен уметь методически грамотно осуществлять процесс воспитания и обучения детей, владеть современными педагогическими технологиями. Уровень данных умений студенты демонстрируют при проведении открытых видов детской деятельности: одно занятие и один вид внеучебной работы (досуг, труд, режимные моменты и т.п.). Основная задача студентов при проведении открытых просмотров - показать достигнутый ими уровень педагогической деятельности, методическую компетентность, знание современных технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, умение творчески применять их на практике. Чтобы эта задача была решена наиболее эффективно, при выборе раздела и темы следует опираться на результаты анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Если вы обнаружили некоторые проблемы в осуществлении педагогического процесса в детском учреждении, акцент в открытом показе сделайте именно на этих проблемах. Не забудьте, по достоинству оценив достижения воспитателей детского сада, проанализировать, в чем они испытывают затруднения, с какими современными педагогическими технологиями еще мало знакомы или незнакомы совсем. Целесообразно провести открытое занятие или другой вид деятельности с использованием недостаточно освоенной воспитателями технологии. Интересными для воспитателей могут оказаться и практические материалы вашего научного исследования по курсовой работе. Для показа можно взять и какую-либо мало разработанную тему, отвечающую интересам и потребностям детей. В любом случае постарайтесь при анализе
использовать разнообразные технические средства. Такой подход к выбору темы открытого просмотра (его можно также связать с темой Совета педагогов, консультациями для воспитателей) поможет вам достойно проявить себя, показать свои педагогические возможности. На коллективных просмотрах присутствуют все студенты-практиканты базового детского сада, групповой руководитель, старший воспитатель или заведующий, воспитатели, психолог. Из числа студентов для проведения обсуждения коллективного просмотра назначается “методист”. В этой роли практикант учится оказывать помощь студенту - «воспитателю” в составлении конспекта, организации открытого показа, готовит вопросы для обсуждения, руководит его проведением, обобщает результаты. В заключение обсуждения анализ и оценка деятельности студента - «воспитателя” и студента - «методиста” даются педагогами дошкольного учреждения, психологом и групповым руководителем.
При обсуждении открытого занятия (вида деятельности) придерживайтесь следующей схемы:
· Первое слово студент - «методист” предоставляет студенту - «воспитателю”, который знакомит с программными задачами данной деятельности, проводит самоанализ. · Участники коллективного просмотра задают вопросы студенту - «воспитателю”, который дает необходимые пояснения. · Студент - «методист” организует обсуждение всеми студентами группы увиденного по заранее подготовленным вопросам. · Студент - «воспитатель” отвечает на сделанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приемов и т.д. · Студент - «методист” проводит анализ открытого занятия (вида деятельности) и формулирует оценку (лучше это делать не в баллах, а в виде характеристики). · Слово предоставляется присутствующим на коллективном просмотре воспитателям, психологу, старшему воспитателю или заведующей, которые оценивают деятельность студента - «воспитателя” и студента - «методиста”. · Итог обсуждению подводит групповой руководитель. Следует помнить, что любое высказывание участников коллективного обсуждения должно начинаться с положительного момента, замечания делаются в конструктивной форме, т.е. должны содержать рекомендации, советы по совершенствованию педагогической деятельности.
При наблюдении за педагогическим процессом и его анализе вам помогут различные схемы, вопросники, которые представлены в данном пособии, а также приведенные в другой литературе В конце практики в дошкольном учреждении проводится итоговое совещание по ее результатам, на котором студенты дают самооценку своей деятельности, получают характеристику и предварительную оценку со стороны заведующего дошкольным учреждением, старшего воспитателя, воспитателей и группового руководителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|