Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Овладение современными педагогическими технологиями




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Организация методической помощи воспитателям

Овладение умениями осуществлять методическую помощь вос­питателям происходит в процессе проведения студентами различ­ных ее форм.

Форма организации методической помощи должна отвечать вашим личностным интересам, психологическим особенностям, а также интересам и запросам воспитателей.

Оказание методической помощи можно проводить как в традиционных формах (консультация, семинар, семинар-практикум), так и с использова­нием современных методов активизации воспитателей: деловая иг­ра, “мозговой штурм”, “педагогический ринг”, решение педагоги­ческих задач, конкурс и т.п.

Выбор темы обычно связан либо с проблемой, обозначенной в годовом плане учреждения, либо с темой ваших научных или личностных интересов. Она может отражать и те вопросы, кото­рые, по результатам анализа педагогической деятельности в дет­ском саду, оказались недостаточно проработаны. Тему можно выбрать и путем проведения анкетирования воспитателей, на­правленного на выяснение того, какие педагогические проблемы вызывают у них затруднения или требуют более углубленного ознакомления.

Необходимо очень тщательно подойти к определению содержа­ния выбранной вами формы методической работы с воспитателя­ми. Важно учесть, что уже знают педагоги и что является для них новым. В связи с этим по-разному будет строиться ваша работа. То, что известно воспитателям, но необходимо уточнить, лучше про­вести в виде “разминки”, разбора педагогических ситуаций, реше­ния кроссворда, обмена опытом и др. Важно предусмотреть, чтобы изложение новых сведений обязательно сопровождалось показом наглядных материалов, вопросами к аудитории для уточнения, по­нятна ли суть вопроса, яркими примерами.

Глубокое знание материала, умение доступно и образно препод­нести его, корректность и уважение к слушателям помогут разру­шить психологический барьер, который нередко возникает между начинающими методистами и воспитателями, имеющими большой опыт работы.

Оснащение методического кабинета

Немаловажным компонентом всей этой работы является помощь в оснащении методического кабинета наглядным материалом.

Приступая к оформлению выставок в методическом кабинете, придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Четко определите тему выставки и согласуйте ее со старшим воспитателем.

2. Если по данной теме имеется нормативные материалы или документы рекомендательного характера, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним, опыт работы поданному документу других детских садов и пр.

Не забудьте представить на стендах:

· конкретные методические рекомендации воспитателям данного дошкольного учреждения по выбранной теме;

· опыт работы (детского сада своего города, других городов, за­рубежных стран), связанный с выбранной темой;

· литературу по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или подобрать картотеку);

· наглядный материал, связанный с данной проблематикой (перечень оборудования, чертежи, схемы и т.д.).

 

Кроме оформления выставок можно принять участие в созда­нии тематической картотеки (например, по временам года), кото­рая содержит следующий материал:

· тематику занятий с детьми по выбранной теме в каждой воз­растной группе;

 

· примерное программное содержание;

· материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, литература для детей и т.д.);

· методическую литературу по данной теме.

 

Подготавливая наглядный материал, следует предусмотреть его длительное использование (то есть наклеить на картон, за­паять в пластик, убрать в коробку и т.д.), возможное применение в работе с детьми (следовательно, необходимо выдержать задан­ный размер, цвет, форму, дать описание работы с ним и др.).

Кроме всего прочего наглядный материал должен быть привлека­тельным, эстетично оформлен (текст напечатан, содержание из­ложено кратко и четко, использовано не более 2-3 сочетающихся цветов) и т.д.

ОВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Специалист дошкольного образования должен уметь методи­чески грамотно осуществлять процесс воспитания и обучения детей, владеть современными педагогическими технологиями. Уровень данных умений студенты демонстрируют при проведе­нии открытых видов детской деятельности: одно занятие и один вид внеучебной работы (досуг, труд, режимные моменты и т.п.).

Основная задача студентов при проведении открытых про­смотров - показать достигнутый ими уровень педагогической деятельности, методическую компетентность, знание современ­ных технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, умение творчески применять их на практике.

Чтобы эта задача была решена наиболее эффективно, при вы­боре раздела и темы следует опираться на результаты анализа пе­дагогической деятельности в дошкольном учреждении. Если вы обнаружили некоторые проблемы в осуществлении педагогиче­ского процесса в детском учреждении, акцент в открытом показе сделайте именно на этих проблемах. Не забудьте, по достоинству оценив достижения воспитателей детского сада, проанализиро­вать, в чем они испытывают затруднения, с какими современными педагогическими технологиями еще мало знакомы или незнакомы совсем. Целесообразно провести открытое занятие или другой вид деятельности с использованием недостаточно освоенной вос­питателями технологии.

Интересными для воспитателей могут оказаться и практиче­ские материалы вашего научного исследования по курсовой ра­боте. Для показа можно взять и какую-либо мало разработанную тему, отвечающую интересам и потребностям детей. В любом случае постарайтесь при анализе

использовать разнообразные технические средства. Такой подход к выбору темы открытого просмотра (его можно также связать с темой Совета педагогов, консультациями для воспитателей) поможет вам достойно про­явить себя, показать свои педагогические возможности.

На коллективных просмотрах присутствуют все студенты-прак­тиканты базового детского сада, групповой руководитель, старший воспитатель или заведующий, воспитатели, психолог. Из числа сту­дентов для проведения обсуждения коллективного просмотра на­значается “методист”. В этой роли практикант учится оказывать по­мощь студенту - «воспитателю” в составлении конспекта, организа­ции открытого показа, готовит вопросы для обсуждения, руководит его проведением, обобщает результаты. В заключение обсуждения анализ и оценка деятельности студента - «воспитателя” и студента - «методиста” даются педагогами дошкольного учреждения, психоло­гом и групповым руководителем.

 

При обсуждении открытого занятия (вида деятельности) при­держивайтесь следующей схемы:

 

· Первое слово студент - «методист” предоставляет студенту - «воспитателю”, который знакомит с программными задачами данной деятельности, проводит самоанализ.

· Участники коллективного просмотра задают вопросы студенту - «воспитателю”, который дает необходимые пояснения.

· Студент - «методист” организует обсуждение всеми студента­ми группы увиденного по заранее подготовленным вопросам.

· Студент - «воспитатель” отвечает на сделанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приемов и т.д.

· Студент - «методист” проводит анализ открытого занятия (вида деятельности) и формулирует оценку (лучше это делать не в баллах, а в виде характеристики).

· Слово предоставляется присутствующим на коллективном просмотре воспитателям, психологу, старшему воспитателю или заведующей, которые оценивают деятельность студента - «воспитателя” и студента - «методиста”.

· Итог обсуждению подводит групповой руководитель.

Следует помнить, что любое высказывание участников коллек­тивного обсуждения должно начинаться с положительного мо­мента, замечания делаются в конструктивной форме, т.е. должны содержать рекомендации, советы по совершенствованию педагоги­ческой деятельности.

 

При наблюдении за педагогическим процессом и его анализе вам помогут различные схемы, вопросники, которые представле­ны в данном пособии, а также приведенные в другой литературе

В конце практики в дошкольном учреждении проводится итого­вое совещание по ее результатам, на котором студенты дают само­оценку своей деятельности, получают характеристику и предвари­тельную оценку со стороны заведующего дошкольным учреждени­ем, старшего воспитателя, воспитателей и группового руководите­ля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...