Структура педагогического Анализа занятий
Анализ целей. Оценка обоснованности, согласованности постановки цели, учебной и воспитательной задач занятия с учетом особенностей реализуемой программы, места данного занятия по теме, уровня подготовленности детей. Степень достижения цели и задач занятия. Анализ структуры и организации занятия. Соответствие структуры занятия цели и задачам. Продуманность выбора типа занятия, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразность распределения времени занятия. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана и организация его выполнения воспитателем. Оборудование занятия. Рациональная организация деятельности воспитателя и детей. Анализ содержания. Соответствие содержания требованиям программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия. Реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение детей к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий, словарного запаса. Организация самостоятельной работы детей. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей. Инструктаж и помощь воспитателя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем). Анализ методики проведения занятия. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию обучающего материала, поставленным целям и задачам, возможностям данного возраста детей. Разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники воспитателя.
Анализ деятельности и поведения детей на занятии. Общая оценка работы детей: интерес, активность, работоспособность на разных этапа занятия. Организация самостоятельной деятельности детей. Оценка целесообразности и эффективности применяемых форм работы. Приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины. Культура общения воспитателя с детьми, соблюдение норм педагогической этики и такта, оценка созданного им морально-психологического климата в детском коллективе. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия. Общие выводы и предложени я. Рекомендации воспитателю по самообразованию на основе выводов и предложений.
СХЕМА ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЙ
Используются балльные оценки: 3 - реализовано на высоком уровне; 2 - достаточный уровень; 1 - реализовано частично; О - не реализовано. Эффективность занятия рассчитывается по формуле: Э = полученная сумма баллов х 100% максимальная сумма баллов
Например, у Ивановой В.И. Э= (117х30)х100% =56% Если Э > 76% и нет ни одного “О”, то занятие признается отличным. Если 66%< Э < 75% - занятие хорошее. Если 41% < Э < 65% - занятие удовлетворительное. Эти оценки соответствуют примерной шкале оценок приведенной выше. В заключении руководитель делает частные и общие выводы. Разрабатываются предложения к совершенствованию качества и эффективности проводимых занятий. Намечается система методических мероприятий по устранению выявленных проблем. Приложение №2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля: · Определение цели и объекта контроля. · Разработка программы (плана) контроля. · Определение методов контроля. · Сбор информации. · Первичный анализ собранного материала. · Выявление достоинств и недостатков в работе · Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков · Выработка рекомендаций по изучению интересных находок (передового педагогического опыта) в работе педагогов · Проверка исполнения рекомендаций. Основные и дополнительные материалы Тематического контроля Проведение тематического контроля предусматривает наличие следующего пакета документов: I. Тема контроля, его цель и сроки проведения. II. План тематического контроля. III. Рабочие материалы тематического контроля. Все формы проведения контроля должны быть подтверждены рабочими материалами: диагностические карты; перечень вопросов к собеседованию с педагогами, родителями и т.д. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме: это могут быть записи старшего воспитателя в отдельной тетради, протоколы диагностирования детей, протоколы посещения групп, запись о результатах наблюдения за детьми и т.д.
Рабочие материалы тематического контроля могут быть представлены в таблице:
· во-первых, задает старшему воспитателю определенный алгоритм действий (особенно это полезно начинающим методистам); · во-вторых, позволяет значительно экономить их время (в моей практике такое оформление материалов контроля, вообще педагогических наблюдений возникло потому, что мне легче было один раз набрать материал на компьютере (затем в него могли вноситься коррективы), чем каждый раз исписывать толстенные тетради, заново «изобретая велосипед»); · в-третьих, табличные материалы легче обрабатывать, следовательно, анализировать. IV. Аналитическая справка о результатах контроля. Функция контроля связана с другими функциями управления, зависит от них и оказывает на них влияние. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь определенный этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению положительного опыта.
При проведении проверки можно воспользоваться критериями оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения, содержащимися в приложении к приказу МО РФ от 22.08.1996 (Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации ДОУ). Аналитическую справку о результатах контроля логично составлять, используя те же блоки, что и в плане тематического контроля: результаты оценки уровня развития детей разных возрастных групп, их знания, умения и навыки.
1. Выявленные проблемы: • В уровне профессионализма воспитателей. • Знание педагогами разделов программы, по которой работает ДОУ по контролируемому направлению воспитательно-образовательного процесса.
• Знания педагогов об особенностях развития детей своей возрастной группы, специфики образовательно-воспитательной работы с детьми данного возраста. • Умение педагогов учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе при построении оптимальной модели образовательно-воспитательного процесса.
• Результативность работы старшего воспитателя в направлении повышения квалификации педагогов по вопросу контроля, по руководству самообразованием педагогов. • Результаты оценки создания условий. • Организация предметно-развивающей среды. • Наличие методической литературы (в группах, в методическом кабинете). • Система работы старшего воспитателя: консультации (фронтальные, групповые, индивидуальные), семинары-практикумы, организация открытых просмотров, организация выставок, ознакомление воспитателей с подборкой методической литературы по тематике контроля, другие формы методической работы. • Результаты оценки планирования воспитательно-образовательной работы по теме контроля. • Планирование занятий (наличие системы). • Планирование воспитательно-образовательной работы вне занятий. • Отражение в плане индивидуальной работы с детьми.
• Выявленный положительный опыт и проблемы во взаимодействии с родителями. • Наглядная информация. • Открытые показы. • Отражение тематики на родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, в работе специалистов с родителями. 2. Выводы: какими причинами объясняется высокий уровень развития детей, их знаний, умений и навыков в отдельных возрастных группах, почему в других группах этот уровень более низкий. На основе выводов даются рекомендации. 4. Рекомендации по регулированию и коррекции воспитательно-образовательного процесса: обобщение опыта работы успешно работающих воспитателей, организация открытых показов, наставничества, рекомендации по самообразованию педагогов, взаимопосещению и т.д. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на заседании педагогического совета, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения Совета педагогов. V. Дополнительная документация. К этой документации относится, например, график проведения тематического контроля. Он не является обязательным документом, но помогает старшему воспитателю более эффективно распределить свое личное время, скоординировать свою работу, четко «разложить ее по полочкам». Он может быть представлен в виде таблицы, в первом столбце которой указывают возрастные группы, во втором столбце - даты проведения контроля; в отдельных графах - формы контроля, заданные в плане.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Приложение № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|