Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрезвляющая оплеуха и последующие воспитательные моменты 6 глава




«Мужчины не могут противостоять женщинам»
Когда Марку было восемь лет, его отец перестал ездить в командировки. Марк был взволнован перспективой проводить больше времени с отцом, поскольку теперь тот будет больше находиться дома. Когда стало очевидным, что у отца по-прежнему нет времени для Марка, мальчик был горько разочарован и уязвлен.
«Он или работал все время или просто сидел дома в одиночестве. Я думаю, он поднимался в ту комнату каждый день не меньше одного раза. Мама приставала к нему с чем-нибудь, и он тут же сдавался и уходил наверх. Иногда он оставался там весь вечер. После того, как она наезжала на него, он просто больше ни с кем не разговаривал».
Своим уходом, который случался во время каждого конфликта с женой, отец Марка дал ему установку, что «КОГДА ЖЕНЩИНЫ ГОСПОДСТВУЮТ, МУЖЧИНЫ ИМ НЕ МОГУТ ПРОТИВОСТОЯТЬ».
Я не говорю здесь о мужчинах, которые по характеру тихие и спокойные, понятно, что мужчина может быть мягким и ласковым, но при этом находиться с семьей в тесном эмоциональном контакте. Под пассивностью я подразумеваю, что мужчина оказывается смутной и далекой фигурой, он не взаимодействует с другими членами семьи и избегает любых конфликтов со всемогущей супругой.
Подобная пассивность и сдержанность не так уж безобидны, как может показаться. Пассивность может быть средством справиться с гневом. Пассивный отец часто копит в себе сильный гнев на жену, но вместо того, чтобы естественным образом выразить его, он наказывает, как ее, так и всю остальную семью своим молчанием, отчуждением, сдержанностью. Эта тактика очень эффективно защищает пассивную личность и одновременно ранит остальных членов семьи. Отказываясь от контакта, пассивный мужчина вызывает фрустрацию, гнев и огорчение у людей, пытающихся наладить с ним связь.
Мальчик, чья мать душит и пережимает с заботой, неизбежно посмотрит на отца, чтобы понять, как справиться со всем этим. Пассивный отец, отказываясь открыто выступить против доминирующей жены, не только отрекается от своей роли в эмоциональном развитии сына, но и укрепляет у него представление о том, что все женщины скрывают в себе контроль и угрозу. Мальчик думает, что если уж сам папа ничего не может сделать с женщинами, то куда уж мне.
Эта установка вдобавок к тому, что ребенок и без того чувствует себя несовершенным и зависимым, определяет в дальнейшем все его отношения с женщинами. Для Марка и Бена любое проявление силы со стороны жен угрожало их мужской безопасности. Они видели в самых безобидных разногласиях женские попытки захватить власть и контроль в свои руки.
Может показаться, что нуждающиеся в полном контроле над женщинами и выросшие под властью удушающих мамаш мужчины будут выбирать себе диаметрально противоположных матери по складу партнерш. Однако на деле часто происходит так, что мужчину, как магнитом, тянет к сильным женщинам, которых он пытается ослабить. По сути он пытается переписать старый семейный сценарий, чтобы он оказался с лучшим финалом. Если он сможет контролировать сильную женщину, то тем самым докажет себе, что он - мужик покруче отца и способен выиграть битву, на которую испугался выйти его отец.
Пассивный отец/ удушающая мать и тиранический отец/мать-жертва - это наиболее встречающиеся типы семей в прошлом мизогинов. Однако есть и различные стили воспитания, которые также могут в большой степени определить отношение мальчика к женщинам в будущем.


19-Как поддерживает мужскую агрессию по отношению к женщинам наша культура


Законодательство и институты, касающиеся женских прав и мужских прерогатив, меняются, однако многие мужчины все еще считают, что их маскулинность зависит от того, насколько им удается навязывать женщинам свою власть и контроль.
Наша культура укрепляет эту установку, изображая женщин подходящими целями для мужской агрессии. В литературе, кинематографе, на телевидении мужчины используют женщин в образе опоры, соперницы или заложницы. Здесь с пугающей регулярностью женщин насилуют, бьют, убивают. Порнография предполагает, что имманентная соблазнительность женщин оправдывает любые садистские или сексуальные акты, которые мужчине хотелось бы навязать ей.
Эти культурные установки предоставляют мизогину, который вырос на страхе перед женщинами и ненависти к ним, дальнейшее право на жестокое поведение. Культура, которая с библейских времен изображала женщин как грешных, зловредных, опасных, дает мизогину еще больше причин ненавидеть, бояться и оскорблять их. Психоаналитик Карен Хорней пишет: «Мужчины никогда не надоест искать лишнюю возможность проявить насилие, к которому его тянет, когда речь идет о женщинах, и пережить страх, что из-за нее они умрут или превратятся в ничто».
Представление о том, что женщина - это зло, дополняется утопической культурной моделью маскулинности, навязываемой обществом мальчикам. Эта модель требует, чтобы мужчина был сильным, независимым, невозмутимым, владеющим ситуацией и лишенным эмоций. И, конечно же, в нем не должно быть ни страха перед женщинами, ни зависимости от них. Ни один мужчина не может воплотить эту модель, потому что она исключает нормальные человеческие чувства и потребности. И уж тем более она нереальна для мужчин, сформировавших в детстве неудовлетворенную отчаянную нужду в женской любви.

Внебрачные связи
Когда Джерри стал взрослым, его желание женского внимания проявилось в разрушительных и неэтичных поступках. Будучи психологом, он получал власть и контроль над многими пациентками, вступая с ними в сексуальные отношения. Таким был один из его способов справиться с жаждой женской заботы.
Многие мизогины точно так же вступают во внебрачные отношения в своих бесконечных поисках компенсации недополученного в детстве.
Однако понимание причин внебрачных отношений мизогина не приносит партнершам большого утешения. Ники обнаружила, что Эд ей неверен, когда нашла в его спортивной куртке квитанцию за оплату дорогого нижнего белья. Вот что она сказала по этому поводу:
«Он так безумно ревновал меня ко всему, что я делала, что мне нравилось, и вдруг я обнаруживаю, что у НЕГО роман. Я сказала, все, с меня довольно, и начала собирать вещи. Я не хотела даже говорить с ним».
Ревность и собственничество Эда - типичные явления. Многие мизогины, которые ведут романы на стороне, предполагают, что их партнерши делают то же самое. Чем более виноватыми они себя чувствуют, тем больше они нуждаются в том, чтобы спроецировать вину на партнера. Таким образом, они «переводят на них стрелку», с одной стороны, и снимают с себя часть ответственности за свое поведение, с другой, потому что считают, что она тоже виновата.
Эти романы обычно не успокаивают отчаянной потребности мизогина контролировать партнершу.
«Когда Эд пришел домой и увидел, что я действительно собираюсь уйти, он полностью растерялся. Никогда в жизни я не ожидала увидеть, что этот двухметровый полицейский распустит нюни. Он просил, умолял, всхлипывал. Как маленький ребенок. Мне было его ужасно жалко. Он поклялся, что прекратит встречаться с той женщиной, если я останусь и дам ему еще один шанс. Я согласилась и осталась».
Для Эда Ники воплощает его мать. Он не может отпустить женщину, в которой он видит главный источник заботы и любви.
Эд делал все, чтобы сохранить свой роман в тайне от Ники, но другие мизогины себя не утруждают подобными усилиями. Нат открыто и грубо демонстрировал, как он изменяет жене с подчиненными женщинами. Вот что рассказала Лоррэйн:
«Я ненавидела ходить с ним на корпоративы, потому что должна была делать вид, что не замечаю, как он крутится вокруг очередной фаворитки. Он оставлял меня одну, и все смотрели на меня, когда он танцевал с этими женщинами и открыто ухаживал за ними, прямо у меня под носом. Я чувствовала себя ужасно униженной».
Нат использовал адюльтер, чтобы унизить жену и восполнить свои эмоциональные и сексуальные потребности.
Другие мизогины могут использовать внебрачные связи, чтобы гарантировать, что они никогда не окажутся в одиночестве. Запасной вариант позволяет им не бояться остаться без женщины.
Есть множество факторов, определяющих сложную ситуацию адюльтера, к тому же не все мизогины изменяют. Однако те, что действительно ведут романы на стороне, используют их как еще одну сферу, где можно реализовать свои детские страхи, потребности и конфликты.

Зависимость и страх быть покинутым
Все описанные нами мужчины вошли во взрослую жизнь с невероятно смешанным восприятием женщин, на котором лежал глубокий отпечаток отношений с матерью. Мы увидели, как они переносят это восприятие на своих партнерш. Как только один из таких мужчин вступает в отношения с женщиной, он тут же убеждается, что зависит от партнерши точно так же, как от собственной матери.
Этот страх зависимости включает в себя не менее ужасный страх, что партнерша его бросит. Мизогин снова боится остаться в одиночестве, не справиться с жизнью, опять ощущить мучительную необходимость эмоциональной поддержки. Физиологически взрослый, психологически он остается перепуганным ребенком.
Контролирующее поведение мизогина, направленное против его партнерши, проистекает из глубинного страха быть покинутым. Он бросит все силы, чтобы защитить себя от этого страха. В попытках снизить уровень тревожности он пытается захватить контроль над партнершей путем разрушения ее самооценки, чтобы она никогда не смогла покинуть его и он оказался в безопасности.

20- Как женщины учатся любить женоненавистников

Как женщины учатся любить женоненавистников
Джеки была обескуражена, когда поняла, что как бы ей ни хотелось все изменить, ее брак с Марком был почти точной копией отношений ее матери с отцом. Вот что она рассказывала:
«Я твердо решила построить дом, где люди хорошо относятся друг к другу и хоть как-то друг друга уважают. Я не собиралась устраивать из своей жизни цирк, в котором жили мои родители. А теперь я вижу, что построила все то же самое».
Когда Джеки выходила замуж за Марка, она думала, что он очаровательный и восхитительный человек, который станет для нее прекрасным партнером по семейной жизни. Его положительные качества были очевидной причиной ее восхищения, однако была и менее очевидная часть, скрытая от Джеки, однако коренившаяся в ней. Как бы мы ни объясняли нашу любовь к тому или иному человеку, на деле многие из наших привязанностей в близких отношениях основы на моделях, полученных от наших родителей.
Когда мы с Джеки начали исследовать эти старые семейные модели, она почувствовала, что выходит из-под их власти. Когда она поняла связь между ее выборами во взрослом возрасте и ее воспитанием, то смогла лучше контролировать свою жизнь и свое представление о себе.
Многие боятся взглянуть на факторы, сформировавшие их характер и сферу жизни, потому что считают, что прошлое нужно похоронить и, вспоминая о нем, мы только погружаемся в самокопание и бередим старые раны. Однако самоанализ может открыть для нас волнующие возможности новых выборов и вариантов. Чем лучше мы понимаем, что сформировало нашу личность, тем больше есть у нас инструментов, чтобы освободить себя от моделей поведения, которые больше не годятся для нас.

Что делает семьи такими значимыми
В детстве о наших базовых нуждах, связанных с выживанием, заботится семья. Она же является первым и наиболее важным источником информации о мире. От родителей мы получаем представление о себе и благодаря им же формируем ожидания от других. Наши эмоциональные основы строятся из родительского отношения к нам, друг к другу, передаваемых родителями нам установок и способов внутренней переработки полученной информации.

Представление о себе (самоимидж)
Маленькие дети считают, что их могущественные важные родители обладают монополией на правду и мудрость. Поэтому все, что родители говорят, - истина в последней инстанции. Когда родители дают базовую оценку ребенку, она закрепляется во впечатлительном детском сознании. Если родители дают ребенку понять, что он хороший, достойный, любимый, то развивают у него позитивную и прочную самооценку. Такие дети будут ожидать хорошего отношения к себе со стороны других людей, поскольку они уверены, что заслуживают ее.
Однако, если ребенка в детстве учат, что он плохой, несостоятельный, никчемный, нелюбимый, дети, в частности, девочки, найдут способ обустроить свою жизнь так, чтобы она соответствовала родительскому представлению.
Негативный самоимидж, который развивают некоторые дети, плавно перетекает за ними во взрослую жизнь. Когда я искала, что объединяет всех этих женщин, которые нашли себе мизогинных партнеров, то поняла, что все они вынесли из своего раннего детства глубоко отрицательное представление о себе. Именно ущербная самооценка больше, чем любой другой фактор, заставила этих женщин смириться с насилием со стороны партнеров.

Моделирование
По мере развития нашего самоимиджа, идентифицируя себя с матерью, мы постигаем, что значит быть женщиной и как женщины должны вести себя с мужчинами. Наши отцы, с другой стороны, дают нам первичное представление о том, как ведут себя мужчины и как они обращаются с женщинами. В дополнение к этому взаимоотношения наших родителей дают нам первую и наиболее важную картину того, как партнеры должны обращаться друг с другом. Никакое кино, телевидение, школьное образование не обладает такой силой воздействия, как наше повседневное столкнование с родительским браком. Будучи детьми, мы не знаем, что существует много разных других вариантов семейного поведения. Брак наших родителей становится моделью, на которой основываются наши будущие представление об отношениях мужчин и женщин.

Установки
Мы получаем установки у наших родителей, учась на примере их поведения. Слово УСТАНОВКИ в данном случае означает не прямую словесную коммуникацию между родителями и ребенком, но то, как ребенок интерпретирует поведение и декларации родителей. Например, девочке могут никогда не говорить напрямую, что ее мнение никого не интересует, однако, если родители постоянно перебивают ее или велят ей молчать, она быстро делает вывод, что все, что она говорит, не имеет никакого веса.
Приобретенные нами в детстве установки становятся ключевой информацией, которую мы используем и которая определяет наше положение в мире до конца жизни. Однако часто мы даже не осознаем, что подобная информация существует. Одно из величайших преимуществ пересмотра нашего прошлого состоит в том, что так мы обнаруживаем, какие установки мы получили от наших родителей. И хотя процесс их обнаружения может быть болезненным, это помогает нам в попытках изменить наше теперешнее поведение и наши чувства о себе. Установки - это то, чему мы научились, но всему этому можно и разучиться.

Повторяющиеся модели
В детстве, будучи зависимыми, мы переживаем ощущение бессилия в мире могущественных людей. Если домашняя обстановка неприятная или болезненная, мы защищаемся, давая в глубине души себе обещание,что когда мы вырастем, будем лучше наших родителей.
Однако поскольку мы умеем делать только то, чему мы научились в детстве, во взрослом возрасте мы продолжаем искать переживания и отношения, которые нам удобны своей привычностью. Поэтому вопреки всем нашим героическим обещаниям «сделать все иначе», мы часто заканчиваем дублированием нашей детской ситуации и домашних взаимоотношений. Классический пример - женщина, у которой отец был алкоголиком и которая вышла замуж за алкоголика. Она воспроизводит знакомую ей модель. Она также пытается убедить себя, что теперь, будучи взрослой, она обладает достаточным могуществом, чтобы переписать старый семейный сценарий так, чтобы он завершился счастливым финалом. Когда-то она страдала от отсутствия отцовской любви, потому что он был пьяницей. Теперь она пытается завоевать любовь мужа-алкоголика.
Стремление повторять знакомое в сочетании с одинаково мощным позывом все усовершенствовать формирует ловушку, в которую попадают многие женщины. Несмотря на их решимость построить отношения, которые будут лучше родительских, они часто попадают в сходную ситуацию.
Когда мы с Джеки начали анализировать ее прошлое и семейную историю, мы обнаружили много ранних моделей, которые проявились в ее теперешних отношениях с Марком. В случае с Джеки мне еще повезло потому, что я занималась терапией не только с ней и Марком, но и с ее матерью Лоррэйн. Лоррэйн пришла, чтобы помочь Джеки справиться с семейным конфликтом, но постепенно стала работать и над собой. Это дало мне возможность сформировать взгляд на семейные модели, действующие в течение нескольких поколений.

21- «Брак любой ценой»

История семьи Джеки
Лоррейн, матери Джеки, было 17 лет, когда она встретила Ната. Ему она показалась хрупким, прекрасным, экзотичным цветком, растущим в их бедном городском квартале. Лоррэйн интересовалась искусством, и занималась балетом, хотя ее семья была небогатой. Нат безумно влюбился. Он был сногсшибательным молодым человеком, за которым всегда увивались толпы девиц. Он был целеустремленным, амбициозным, харизматичным. Лоррейн невероятно льстило, что он проявил к ней интерес.
У Ната был зверский сексуальный аппетит, наивная и мало что понимающая Лоррэйн быстро забеременела. Ее семья заставила их с Натом быстро пожениться. Лоррэйн пришлось забыть о мечте стать балериной, Нат был вынужден бросить институт и пойти работать, оставив мечту стать врачом. Они оба ощущали себя обманутыми, потому что их молодость так быстро оборвалась.
Отношения были нестабильными с самого дня свадьбы. Обожание юной жены быстро превратилось в злобную ревность и собственничество. Он хотел знать каждый ее шаг и контролировал ее, устраивая хаос и грубо оскорбляя Лоррэйн. В мирные периоды он все еще был страстным любовником, однако его гневные взрывы часто повергали Лоррэйн в долгую депрессию и слезливое отчуждение. Шокирующие семейные обязанности и рожденный в 18 лет ребенок в сочетании с нестабильным поведением Ната сломали когда-то бывший независимым характер Лоррэйн. Вот каким был брак, в котором родилась Джеки.

Мать как пример субмиссивности
Одно из самых ранних воспоминаний Джеки - крики ее отца, разозленного тем, что мать оставила буфет открытым.
«Он обзывал ее эгоисткой, лентяйкой, проклятой неряхой, потом вывалил все кастрюли и сковородки на пол и заставил ее собрать их. Я видела, что мать дрожит и ее лицо залито слезами, но она ничего не сказала. Она просто выполнила то, что от нее требовалось».

Лоррэйн не пыталась ответить или защититься. Позже она будет жаловаться Джеки на свои несчастья и на то, что она ничего с этим не может поделать. Сознательно или бессознательно Лоррэйн давала своей дочери тем самым мощные установки.

«Брак любой ценой»
Описанный Джеки случай с буфетом демонстрирует стиль отношений и дисбаланс сил в браке Ната и Лоррэйн. Когда Джеки увидела, что мать уступает грубому отношению Ната, ей была передана установка, что ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ СПРАВЛЯТЬСЯ С МУЖСКОЙ АГРЕССИЕЙ - УСТУПИТЬ И СДАТЬСЯ. Из поведения отца Джеки извлекла вторую установку: МУЖЧИНАМ РАЗРЕШАЕТСЯ ПОСТУПАТЬ, КАК ИМ ВЗДУМАЕТСЯ, А ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ ЭТО.
Третья установка, которая также была выведена из этой сцены, состояла в том, что ЕСЛИ МАМА НЕ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ, ОНА ОПРЕДЕЛЕННО НЕ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ МЕНЯ. Другими словами, Джеки не может рассчитывать на материнскую помощь в случае агрессии со стороны отца.
Поскольку каждый родительский поступок содержит в себе какую-либо установку, детскую картину мира формируют наиболее повторяющиеся из них. Если девочка видит, что ее мать принимает как физическое, так и психологическое насилие, она учится, что нет пределов тому, что мужчина может делать с женщиной. Избиваемая женщина демонстрирует дочери, что ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ТЕРПЕТЬ ВСЕ, ЛИШЬ БЫ УДЕРЖАТЬ МУЖЧИНУ.
Когда Лоррэйн постоянно уступала насилию Ната, она как бы доводила до сведения Джеки, что не может прожить без мужа. Вот что рассказывала Джеки:
«Я никогда не могла понять своей матери, которая, будучи совершенно удивительным человеком, оставалась с жестоко обращающимся с ней отцом. Уже в раннем детстве я понимала, что он не видит в ней любимого человека, какого в ней вижу я. Я спросила ее, почему она осталась, в особенности учитывая, как она плачет каждый раз после того, как он на нее кричит. Мама ответила: «А куда я пойду? Что я буду делать? Кто позаботится о нас?».
Из родительского взаимодействия Джеки вынесла следующие установки: БЕЗ МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНАМ СТРАШНО ЖИТЬ В ЭТОМ МИРЕ, ЖЕНЩИНЫ БЕСПОМОЩНЫ И ЗАВИСЯТ ОТ МУЖЧИН, ВСЯ ВЛАСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ ПРИНАДЛЕЖИТ МУЖЧИНАМ, А НЕ ЖЕНЩИНАМ. Все это наложило глубокий отпечаток на отношение и восприятие Джеки. Она выросла в твердом убеждении, что ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА СОХРАНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ С МУЖЧИНОЙ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, ДАЖЕ ЦЕНОЙ СВОЕГО ДОСТОИНСТВА И САМООЦЕНКИ.

22 - УРОКИ БЕСПОМОЩНОСТИ

Как культура поддерживает зависимое положение женщин
Традиционно общество поддерживало идею, что девочки обладают более низким развитием по сравнению с мальчиками, не способны заботиться о себе, и что женщины нуждаются в мужской заботе. СМИ изображают мужчин более сильными, профессиональными, умными, чем женщины, в то время как женщин - очень эмоциональными, нерешительными, рассеянными, пассивными, иррациональными, манипулятивными и даже злонамеренными. Эти стереотипы наносят еще больший ущерб способности девочки увидеть в себе сильного, заслуживающего уважения человека.

К стереотипам добавляется несоответствие между тем, за что хвалят мальчиков, и тем, за что хвалят девочек. Если девочек могут похвалить за воспитанность и внешность, мальчиков - за успехи в учебе и физическое развитие. Девочек могут отговаривать от исследования мира и управления своей жизнью, и напротив стимулировать развивать навыки манипулировать другими, чтобы те затем выступали от их имени. Таким образом, девочки получают УРОКИ БЕСПОМОЩНОСТИ.

Даже когда мы, женщины, вырастаем, многие из нас продолжают считать, что власть, которой мы обладаем над своей жизнью, - минимальная. Мы можем передавать право на решения другим, представляя свою жизнь как нечто, что ПРОИСХОДИТ С НАМИ САМО. Эти убеждения, подкрепленные детской идентификацией с предельно зависимой беспомощной матерью, подталкивают многих женщин в браки, где царит насилие.

«Делай, что я говорю, а не то, что я делаю»
Именно поведение, а не слова, оказывает самое большое влияние на детей. Когда мать говорит дочери не позволять мужчинам контролировать себя или вести себя грубо, а демонстрирует в своем браке совершенно противоположную ситуацию, девочки реагируют на поступки, а не на слова.
Пола, которая до брака с Джерри была успешной актрисой рекламных роликов, рассказала, что мать все время поощряла Полу строить карьеру и оказывала ей эмоциональную и финансовую поддержку.
«Моя мама была профессиональным художником, и даже достигла определенного финансового успеха. Однако отец все время делал ей по этому поводу замечания. Он стоял у нее за плечом, когда она рисовала и ехидничал: «Ты не Пикассо, дорогая». Когда мне было 14, она совсем забросила краски и кисти. Я спросила ее, почему. Она ответила: «Какой в этом смысл, если отцу все равно не нравится?». Мама всю жизнь твердила мне, как важно для меня иметь свои интересы, делать то, что я хочу, что бы ни говорили, и тут же отказалась от живописи, потому что это не понравилось отцу. Как же я на нее злилась».

Пола получила следующую установку: «Крайне важно, чтобы ты была самостоятельной, чтобы у тебя была успешная карьера, но мне это запрещено». Позже, когда Пола вышла замуж за Джерри, она быстро оставила свою карьеру, когда тот начал критиковать ее работу. «Его одобрение было для меня важнее самой работы», - как-то сказала она. И как мать не поддерживала профессиональную карьеру Полы, реальное воздействие оказал именно тот факт, что сама она оставила свою карьеру художницы.
Даже если женщине удается освободиться от влияния материнской ролевой модели и достичь финансовой независимости, она может продолжать видеть в себе нечто второсортное и позволять себе подвергаться психологическому насилию со стороны партнера. Удачный пример - истории Розалинд и Лоры. Как я уже говорила в главе «Парадокс сильной женщины», женщина может быть абсолютно независима в деловой или профессиональной сфере, но при этом вести себя как беспомощный ребенок в своих самых близких взаимоотношениях.

Двойственная идентификация
Нужно воздать должное жизнеспособности детей, которая позволяет им даже из самых серьезных семейных конфликтов выносить позитивные и полезные характеристики, которые служат службу во взрослой жизни.
Джеки, например, с пользой позаимствовала часть отцовской агрессии, и она помогла ей достичь поставленные карьерные цели. Большинство женщин, выросших у отца-тирана и пассивной матери, обычно сначала идентифицируют себя с матерью, однако могут также перенять часть агрессивности отца. В семьях, где один из родителей явно пересиливает другого, ребенок часто, даже не замечая этого, перенимает многие черты более властного из них, даже если речь идет о родителе противоположного пола. Однако Джеки, как и многие женщины, которых я видела, убеждена, что может использовать позаимствованные у отца сильные качества только в своей профессиональной сфере. По мере продвижения терапии она с радостью обнаружила, что может применить их с некоторой эффективностью и в своей личной жизни. Навык у нее уже есть, осталось теперь научиться применять его в отношениях с Марком (я опишу, как пользоваться этими навыками, во второй части книги).

Страх утратить отцовскую любовь
Когда Джеки было пять лет, Лоррэйн опять забеременела. И снова это было не ко времени: Нат зарабатывал комиссионными, деньги приходили нерегулярно. Беременность у Лоррэйн протекала трудно, к тому же она боялась дополнительной ответственности, связанной со вторым ребенком. Она боролась с депрессией и проводила много времени в постели. Джеки помнит, что в этот период в отношении отца к ней произошли радикальные перемены:
«Как-то вечером мы обедали, и я пролила молоко. Отец набросился на меня и начал кричать. Он никогда раньше на меня не кричал. Он был так зол, что я думала, его разорвет на куски. Лицо побагровело, вены на шее набухли. Я была в ужасе. Он кричал, что я разрушаю чертов дом, что он надрывается на работе, а я все порчу. Потом он заставил меня убрать лужу и стоял надо мной, пока я не собрала все до последней капли, крича и ругая меня. Я так рыдала, что за слезами не видела пола. Мне казалось, что мир рушится, что я навсегда утратила его любовь».
Для ребенка, который считает, что родители его больше не любят, эта боль совершенно реальна. Дети сосредоточены на настоящем, поэтому их стресс усугубляется убеждением, что теперь эти ужасные ощущения продлятся навечно.
Поскольку дети полностью зависят от родителей с точки зрения физического и эмоционального выживания, они испытывают абсолютную потребность в родительской любви. Нормальная потребность в связи с родителями становится еще более острой, если они прячут любовь и вызывают у детей страх и тревогу. Чем страшнее родители, чем больше они угрожают уйти, тем яростнее ребенок будет цепляться за них в попытках вернуть родительское расположение. Для растерянного ребенка сердитые родители, которые одновременно и любят, и ранят, - просто гиганты. Эти гиганты контролируют жизнь ребенка страхом и манипуляциями его любовью. Ребенок должен все время контролировать свое поведение, чтобы избежать родительского гнева или же заработать одобрение.
Любые отношения отцов с дочерьми включают свою долю конфликтов и разногласий, однако если главный тон в них задает любовь и уважение, девочки развивают ощущение доверия и безопасности в отношении мужчин. Поскольку отец является первым мужчиной в их жизни, он становится моделью, которая ложится в основу ожиданий от мужчин. Кроме того, отцовское обращение с дочерьми в большой степени определяет самооценку девочек.

23 - «Что бы ни было, ты должна его любить»

«Папа сказал, значит, так оно и есть»
Когда отец оскорблял Джеки, она воспринимала это как реальную оценку, а не как выпады сердитого, критически настроенного мужчины. Его слова были, как удары, они оставили шрамы на ее самооценке, как будто девочка перенесла реальные побои.
Когда девочку оскорбляют, она видит в этом ущерб, который наносится ей ее собственными чувствами, а не другим человеком. Поскольку дети не могут принять, что их всемогущественные богоподобные родители способны сделать что-то неправильно, то верят их словам абсолютно. Высказанное родителем негативное мнение становится ФАКТОМ, на которым ребенок основывает самоимидж. Если родители дают ребенку преимущественно позитивные установки, самоимидж будет здоровым. Но у многих детей эти позитивные установки постоянно аннулируются отрицательными.
Мнение Ната о Джеки стало частью ее представления о себе самой. Когда она стала взрослой, аналогичные выпады мужа с легкостью будили в ней ощущение того, что она - «плохая».
Ребенок, которого приучили чувствовать себя «плохим», постепенно начнет брать на себя вину за все, что не складывается в его доме.

Как учатся брать на себя вину
Когда Джеки было шесть лет, родилась ее сестра Клэр. Одновременно Нат стал управляющим магазина спортивных товаров. Доходы семьи росли, будущее выглядело лазурным, семья переехала в большую квартиру, Лоррэйн радовалась Клэр так, как никогда раньше с Джеки. Джеки вскоре поняла, что Клэр - любимый ребенок. Клэр стала символом перелома в судьбе семьи. Нат начал использовать естественную ревность Джеки по отношению к сестре как дальнейшее доказательство ее никчемности. Он также начал обвинять ее во всех возникающих в семье конфликтах. Хотя он продолжал набрасываться на Лоррэйн, в Джеки он нашел еще один канал для выплескивания ярости. Когда он сердился, то обвинял в своих разочарованиях Джеки.
Используя Джеки в качестве мишени, Нат превратил ее В СЕМЕЙНОГО КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ. Люди, подобные Нату, неспособные взять на себя ответственность за свои проблемы и разочарования, обычно находят более слабых, чтобы обвинить их в своих неприятностях. Дети - идеальные кандидаты в козлы отпущения вследствие их зависимости, ранимости, ограниченного представления о мире.
Поскольку роль козла отпущения была навязана Джеки семьей, она не смогла отвергнуть идею, что ИМЕННО ОНА, ДЖЕКИ, ВИНОВАТА ВО ВСЕХ СВОИХ НЕПРИЯТНОСТЯХ.
Ее сестру, напротив, никто никогда ни в чем подобном не обвинял. Такое встречается часто. Часто в одной и той же семье к детям относятся по-разному. В результате у них формируются радикально разные самоимиджи, что приводит к радикальным отличиям в их жизни и создаваемым во взрослом возрасте человеческим связям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...