Правильные ответы к упражнению 58
Упражнение 31 Заполняя ежедневные формы по анализу мыслей, особое внимание уделите мыслям о том, как это ужасно, когда окружающие полностью отвергают вас или считают вас ниже своего уровня из-за одной особенности вашего поведения или внешности. При изменении мыслей с позиции критики определи - те (возможно, вместе с помощником), насколько каждая ваша мысль подтверждается фактами. Выполните это с помощью известных вам восьми вопросов, а также с помощью других, которые вы сами можете задать себе. 1. Если я взгляну на весь свой собственный опыт вплоть до сегодняшнего дня, то будет ли эта мысль объективной? (Как часто, по моим наблюдениям, другие формировали отрицательное мнение обо мне как о личности, основываясь на какой-то одной особенности моего поведения (внешности)? Например, кто-то мне прямо об этом говорил или заметно изменялось отношение ко мне. ) 9. По моим наблюдениям, как другие чувствовали себя в подобных ситуациях? (Замечал ли я, что окружающие формировали о них отрицательное мнение как о личности, основываясь на какой-то одной особенности их поведения или внешности? ) 2. Могу ли я увидеть что-нибудь по телевизору, прочитать в книге или журнале, услышать по радио или от других людей, что способствовало бы доказательству правдивости моей мысли? 3. Может ли что-нибудь доказать неправильность моего суждения? 4. Могут ли другие люди (можете вспомнить кого-то конкретно) думать так же, как и я? 5. Если это касается осуждения других людей: «Буду ли я думать по-прежнему, если ситуация примет другой оборот"? » 6. Если кто-то другой думает так же и я желаю уменьшить его тревогу, какие бы конкретные факты я мог противопоставить его мыслям.
7. Могу ли я к той же самой ситуации подойти с другими мыслями, которые по возможности будут менее тревожными? Если да, то почему этого нет в действительности? (Эти мысли вы будете записывать в графе НОВЫЕ МЫСЛИ. ) Попросите вашего помощника поделиться своим опытом при ответе на эти вопросы, чтобы помочь вам изменить ваши мысли. Отвечая на эти вопросы, используйте опыт, который вы приобретете в поведенческих экспериментах упражнения 28 и последующих упражнениях. Внимание! Регистрируя ваши мысли, всегда помните про общие логические ошибки, изложенные в разделе 3. 9. Если вы их обнаружите, то запишите внизу и последовательно исправляйте. Упражнение 32 Это упражнение подобно упражнению 30, но в данном случае рассматривается возможность чрезмерного осуждения себя на основании какой-то одной особенности вашего поведения или внешнего вида. Чтобы постоянно не фиксироваться на одном негативном аспекте, необходимо научиться воспринимать свое поведение с разных точек зрения. Поскольку вы демонстрируете определенный тип поведения, вы можете, например, бояться того, что окружающие сочтут вас невротиком, глупым, зацикленным, ни на что не годным или плохим человеком. Подумайте о негативном суждении, которого вы боитесь вследствие определенной особенности вашего поведения или внешнего вида, например, «ни на что не годный». Определите свою изначальную позицию относительно того, насколько вас ценят и уважают окружающие в связи с определенной вашей особенностью поведения или внешнего вида. 100 — уважают и очень высоко ценят абсолютно все окружающие, 0 — никто вас не ценит. Затем подумайте о человеке, которого, по вашему мнению, окружающие оценивают очень высоко и сильно уважают. Определите его ценность по 100-балльной шкале. Назовем этого человека А. Теперь подумайте о человеке, которого, по вашему мнению, окружающие вообще не ценят. Определите его ценность по 100-балльной шкале. Назовем этого человека Б.
Вы должны определить, что делает вашу самооценку более или менее выраженной. Подумайте и напишите, какие качества особенно влияют на вашу самооценку. «Весьма уважаемый» — достаточно распространенная категория; существует много способов подтвердить это. Начните с поведения, которое заставляет вас считать себя ни на что не годным человеком, к примеру, повышенное потоотделение при разговоре. Ваш лист может выглядеть примерно так:
Вам следует выбрать качества, которые особенно заметно влияют на вашу самооценку. Оцените себя по каждому выбранному качеству. Пишите 100, если ваша самооценка соответствует тому, что указано в левом столбце таблицы. Пишите 0, если вы думаете словами из правого столбца таблицы. Если вы оцениваете себя примерно посередине, поставьте число, которое отражает степень присутствия этого качества. Например, если вы думаете, что из 100 человек только 10 глупее вас, поставьте себе 10 баллов напротив качества «умный — глупый». Если вы считаете, что половина людей сильнее и половина слабее вас, отметьте 50 баллов по качеству «сильный — слабый». Самооценка 0 баллов возможна только в том случае, если вы считаете, что в мире нет человека более нервного, чем вы. Кроме того, оцените выбранных вами двух индивидуумов, А. и Б., по всем названным вами качествам. Вычислите среднее значение для всего перечня качеств. Выполните это для себя и для двух выбранных индивидуумов.
Если вы считаете конкретное качество чрезвычайно важным, можете удвоить значение этого признака, когда будете подводить общий итоговый счет (среднее значение). Цель этого упражнения очевидна: оценивая себя, вы должны научиться обнаруживать как можно больше качеств. Это поможет вам, фиксируясь на негативном аспекте своего взаимодействия с окружающими, принимать во внимание и положительные качества, присущие вам. Вы убедитесь, что ваша самооценка базируется на большем количестве аспектов вашего поведения и проявлений, чем вы думали прежде. Кроме того, вы увидите двух других людей, выбранных вами, в более реалистичном свете, а не просто в черно-белом. А сейчас выполните то же самое применительно к вашей ситуации. 1. Я боюсь, что окружающие негативно оценят следующую особенность моего поведения/внешнего вида: 2. Что я думаю о себе как о человеке (в общих чертах): 3. А) Насколько я себя ценю (среднее значение): Б) Оценка А. по этим признакам: В) Оценка Б. по этим признакам: 4. Другие черты характера, относящиеся к самооценке:
5. По каждому качеству оцените себя и двоих выбранных индивидуумов по 100-балльной шкале, отражая тем самым ваше собственное мнение. 6. Снова вычислите среднее значение. 7. Сравните полученные средние значения с теми, которые указаны в пункте 3. 8. Изложите выводы, которые вы сделали в результате этого упражнения: Повторите это упражнение с другими качествами. Упражнение 33 Вернитесь к упражнению 29 и проведите расширенный телефонный опрос. Акцентируйтесь на вопросах, непосредственно связанных с двумя последними пунктами: • Отвергают ли отвечающие какого-либо человека как личность из-за конкретных негативных особенностей его поведения или внешнего вида? • Какие последствия это обстоятельство может иметь (избегание данного человека, сплетни, и т. п. )?
Телефонное исследование: 3. Что я спрошу? 4. Прогноз ответов, которые я получу: Интервью 1 (Дата:... ) Интервью: _ 10 — 2756 Интервью 2 (Дата:... ) Интервью: _ Интервью 3 (Дата:... ) Интервью: _ Интервью 4 (Дата:... ) Интервью: _ Итоговый вывод от_____телефонных абонентов. Теперь, ежедневно заполняя формы по анализу ваших мыслей, имейте в виду вопросы и ответы этого раздела. Упражнение 34 Ведите «Позитивный дневник», в котором в течение 5-10 минут ежедневно вы будете записывать, что позитивного с вами произошло за день или какими позитивными качествами вы обладаете. Каждый день необходимо громко вслух читать записи за предшествующие дни. Таким образом вы привыкнете делать себе комплименты. В этой «Рабочей тетради» вы найдете 14 форм. Повторяйте это упражнение минимум 14 раз, другими словами, на протяжении двух недель. В дальнейшем, если пожелаете, можете продолжить эту хорошую практику, последовательно излагая комплименты себе в другой тетради или записной книжке. Позитивный дневник Дата: ________________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества ю* 147 Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _____________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: ______________________ Позитивные действия/качества Дата: _______________________ Позитивные действия/качества Дата: ______________________ Позитивные действия/качества Упражнение 35 Составьте список знакомых, у которых вы спросите, что позитивного они находят в вас. Запишите их ответы вместе со своими выводами о них. Что позитивного они находят во мне? Дата: ___________________Ответ: Дата: ___________________Ответ: Дата: ___________________Ответ: Дата: ___________________Ответ: Дата: ___________________Ответ: Дата: ___________________Ответ: Дата: ___________________Ответ: Упражнение 36 Вначале придумайте одну или две фразы, включающие в себя факт того, что вы МОЖЕТЕ быть собой довольны. Они должны быть позитивными утверждениями. Например: «Я честный и хороший человек» «У меня золотое сердце» «Я хорошо отношусь к другим и к самому себе» «У меня много положительных качеств» Напишите эти фразы на карточке. Каждый день доставайте эту карточку хотя бы раз в день и читайте написанное на ней громко вслух.
Позитивная установка: Упражнение 37* Начните с первого упражнения, записанного на кассете. Не забудьте о хорошей подготовке. Это упражнение необходимо выполнять, приняв удобное положение. Не торопитесь переходить к следующему. Выполняйте упражнение не реже одного раза в день. Ведите запись каждого упражнения. До и после выполнения по 10-балльной шкале оцените, насколько вы чувствуете напряжение. Как только вам удалось хорошо расслабиться с помощью этого упражнения, можете перейти к выполнению второго, но не ранее 10-кратного повторения первого. Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания * Если у вас есть возможность приобрести кассеты или компакт-диски с записью релаксирующих текстов, то можете продолжать работу в той последовательности, которую мы предлагаем. (Заказать компакт-диски можно на сайте www. psyline. ru. ) Если такой возможности нет, пропустите упражнения 37 — 42. Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Упражнение 38 Сейчас вы можете приступить к выполнению второго упражнения, записанного на кассете. Оно находится на стороне Б. Как только вам удалось хорошо расслабиться с помощью этого упражнения, можете перейти к выполнению третьего, но не ранее 10-кратного повторения второго. Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Упражнение 39 Можете начать упражнение 3. Как только вам удалось расслабиться с помощью данного упражнения, можете перейти к выполнению следующего, но не ранее 10-кратного повторения этого упражнения. Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Упражнение 40 Вы можете повторять это упражнение несколько раз в день, потому что оно короткое. Не переходите к выполнению следующего упражнения до тех пор, пока не научитесь хорошо расслабляться таким способом. Повторите это упражнение не менее 20 раз. Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Упражнение 41 Выполните четвертое упражнение без кассеты. Медленно сосчитайте про себя от 1 до 10. Вы должны произнести установки на релаксацию. Помните об использовании слова «РАССЛАБЬСЯ». Не спешите при выполнении этого упражнения, особенно на первых порах. Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Упражнение 42 Выполните упражнение на расслабление при самых разных обстоятельствах: 1. СТОЯ Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания 2. ПРИ ХОДЬБЕ Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания 3. ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ РАДИО Дата, напряжение до, напряжение после, примечания 11—2756 Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания 4. ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ ТЕЛЕВИЗОРЕ Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания 5. ВО ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания и* 6. ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания 7. (ПРИДУМАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ САМИ) Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Дата, напряжение до, напряжение после, примечания Упражнение 43 Расположитесь напротив зеркала в общественном холле и смотрите кому-нибудь в глаза. Обращайте внимание на свое положение и выражение лица. Вначале это может показаться странным, но вскоре вы привыкнете к этому упражнению. Не обязательно выполнять упражнение в полной тишине, вы можете задавать любые вопросы и делать какие угодно замечания. Например: Как вы поживаете? Привет. Меня зовут... (представьтесь) Извините за опоздание. Я даже не представляю себе это. Я хочу, чтобы книгу мне вернули не позже чем завтра. Ты хочешь пойти со мной в кино сегодня вечером? Я думаю, как мило с вашей стороны пригласить меня. Если ты сделаешь это хоть раз, мы больше не увидим друг друга. • Я выгляжу довольно хорошо, не правда ли? Повторите упражнение не менее 5 раз. Если после этого у вас останется напряжение, проделайте его еще 5 раз. Отчет о выполнении упражнения с зеркалом: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Упражнение 44 В течение следующих дней вы будете практиковать упражнение на зрительный контакт. Для этого немного дольше обычного смотрите в глаза людям, с которыми вы незнакомы или мало знакомы. Если вы почувствуете желание отвести взгляд, попытайтесь задержать его на секунду дольше. Сначала это может показаться неестественным поведением, но с течением времени позволит вам поддерживать контакт глазами при общении. Выполняйте упражнение не менее 10 раз. Каждый раз ведите отчет. Отчет о выполнении упражнения на контакт глазами: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Дата: _ Отчет: Упражнение 45 Запишите на магнитофон свои высказывания. Для этой цели используйте высказывания из упражнения 43, которые вы можете записать на магнитофон в спокойной уединенной обстановке. Прослушайте запись и скорректируйте те дефекты, которые обнаружите. Запомните, что ваш голос звучит немного иначе, чем вы привыкли его слышать. Упражнение по прослушиванию собственного голоса: Громкость: _______________________________________ Четкость: ________________________________________ Быстрота речи: ____________________________________ Интонации: ______________________________________ Другие характеристики: _____________________________ Упражнение 46 Запишите на магнитофон короткую беседу с вашим помощником и прослушайте ее. Обратите внимание, какие улучшения можно было бы внести в вашу речь, касающиеся громкости голоса, четкости произношения или интонаций. Спросите своего помощника, что он думает о вашей речи, и внесите его поправки в отчет. Повторите упражнение 3 раза. Отчет о прослушивании беседы с вашим помощником: Дата: Громкость: __________ Четкость: ___________ Быстрота речи: _______ Интонации: _________ Другие характеристики: Дата: _______________ Громкость: __________ Четкость: ___________ Быстрота речи: _______ Интонации: _________ Другие характеристики: Дата: _______________ Громкость: __________ Четкость: ___________ Быстрота речи: _______ Интонации: _________ Другие характеристики: Упражнение 47 На протяжении последующих дней обращайте особое внимание на невербальное поведение других людей. Вы можете делать это и во время беседы, но желательно наблюдать со стороны — так вам будет удобнее делать выводы. Некоторые наблюдения (не все) вы можете делать, просматривая телевизионные программы. После наблюдения (идеально — во время него) изложите ваши выводы по всем аспектам так, как указано в соответствующих формах. Повторите упражнение не менее 6 раз. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением того, кто был рядом с вами (помощника или знакомого). Наблюдение невербального поведения других людей: Дата: - Место: _____ Кто: _______ Что он делал: Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод: ________ Дата: Место: ________ Кто: __________ Что он делал: ___ Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод: ________ Дата: ____________________________________________ Место: ___________________________________________ Кто: _____________________________________________ Что он делал: ______________________________________ Контакт глазами: ___________________________________ Положение тела: ___________________________b________ Выражение лица: ___________________________________ Манера речи: ______________________________________ Вывод: Дата: _ Место: Кто: Что он делал: Контакт глазами: Положение тела: _ Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод: _________ Дата: Место: Кто: Что он делал: Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод: Дата: __________ Место: ________ Кто: __________ Что он делал: ___ Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод: ________ Упражнение 48 Если у вас или вашего помощника нет видеокамеры и вы не можете взять ее напрокат, то можете пропустить это упражнение. Снимите на видеокамеру короткую беседу с вашим помощником или знакомым и просмотрите и прослушайте запись. Посмотрите, что бы вы могли улучшить в вашем невербальном поведении. Попросите вашего помощника посмотреть запись и высказать свое мнение. Включите все поправки в ваш отчет. Выполните это упражнение не менее 3 раз. Отчет о просмотре видеозаписи с помощником: Дата: Контакт глазами: __ Положение тела: __ Выражение лица: __ Манера речи: _____ Другие наблюдения: Дата: ____________ Контакт глазами: __ Положение тела: __ Выражение лица: __ Манера речи: _____ Другие наблюдения: Дата: ____________ Контакт глазами: __ Положение тела: __ Выражение лица: __ Манера речи: _____ Другие наблюдения: VHIBI Упражнение 49 Обратите внимание и пронаблюдайте за всеми невербальными проявлениями вашего поведения в то время, когда вы с кем-то беседуете. Сразу после беседы запишите свои наблюде-, ния и выводы в специальные формы. Повторите это упражнение не менее 10 раз. Если возможно, попросите кого-нибудь, кто находился с вами рядом (помощника или знакомого), высказать свое мнение. Наблюдение невербального поведения: Дата: _ Место: С кем: Что делали: Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: _____________ Манера речи: ________________ Вывод и план на следующий раз: Дата: __ Место: С кем: Что делали: Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод и план на следующий раз: Дата: Место: С кем: Что делали: Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод и план на следующий раз: Дата: _ Место: С кем: Что делали: Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи: ___ Вывод и план на следующий раз: Дата: Место: С кем: Что делали: Контакт глазами: Положение тела: 12 — 2756 Выражение лица: ______________ Манера речи: _________________ Вывод и план на следующий раз: Упражнение 50 Составьте список вопросов, которые будут использованы в небольшой беседе. Продумайте все ситуации, в которых вы могли бы начать беседу: в общественном транспорте, во время перерыва на работе, в институте, в школе ваших детей, в магазине, на вечеринке и т. д. Поговорите с вашим помощником, возможно, он предложит больше вариантов ситуаций. Ваши вопросы: Ситуация 1: ___________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. Ситуация 2: ___________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. Ситуация 3: ___________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. Упражнение 51 Разделите нижеуказанные вопросы на открытые и закрытые. Если вопрос закрытый, постарайтесь изменить его на открытый. Что вы думаете об этом? Открытый/закрытый Вам нравится зарубежное пиво? Открытый/закрытый Как дела на работе? Открытый/закрытый Разве не здорово вчера было? Открытый/закрытый Все в порядке? Открытый/закрытый Вы работаете в страховой фирме? Открытый/закрытый Какой красивый дом, не правда ли? Открытый/закрытый Правильные ответы вы найдете ниже. Правильные ответы к упражнению 51: Что вы думаете об этом? Открытый Вам нравится зарубежное пиво? Закрытый. Открытый: Какой сорт пива вам нравится? Как дела на работе? Открытый Разве не здорово вчера было? Закрытый. Открытый: Как тебе понравилась вчерашняя вечеринка? Все в порядке? Закрытый. Открытый: Как дела? Вы работаете в страховой фирме? Закрытый. Открытый: Чем вы, в частности, занимаетесь? Какой красивый дом, не правда ли? Закрытый. Открытый: Что вы думаете об этом доме? 12* Упражнение 52 Вы можете быстро научиться различать открытые и закрытые вопросы. В течение несколько дней посмотрите телевизионные программы, в которых беседуют люди. Каждый раз, когда вы наблюдаете в передаче открытый или закрытый вопрос, вносите его в соответствующую графу этой таблицы. Открытые и закрытые вопросы, прозвучавшие по телевизору
Упражнение 53 Решите для себя, что в следующей беседе со знакомым вы будете задавать только открытые вопросы. Вы можете начать это со своим помощником. Позже выполните данное упражнение с другими знакомыми, в компании которых вы не волнуетесь. Повторите упражнение не менее 5 раз. Отчет о выполнении упражнения с открытыми вопросами: Дата: _____ Замечания: Дата: _____ Замечания: Дата: _____ Замечания: Дата: _____ Замечания: Дата: _____ Замечания: Упражнение 54 Отработайте все изложенные навыки слушания собеседника вначале со своим помощником, партнером или другом. В то время как ваш помощник рассказывает о том, что он видел или сделал, вы слушаете и показываете, что слушаете. В каждом случае подводите итог, суммируя свои подтверждения и одобрения собеседника. Выполните это упражнение не менее 5 раз для того, чтобы освоить эти навыки. Упражнение на слушание вашего помощника: Дата: _____________________ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: Дата: _____________________ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: Дата: _____________________ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: Дата: Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: Дата: _____________________ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: Упражнение 55 В течение нескольких дней постарайтесь отработать роль заинтересованного слушателя в различных ситуациях. Начните со своими друзьями и знакомыми, в обществе которых вы чувствуете себя более непринужденно. После каждого упражнения в отчете указывайте вашу оценку собственных навыков слушания. Особенное внимание уделите тому навыку, который менее всего развит. Отработка умения слушать со знакомыми: Дата: _ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: Дата: _____________________ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: Итого: Замечания: ________________ Дата: _____________________ Открытые/закрытые вопросы: Подтверждения: Комплименты: _____________________________________ Итого: ___________________________________________ Замечания: ________________________________________ Упражнение 56 Подготовьте несколько завершающих беседу фраз, которые вы можете использовать в определенных ситуациях с определенными людьми. Завершающие беседу фразы: Ситуация 1: Ситуация 2: Ситуация 3: Ситуация 4: Ситуация 5: Ситуация 6: Упражнение 57 В течение нескольких дней по нескольку раз в день отрабатывайте завершение беседы. Записывайте, как выполнение данной техники проходит для вас и вашего собеседника. Делайте это со знакомыми, по крайней мере начните так, чтобы процедура не вызывала слишком сильного волнения. Сейчас для вас самое главное — выработать навыки завершения беседы. Упражнение по завершению беседы: Дата: _________________ С кем я завершаю беседу: Как я завершил беседу: Замечания: Дата: _________________ С кем я завершаю беседу: _ Как я завершил беседу: Замечания: Дата: _________________ С кем я завершаю беседу: Как я завершил беседу: Замечания: Упражнение 58 Ниже приводятся примеры комплиментов. Определите, соответствуют ли они модели, которую мы вам предложили. Если нет, укажите ошибки и скорректируйте их. Правильные ответы находятся на следующей странице. 1. Ваш костюм действительно подходит вам. 2. Я думаю, что вы действительно сделали хорошо. 3. М-м-м-м... Правильные ответы к упражнению 58 Ваш костюм действительно подходит вам. Это лучше выражать как персональное мнение: «Я думаю, что ваш костюм действительно подходит вам. Я думаю, что вы действительно сделали хорошо. Лучше сказать, что конкретно он сделал хорошо, какой в этом позитивный аспект, то есть «Я думаю, что это здорово, что ты сдал экзамен».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|