Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.
Задания для повторения Приведите примеры информации: · в неживой природе (например, в архиологии или геологии); · в биологических системах (например, из жизни животных и растений); · в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения); · в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей) Вопросы-проблемы 1. Являютя ли информацией для вас сведения, содержащиеся в библиотеке затонувшей Атлантиды или хотя бы в библиотеке конгресса США? 2. Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания? 3. Являются ли для вас информацией боевик, который не разрешила смотреть мама? 4. Получаете ли вы информацию при повторном прочтении книги, учебника? Однозначно на эти вопросы отвечать не стоит, но обдумывание принесет пользу.
Для любознательных Впервые как научное понятие термин «информация» стал применяться в теории журналистики в 30-х гг. прошлого века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались разнообразные сведения, сообщения. Затем его взяла на вооружение наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи. В основанной американским ученым Кладом Шенноном математической теории информации под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления (например, при передаче текста телеграммы вероятность появления буквы «Р» приблизительно равна 1/32). Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. В обыденном понимании чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность. Была предложена и формула для вычисления количества информации в передаваемом сообщении.
Но математическая теория информации не охватывает всего богатства содержания информации, поскольку она отвлекается от содержательной (смысловой, семантической) стороны сообщения. С точки зрения этой теории фраза из 100 слов, взятая из газеты, пьесы Шекспира или теории Эйнштейна, имеет приблизительно одинаковое количество информации. Советский математик Ю. А. Шрейдер оценивал информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А.А.Харкевич измерял содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной. В некоторых физических и химических теориях информация определяется как отраженное разнообразие. Говоря научным языком, отражение заключается в таком изменении одного материального объекта под воздействием другого, при котором все особенности отражаемого объекта каким либо образом воспроизводятся отражающим объектом. В процессе отражения и происходит передача информации. То есть информация – это результат отражения. В соответствии с этим взглядом информация существовала, и будет существовать вечно, она содержится во всех элементах и системах материального мира. Информация, наряду с веществом и энергией, является неотъемлемым свойством материи. В кибернетике – науке об управлении в живых, неживых и искусственных системах – понятие информации связывают воедино с понятием управления (Н.Винер, Б.Н.Петров). Информация является обозначением содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Информацию составляет та часть знаний, которая используется для ориентирования, принятия решений, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования и развития системы.
Данная концепция отрицает существование информации в неживой природе, не дает ответы на вопросы, являются ли информацией неиспользуемые знания, является ли неосмысленная (как в ЭВМ) информация информацией. Для преодоления этих трудностей академик В.П. Афанасьев ввел понятие информационных данных. Информационные данные – это всякие сведения, сообщения, знания. Они могут храниться, перерабатываться, передаваться, но характер информации они приобретают лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для управления и используются в управлении. Дальнейшим развитием математического подхода к феномену «информация» послужили работы Р. Карнапа, И. Бар-Хиллела, А.Н. Колмогорова и многих других. В этих теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Информация – абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров точка. В отличие от абстрактно мыслящих математиков и логиков инженеры, а также биологи, генетики, психологи и другие отождествляют информацию с теми сигналами, импульсами, кодами, которые наблюдаются в технических и биологических системах. Для радиотехников, телемехаников, программистов информация - рабочее тело, которое можно обрабатывать, транспортировать, так же как электричество в электротехнике или жидкость в гидравлике. Это рабочее тело состоит из упорядоченных (модулированных) дискретных или непрерывных сигналов, с которыми и имеет дело информационная техника. Содержание принимаемых и обрабатываемых сигналов инженера не интересует. Достаточно того, что формулы Шеннона хорошо работают при расчетах технической коммуникации. Другой активной сферой применения информации явилась генетика, в рамках которой было сформулировано понятие генетической информации, - как программа (код) биосинтеза белков, представленных цепочками ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи.
В социальных науках (социологии, психологии и др.) под информацией понимаются сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией. С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация – это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, печалит, заставляет переживать, восторгаться, презирать и негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую не смысловую информацию, которую говорящий по желанию, а иногда непроизвольно сообщает нам особой тональностью разговора, своей возбужденностью, жестикуляцией, выражением лица, глаз и. т.д.
Информация нужна человеку не вообще, а конкретно и в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях. Носители информации
Любой сигнал будь то свет костра, телеграмма, код Морзе, написанный текст, несет какое-либо сведение или сообщение, т. е.информацию. Таким образом, сигнал есть способ передачи информации. Любой переданный сигнал переносится либо энергией, либо веществом. Иначе и быть не может, ведь наш мир материален. Это либо акустическая волна (звук), либо электромагнитное излучение (свет, радиоволна), либо лист бумаги (написанный текст), либо каменная скрижаль с выбитыми на ней магическими знаками. Материальными носителями наследственности являются гены. Но ни переданная энергия, ни посланное вещество, ни гены сами по себе никакого значения не имеют. Они служат лишь носителями информации. Само слово сигнал имеет общий корень с английским sign, что можно перевести как знак, символ. Написанное слово обозначает некоторое понятие и, таким образом, тоже является сигналом.
F Человек всегда стремился доступным ему способом зафиксировать сведения о том, что больше всего его волновало. Наши весьма давние предки оставили нам информацию о себе в виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Отсюда и произошлоидеографическое письмо, в основу которого положены идеограммы: “письменный знак (условное изоражение или рисунок), соответсвующий не отдельному звуку, а целому слову или морфеме”. F Человек всегда изыскивал возможность сделать хранилища информации более компактными, что позволяло делать необходимую информацию транспортабельной, более удобной для хранения, а также ограничивал доступ к ней нежелательных лиц. Поэтому и появились носители информации, пригодные для транспортировки (глиняные таблицы, дощечки, папирус, пергамент, бумага… магнитные носители, лазерные носители и. т. д.). F С изменением носителей информации изменились и методы нанесения информации непосредственно на носители, что повлекло за собой необходимость изобретения соответствующих технических средств для работы с информацией: “обжиг глины-глиняные таблицы”, “бумага - книгопечатание”, “магнитные носители-компьютер”. F В 90-х гг. ХХ в. появился дешевый и весьма компактный способ хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Это лазерные компактные диски – CD-ROM диски (англ. compact disk read-only memory –память на компакт-диске, предназначенная только для чтения). Один такой диск может вмещать в себя небольшую доманюю библиотеку в 300-400 томов. Кроме того, он позволяет хранить на нем не только тексты, но и живую речь, музыку и даже движущееся изображение, причем диаметр диска 8-12 см и толщина 1,8 мм. Несущая информацию тончайшая металлическая пластина защищена 2-3 слоями прозрачной пластмассы, благодаря которой диск можно ронять, царапать. Срок годности такого диска –до 100 лет. С машинными носителями информации вы понакомитесь более подробно в следующих параграфах. Материал для запоминания Информация всегда связана с материальным носителем. Носитель информации – среда для записи и хранения информации. Носителем информации может быть: · любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, стол, классная доска, звездная пыль мусор на полу и т.д.); · волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна), гравитационная (давление, притяжение) и т.д.; · вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и давление газа и т.д. Машинные носители информации: перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|