Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полезность или бесполезность (ценность) информации




Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Материал для запоминания

 
 

 
 

Свойства информации

 
 

 

 

1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

3. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

4. Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.

5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Задания для повторения

Приведите примеры:

· достоверной, но необъективной информации;

· объективной, но недостоверной информации;

· полной, достоверной, но бесполезной информации;

· неактуальной информации;

· актуальной, но непонятной информации.

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

1. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи.Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но на японском языке.

2. На следующий день коммисия вывесила правильные решения всех задач.

3. Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войсом переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвинив того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»

 

Вопросы-проблемы

1. Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?

2. Приведите пример необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.

3. Поговорку «Ты парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать так:

· срубить срубил, а унести не смог;

· завоевал женщину, которую не удержать;

· пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?

 

Для любознательных

 

Любую информацию можно характеризовать с точки зрения ее объективности достоверности, полноты, актуальности, понятности и полезности.

Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами. А именно:

1. Имеет семантический (смысловой) характер, т.е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

2. Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства).

Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т.д.

3. С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом к кумулированием информации. (Кумуляция -–от лат. cumulatio- увеличение, скопление).

4. Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более ранююю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

5. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и информации.

 

Кодирование информации

 

Одну и ту же информацию мы можем выразить разными способами.

Например, каким образом вы можете сообщить об опасности?

F Если на вас напали, вы можете просто крикнуть: «Помогите!» (англичанин крикнет)

F Если прибор находится под высоким напряжением, то требуется оставить предупреждающий знак (рисунок).

F На оживленном перекрестке регулировщик помогает избежать аварии с помощью жестов.

F В театре пантомима вся информация передается зрителю исключительно с помощью мимики и жестов.

F Если ваш корабль тонет, то вы передадите сигнал «SOS» (…– – –…).

F На флоте помимо азбуки Морзе используются также семафорную и флажковую сигнализацию.

В каждом из этих примеров мы должны знать правила, по которым можно отобразить информацию об опасности тем или иным способом. Такое правило назовем кодом.

Обычно каждый образ при кодировании (иногда говорят – шифровке) представлен отдельным знаком.

Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с его смыслом называют символом.

Набор знаков, в котором определен их порядок, называется алфавитом.

Существует множество алфавитов.

· алфавит кириллических букв {А,Б,В,Г,Д,Е,...}

· алфавит латинских букв {A,B,C,D, E, F, …}

· алфавит десятичных цифр {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

· алфавит знаков зодиака {^, _, `, a, b, c, d, e, f, g, h, i}

Имеются, однако, наборы знаков, для которых нет какого-то общепринятого порядка:

· набор знаков азбуки Брайля (для слепых);

· набор китайских идеограмм;

· набор знаков планет;

· набор знаков генетического кода (А, Ц, Г, Т).

Особенно важное значение имеют наборы, состоящие всего из двух знаков:

· пара знаков {+,-};

· пара цифр {0,1};

· пара ответов {да, нет};

 

Как вы назвали такие наборы знаков? Правильно вы подумали: их называют двоичными. Рассмотрим более подробно двоичный алфавит (0,1). Чтобы отличить выходящие в его состав знаки от привычных (десятичных) нуля и единицы, про каждый знак мы должны сказать: знак «0» из двоичного набора знаков; знак «1» из двоичного набора знаков. Удобнее было бы сказать; двоичный знак, но тогда нам безразлично-«0» это или «1», главное, что это какой-то один из двух знаков двоичного алфавита. Двоичный знак (анг.binary digit) получил название «бит».

Важнейшие технические коды возникли с пояевлением электрического телеграфа, например

· азбука Морзе;

· набор знаков второго международного телеграфного кода (телекс).

Код используется для представления информации в виде, удобном для хранения и передачи.

Пример. Попробуем закодировать числа от нуля до ста, не используя арабских или римских цифр.

Прежде всего, мы должны придумать алфавит или выбрать какой-либо из известных.

Попробуем использовать в качестве букв нашего алфавита символы {*,+,#,&}, или знак {D,¨,¡}, или гласные буквы русского алфавита.

Каждому числу, которое нужно закодировать, поставим в соответствие “букву” из выбранных нами алфавитов. Например:

 

Числа 1-й алф. 2-й алф. 3-й алф.
  * D а
  + o е
  ! ¡ ё
  #   и
  &   о
      н
      ы
      э
      ю
      я
       
       

 

Во всех трех случаях мы не решили поставленной задачи. Мы не смогли закодировать числа от одного до ста, используя предложенные алфавиты. Получается, что наш алфавит должен состоять из ста одного знака. Но с помощью всего десяти арабских цифр мы можем записать любое число, а римских цифр для кодирования чисел от одного до ста потребуется всего пять: I, V, X, L, C.

Нужен другой подход, другое правило. Какое? Покажем, что, используя всего три символа, например {D,¨,¡}, можно закодировать (зашифровать, представить) любое число. Попробуем каждое число представлять не одним, а несколькими символами из нашего алфавита. Таким образом, в нашем правиле появляется понятие “длина кода”. Длиной кода назовем то количество знаков, которое используется для представления того или иного числа. (Количество символов в алфавите кодирования и длина кода-совершенно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 буквы, а слова могут быть длиной в 16263 и.т.д. буквы.)

Посмотрим сколько чисел мы можем закодировать, если длина кода не больше двух символов.

 

                           
  D   ¨     ¡     DD   D¨   D¡   ¨D   ¨¨   ¨¡   ¡D   ¡¨   ¡¡   DDD   DD¨

     
 
 
 

       
   

D ¨ ¡

 
 

DD D¨ D¡ ¨D ¨¨ ¨¡ ¡D ¡¨ ¡¡

¨¡D ¨¡¨ ¨¡¡

 

Чтобы закодировать числа 12, 13 и. т. д., следует увеличивать длину кода.

Обратная задача: есть закодированное число ¨ ¡ D, коды известны. Определите исходное число.

Так как по нашему правилу длина кода может быть 1 или 2 символа, то:

· могли быть закодированы три числа –1, 2, 0;

· могли быть закодированы два числа – 1, 9;

· могли быть закодированы два числа – 8, 0;

Все три решения справедливы. Как вы думаете, почему? Есть ли способ, который приведет нас к однозначному решению поставленной задачи?

Коды различной длины в технике встречаются довольно редко. Исключением является лишь код Морзе. (Сэмюэль Финли Бриз Морзе был первым президентом Национальной академии искусств США. В 42 года он бросил живопись и целиком посвятил себя изобретению телеграфа.) Взгляните на международную азбуку Морзе.

 

A . – J . – – – S
B –... K –. – T
C –. –. L . –.. U .. –
D –.. M – – V ... –
E . N –. W . – –
F .. –. O – – – X –.. –
G – –.. P . – –. Y –. – –
H …. Q – –. –. Z – –..
I .. R . –.    

 

Для отправителя приведенная таблица выглядит вполне логично, ибо буквы в ней расположены в алфавитном порядке. Но для человека, получающего сообщения, она малопригодна. В каком же порядке следует расположить символы чтобы, получив сигнал, мы могли, не теряя времени, определить, какой букве соответствует данный сигнал. Представим азбуку Морзе в виде дерева.

При получении сигнала – это либо точка, либо тире – будем произвольно спускаться по дереву: если точка – влево от текущей вершины, если тире - вправо, если пауза – записываем букву текущей вершины, если длинная пауза – отмечаем конец слова.

По общепринятому правилу радистов, продолжительность точки равна продолжительности паузы, продолжительность тире равна продолжительности трех точек, продолжительность пропуска (между буквами) равна трем продолжительностям паузы.

Азбука Морзе – это троичный код с набором знаков: точка, тире, пауза. Необходимо использовать паузу в качестве разделителя между буквами и словами, так как длина кода непостоянна.

В кодах с постоянной длиной закодированные символы могут следовать друг за другом непосредственно. Расположение этих символов устанавливается с помощью отсчета. Таким образом, сообщение может быть рас кодировано однозначно.

Применение кодов с постоянной длиной позволяет нам использовать для кодирования двоичный алфавит, как наиболее простой. Чем меньше букв в алфавите, тем проще должно быть устройство для распознавания (дешифровки) информационного сообщения. Однако, чем меньше букв в алфавите, тем большим их количеством (большей длиной кода) может быть записана одна и та же информация.

Вернемся к нашей задаче. Будем использовать для представления (кодирования) чисел от нуля до ста алфавит (D,¨,¡) и код постоянной длины. Какова должна быть длина кода?

В случае, когда длина кода равняется, алфавитом, состоящим из трех символов, можно закодировать 3 различных состояний (чисел, букв, комбинаций), двоичным алфавитом можно закодировать 2 различных состояний, алфавитом, состоящим из к символов, можно закодировать к различных состояний.

Решите обратную задачу: какой длины должен быть код, чтобы, используя разные алфавиты, закодировать 10, 33, 100, 200, 1000 различных символов? Проанализируйте таблицу.

Материал для запоминания

Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с его смыслом называют символом.

Набор знаков, в котором определен их порядок, называется алфавитом.

Алфавит, состоящий из двух знаков, называется двоичным алфавитом.

Код (фр. code - кодекс, свод законов). Начиная XIX в. это слово помимо основного значения означало книгу, в которой словам естественного языка были сопоставлены группы цифр или букв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...