Использование данных психодиагностики
В учебно-воспитательной работе с детьми Учебно-воспитательный процесс, в школе, направлен на всестороннее развитие задатков и способностей учащихся, формирование их личности. Обучение осуществляется по специальным программам, предусматривающим соблюдение двух основных требований: во-первых, программа должна базироваться на зоне актуального психического развития ребенка и во-вторых, в ней должны быть учтены его ближайшие потребности и мотивы поведения в развитии интеллектуально - мнестических способностей и личностных свойств. Однако эффективность педагогического процесса во многом зависит от того насколько умело используют взрослые дифференцированные методы обучения и воспитания. 2.1. Психодиагностика и учебно-воспитательная работа с детьми. Диагностика учащихся требует знания не только возрастной и педагогической психологии, но и клинической психологии (при проблеме неуспеваемости учащихся, обусловленных аномалиями психического развития или акцентуацией личности). Школьному психологу приходится сталкиваться и с другими проблемами школьников, требующих дифференцированного подхода к их решению, а именно – с акселерацией, инфантилизмом, педагогической запущенностью. Для того, чтобы психолог мог понять, как и почему возникают затруднения в обучении и воспитании, ему необходимо, прежде всего, знать основные закономерности психического развития ребенка и владеть методами психологической диагностики различных психических состояний. Следует помнить, что экспериментальная ситуация является несколько необычной, неестественной для ребенка. Поэтому получаемые результаты не всегда могут совпадать с реальными показателями, например, уровня успеваемости ребенка, его поведения в учебном заведении, других общественных местах.
В зависимости от характера экспериментального исследования и его цели осуществляется использование данных в учебно-воспитательной работе. Цели и задачи обследования ребенка определяются вначале, но как правило, они обусловлены повседневной учебной деятельностью. Данные экспериментально-психологического исследования детей могут быть использованы - для формирования произвольности психических процессов во время учебных занятий. Например, особенности проявления непроизвольного и произвольного внимания могут моделироваться психологом с учетом возрастных индивидуально-психологических свойств детей. Поведение детей, их реакция на успешное или неуспешное действие в процессе игры, учебного занятия также могут корректироваться взрослыми на основе знаний особенностей формирования характерологических свойств ребенка в онтогенезе. - не только в индивидуальной работе с детьми, но и в процессе групповых учебно-воспитательных мероприятий. При этом очень важно, правильно определять ролевой статус каждого члена группы в учебно-воспитательном процессе. И уже на основании этого вырабатывать те или иные пути и формы воздействия. - в узком и широком плане. В первом случае они применяются для решения задач индивидуальной работы с детьми в школе, семье. В другом – для решения групповых, коллективных задач. Так, диагностируя психические свойства личности ребенка, психолог прогнозирует их проявление в условиях коллектива, совместного выполнения различных видов деятельности в процессе обучения и пр. Кроме этого психодиагностическое исследование позволяет смоделировать учебно-воспитательный процесс с учетом принципов развития тех или иных психических функций группы, класса в целом и отдельной личности в частности.
Контрольные вопросы по теме: «Психодиагностика и учебно-воспитательная работа с детьми» 1) Дайте определение понятию «психодиагностика» 2) Что входит в компетенцию и обязанности школьного психолога? 3) Особенности психодиагностического исследования школьников. 4) Что собой представляет учебно-воспитательный процесс в современной школе? 5) Как соотносятся между собой психодиагностика и учебно-воспитательный процесс?
Задания для самостоятельной работы 1) Приведите классификацию задач школьной психодиагностики (в виде таблицы, схемы). 2) Составьте примерный алгоритм (памятку) этапов психодиагностического обследоания.
3) Выделите параметры психолого-педагогического статуса школьника (по М.Р. Битяновой) и приведите соответствующие методы диагностики. Глоссарий Гуревич Константин Маркович родился 19 октября 1906 года в Самаре — отечественный психолог. Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, в 1928 г. учился на педагогическом отделении института им. А. Бубнова. В 1932 г. окончил психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, учился в аспирантуре Московского государственного института психологии. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме воли, выполненную под руководством А.Н. Леонтьева. Работал в лаборатории Б.М. Теплова над проблемами психофизиологических различий. С 1968 г. — заведующий лаборатории Института психологии. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию. Профессор. Специалист по проблемам психофизиологических различий и психодиагностики. Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Экспериментальное исследование – это исследование, которое выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним или несколькими факторами (неизвестными переменными) и контролируя (оставляя неизменными) другие. Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие "зона ближайшего развития" было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским
Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов. Формирование личности - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Дифференцированный подход к обучению – это: 1) Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; 2) Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Дифференцированный подход в воспитании – осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять Тема «Диагностика развития мышления в подростковом и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|