Особенности подросткового и старшего школьного возраста.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер — от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания. Характерная его черта — проявление подростками противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга: то общительный, то замкнутый, то веселый, то унылый и т. д. Главная же задача подростка — формирование самосознания и идентичности (быть как другие сверстники). Переход от детства к взрослости не у всех протекает гладко. В связи с этим выделяют три типа развития личности подростка (Э. Шпрангер). Для первого типа характерно бурное, кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение. Его итог — становления нового Я. Для второго типа характерно плавное, без глубоких потрясений изменение личности. Третий тип развития связан с активным и сознательным процессом самовоспитания, самостоятельным преодолением тревог и кризисов. В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление. Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым возрастом и началом юности. Это сензитивный возраст для развита: всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложен в человеке от рождения. Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчивыми, глубокими. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется: 1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных; 2) большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций; 3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликать< на переживания других, близких им людей;
4) появлением чувства любви. 5) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасиое в окружающей действительности.
2. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Его сущность в том, что оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В отличии от других процессов, оно совершается в соответствии с определенной логикой. 2.1 Особенности мышления в подростковом возрасте. С 11-12 лет мышление подростков переходит на новый уровень, становится теоретическим, рефлексивным. У подростка появляется способность рассуждать на основе одних общих предпосылок. Все рассуждения, вплоть до заключения, идут на вербальном уровне, поскольку содержанием таких рассуждений являются слова, высказывания, математические знаки. Новым является и то, что познавательные задачи сначала предварительно мысленно решаются с помощью построения различных гипотез и их проверки. А мышление предположениями характеризует именно теоретическое мышление.
Принципиальное различие мышления подростком от такового у младших школьников видно при решении логических задач. Например, если предложить решить следующую задачу: «У лошади четыре ноги, и у этого животного тоже четыре ноги. Можно ли утверждать, что это животное тоже лошадь?», то младшие школьники либо ответят «Да», либо скажут, что не знают. Подростки же дают правильный ответ и логически его обосновывают: «Четыре ноги есть не только у лошади, поэтому такое утверждение не совсем правильное». Однако у разных подростков уровень логического мышления разный, так как умение понимать и удерживать логику доказательства развивается неодинаково у всех подростков. В 12-14 лет стремление к интеллектуальной деятельности и темпы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказывается и па снижении успеваемости подростков. Однако это не свидетельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так, возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Подростки уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных рассуждениях. Благодаря этому у них пробуждается интереск философским проблемам, в том числе к религиозным, политич (кпм, этическим и т. д. Они начинают рассуждать об идеалах, о буду тем, у них создается новый, обобщенный взгляд на мир, т. е. начинает формироваться мировоззрение. Таким образом, подростки не столько «меньше могут», сколько «меньше хотят». Для мышления подростков характерна критичность по отношению к взрослым (умение подмечать недостатки и промахи старших). Они не склонны псе воспринимать на веру, требуя от взрослых логического обоснования. 2.2. Особенности мышления в старшем школьном возрасте. В юношеском возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Следствие этого — «философствование» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечтами-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению присуща главным образом юношам, а не девушкам.
В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуальной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно становится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следствен -I ных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализация и реконструкция прошлого опыта). 3. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном. Если для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей используются в основном те же методы, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников. Что же касается мышления, то здесь необходимо пользоваться тестами для взрослых. Многие методики частично касаются и психодиагностики речи, функционирующей в рамках словесно-логического мышления. Более глубокую и разностороннюю диагностику уровня речевого развития подростков и юношей следует проводить с помощью лингвистических тестов совместно с учителями языка и литературы, применяя в том числе традиционные способы оценки, которые давно используются этими специалистами. При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в то обстоятельство, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Следующее обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвистические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков и юношей при помощи известных тестов.
В связи с этим рассмотрим несколько методик, которые предназначены для оценки логики мышления, математического, лингвистического и технического мышления. · Методика «Логико-количественные отношения» · Лингвистический субтест для подростков. Словесный субтест Г.Айзенка · Математический субтест для подростков. Числовой субтест Г.Айзенка
Методика «Логико-количественные отношения» позволяет проводить психодиагностику двух аспектов внутреннего плана умственных действий: логики мышления и счета в уме с запоминанием промежуточных результатов. Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. В каждой из этих задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой и результат записать под чертой в виде соотношения между величинами «А» и «В» с помощью знаков “ < ” или “ > ”. Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и без ошибок. На решение всех 20 задач отводится 10 минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных испытуемых задач за это время. Примечание. Ниже для контроля приводятся правильные решения всех задач с указанием номера задачи и правильного решения. В ответах вместо указанных выше знаков использованы словесные формулировки: |В больше А |В больше А |В больше А |В больше А | |А больше В |В больше А |А больше В |А больше В | |А больше В |А больше В |А больше В |В больше А | |В больше А |В больше А |А больше В |В больше А | |В больше А |А больше В |А больше В |А больше В
Тест Айзенка – это универсальный и один из лучших психологических тестов интеллекта. Он предназначен для оценки уровня общего интеллектуального развития человека, а также уровня развития у него некоторых специальных видов мышления, в частности математического и лингвистического. Данный тест рекомендуется использовать в практике психологического консультирования не в целом, а по отдельным субтестам, выбирая их в зависимости от того, какова проблема клиента и цель проводимой психологической консультации. Если, к примеру, эта цель состоит в том, чтобы определить общий уровень интеллектуального развития человека, то можно воспользоваться одним или двумя субтестами общего назначения1. Если же задача заключается в том, чтобы определить уровни развития у клиента математического или лингвистического мышления соответственно, то рекомендуется воспользоваться специальными субтестами2.
Заметим, что в полнокомплектном тесте Айзенка имеется восемь различных субтестов. Для практической психодиагностики, проводимой в рамках психологического консультирования, вполне достаточно воспользоваться только четырьмя названными выше субтестами. К тесту Айзенка рекомендуется, кроме того, обращаться тогда, когда целью психологического консультирования становится точное определение уровня интеллектуального развития клиента в сравнении с другими людьми. Тест Айзенка в этом плане полезен при проведении консультирования по вопросам профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Контрольные вопросы по теме: «Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте»
1) Какие познавательные процессы совершенствуются в подростковом возрасте? 2) Дайте определение понятию «мышление».В чем его сущность? 3) Какие виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей существуют? 4) Для чего предназначен тест Айзенка? 5) Психодиагностику каких аспектов, позволяет проводить методика «Логико-количественные отношения»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|