Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подросткового и старшего школьного возраста.




Главной особенностью подросткового возраста является его переход­ный характер — от детства к взрослости. Это период резкого увели­чения темпов физического развития и полового созревания. Харак­терная его черта — проявление подростками противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга: то общительный, то замкнутый, то веселый, то унылый и т. д. Главная же задача подростка — формирование самосознания и идентичности (быть как другие сверстники).

Переход от детства к взрослости не у всех протекает гладко. В связи с этим выделяют три типа развития личности подростка (Э. Шпрангер). Для первого типа характерно бурное, кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение. Его итог — становления нового Я. Для второго типа характерно плавное, без глубоких потря­сений изменение личности. Третий тип развития связан с активным и сознательным процессом самовоспитания, самостоятельным пре­одолением тревог и кризисов. В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление.

Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым возрастом и началом юности. Это сензитивный возраст для развита: всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложен в человеке от рождения. Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчи­выми, глубокими.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

2) большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликать< на переживания других, близких им людей;

4) появлением чувства любви.

5) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасиое в окружающей действительности.

 

2. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Его сущность в том, что оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В отличии от других процессов, оно совершается в соответствии с определенной логикой.

2.1 Особенности мышления в подростковом возрасте. С 11-12 лет мышление подростков переходит на но­вый уровень, становится теоретическим, рефлексивным. У подростка появляется способность рассуждать на основе одних общих предпо­сылок. Все рассуждения, вплоть до заключения, идут на вербальном уровне, поскольку содержанием таких рассуждений являются слова, высказывания, математические знаки.

Новым является и то, что познавательные задачи сначала предва­рительно мысленно решаются с помощью построения различных ги­потез и их проверки. А мышление предположениями характеризует именно теоретическое мышление.

Принципиальное различие мышления подростком от такового у младших школьников видно при решении логических задач. На­пример, если предложить решить следующую задачу: «У лошади че­тыре ноги, и у этого животного тоже четыре ноги. Можно ли утверж­дать, что это животное тоже лошадь?», то младшие школьники либо ответят «Да», либо скажут, что не знают. Подростки же дают пра­вильный ответ и логически его обосновывают: «Четыре ноги есть не только у лошади, поэтому такое утверждение не совсем правильное».

Однако у разных подростков уровень логического мышления раз­ный, так как умение понимать и удерживать логику доказательства развивается неодинаково у всех подростков.

В 12-14 лет стремление к интеллектуальной деятельности и тем­пы возрастания ее возможностей заметно снижаются, что сказыва­ется и па снижении успеваемости подростков. Однако это не свиде­тельствует об их умственной деградации. В этот период появляется ряд качественно новых образований, увеличивающих познавательные и творческие возможности. Так, возрастает способность к абстрагиро­ванию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Устанавливается более тесная связь понятийного и образного мышления. Подростки уже способны анализировать абст­рактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстракт­ных рассуждениях. Благодаря этому у них пробуждается интереск философским проблемам, в том числе к религиозным, политич (кпм, этическим и т. д. Они начинают рассуждать об идеалах, о буду тем, у них создается новый, обобщенный взгляд на мир, т. е. начинает формироваться мировоззрение. Таким образом, подростки не столь­ко «меньше могут», сколько «меньше хотят».

Для мышления подростков характерна критичность по отноше­нию к взрослым (умение подмечать недостатки и промахи старших). Они не склонны псе воспринимать на веру, требуя от взрослых логи­ческого обоснования.

2.2. Особенности мышления в старшем школьном возрасте. В юношеском возрасте продолжается развитие абст­рактно-логического мышления. Следствие этого — «философствова­ние» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность ка­жется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечта­ми-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению при­суща главным образом юношам, а не девушкам.

В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуальной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно становится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следствен -I ных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализа­ция и реконструкция прошлого опыта).

3. Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном. Если для оценки внимания, памяти, воображения и речи подрост­ков и юношей используются в основном те же ме­тоды, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников. Что же касается мышления, то здесь необ­ходимо пользоваться тестами для взрослых. Многие методики частично касаются и психодиагностики речи, функционирующей в рамках словесно-логического мышления. Более глубокую и разностороннюю диа­гностику уровня речевого развития подростков и юношей сле­дует проводить с помощью лингвистических тестов совместно с учителями языка и литературы, применяя в том числе традици­онные способы оценки, которые давно используются этими спе­циалистами.

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в то обстоятельство, что к это­му возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к под­ростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции.

Следующее обстоя­тельство требует обратить особое внимание на те виды мышле­ния, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут от­носиться математические, лингвистические и технические спо­собности, которые легко могут быть оценены у подростков и юно­шей при помощи известных тестов.

В связи с этим рассмотрим несколько методик, которые предназначены для оценки логики мышления, математи­ческого, лингвистического и технического мышления.

· Методика «Логико-количественные отношения»

· Лингвистический субтест для подростков. Словесный субтест Г.Айзенка

· Математический субтест для подростков. Числовой субтест Г.Айзенка

 

Методика «Логико-количественные отношения» позволяет проводить психодиагностику двух аспектов внутреннего плана умственных действий: логики мышления и счета в уме с запоминанием промежуточных результатов.

Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение

логико-количественных отношений.

В каждой из этих задач необходимо определить, какая величина больше

или, соответственно, меньше другой и результат записать под чертой в виде

соотношения между величинами «А» и «В» с помощью знаков “ < ” или “ > ”.

Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и

без ошибок.

На решение всех 20 задач отводится 10 минут. По истечении этого времени

психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно

решенных испытуемых задач за это время.

Примечание. Ниже для контроля приводятся правильные решения всех задач

с указанием номера задачи и правильного решения. В ответах

вместо указанных выше знаков использованы словесные

формулировки:

|В больше А |В больше А |В больше А |В больше А |

|А больше В |В больше А |А больше В |А больше В |

|А больше В |А больше В |А больше В |В больше А |

|В больше А |В больше А |А больше В |В больше А |

|В больше А |А больше В |А больше В |А больше В

 

 

Тест Айзенка – это универсальный и один из лучших психологических тестов интеллекта. Он предназначен для оценки уровня общего интеллектуального развития человека, а также уровня развития у него некоторых специальных видов мышления, в частности математического и лингвистического.

Данный тест рекомендуется использовать в практике психологического консультирования не в целом, а по отдельным субтестам, выбирая их в зависимости от того, какова проблема клиента и цель проводимой психологической консультации. Если, к примеру, эта цель состоит в том, чтобы определить общий уровень интеллектуального развития человека, то можно воспользоваться одним или двумя субтестами общего назначения1. Если же задача заключается в том, чтобы определить уровни развития у клиента математического или лингвистического мышления соответственно, то рекомендуется воспользоваться специальными субтестами2.

Заметим, что в полнокомплектном тесте Айзенка имеется восемь различных субтестов. Для практической психодиагностики, проводимой в рамках психологического консультирования, вполне достаточно воспользоваться только четырьмя названными выше субтестами. К тесту Айзенка рекомендуется, кроме того, обращаться тогда, когда целью психологического консультирования становится точное определение уровня интеллектуального развития клиента в сравнении с другими людьми. Тест Айзенка в этом плане полезен при проведении консультирования по вопросам профессиональной ориентации и профессионального отбора.

 

 

Контрольные вопросы по теме: «Диагностика развития мышления в подростковом и старшем школьном возрасте»

 

1) Какие познавательные процессы совершенствуются в подростковом возрасте?

2) Дайте определение понятию «мышление».В чем его сущность?

3) Какие виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей существуют?

4) Для чего предназначен тест Айзенка?

5) Психодиагностику каких аспектов, позволяет проводить методика «Логико-количественные отношения»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...