Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и функции религии.




Тема 1.

Религия как социокультурный феномен

План

Структура и функции религии.

Классификация религий.

Медицина и религия.

Структура и функции религии.

Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно. Многообразие религиозных форм (науке известно около пяти тысяч религий) не позволяет дать универсальное определение религии, так как явления характерные для одних верований оказываются периферийными для других. Термин религия римский мыслитель Цицерон производил от латинского relegere – идти назад, снова читать, обдумывать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов. Христианский теолог Лактанций полагал, что слово религия происходит от латинского глагола religare – связывать, привязывать – и применительно к религии означает соединение людей с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. В европейской культуре слово религия распространяется, начиная с XYI в.

Исследователи определяют религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями. Поэтому определения религии можно классифицировать на:

- доктринальные (осмысливают религию «изнутри»);

- методологические (по способам и методам исследования);

- базирующиеся на данных тех или иных наук;

- выделяющие какой либо аспект религиозного комплекса.

Большинство исследователей выделяют в качестве основных компонентов религии религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Религиозное сознание функционирует на двух уровнях:

1) религиозная идеология – система идей о Боге, мире и человеке;

2) религиозная психология - совокупность религиозных представлений и чувств, присущая всей массе верующих и связанная с религиозной идеологией.

Центром религиозного сознания является вера – такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств. Вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры – это твёрдое убеждение человека в существование сверхъестественного.

Систематизированное изложение содержания веры в догматах составляет вероучение. Во многих религиях вероучение содержится в священных книгах - Священном Писании (Библия, Коран и др.), которое по своей сути является божественным откровением. Священное Предание, написано людьми, содержит правила и установки, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него.

Религиозная деятельность – вторая составляющая религии. Её важнейший вид – религиозный культ, сочетающий в себе духовный и практический аспекты. Культ это совокупность определённых символических действий, с помощью которых человек общается с Богом. Способы культа – различные обряды, воплощающие религиозные представления, например:

- обряды инициации – посвящение в иную социально-возрастную группу;

- жертвоприношения - обряд умилостивительного или благодарственного характера;

- богослужения – совокупность обрядов, проводимых коллективно в особо отведённом месте;

-молитвы – обращение к сверхъестественным силам с просьбами о ниспослании блага, отвращении зла;

-праздники – знаменательные дни, отмечаемые в память о тех или иных событиях и религиозных персонажах;

-посты – религиозные запреты или ограничения на приём определённых видов пищи.

Средствами культа являются храмы, святилища, реликвии, утварь, одеяния. В рамках культа используются различные виды искусства – музыка, живопись, архитектура, которые усиливают религиозные чувства и эстетические потребности верующих. Важной характеристикой культа является наличие определённой категории лиц, руководящей им (шаман, жрец, священник и др.)

Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием и подразделяются на культовые и внекультовые. В качестве субъектов религиозных отношений выступают верующие, религиозные организации и учреждения. Религиозные отношения подразделяются на:

1) внутрицерковные - между верующими, священнослужителями и руководящими органами той или иной церкви;

2)межцерковные – между верующими, объединениями, организациями различных вероисповеданий;

3) внецерковные – применение религиозных норм в других сферах жизнедеятельности общества.

В качестве упорядочивающих религиозную деятельность и отношения инстанций выступают религиозные организации – оформленное объединение верующих одной религии. Основные типы религиозных организаций:

- религиозная группа - небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды;

- религиозная община, для которой характерно добровольное членство, высокая степень регулярности культа, отсутствие централизованного руководства;

- церковь – централизованное, иерархическое объединение священнослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое постоянно воссоздаёт и координирует обрядово-культовую деятельность религии;

-секта – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом и характеризуется замкнутостью, претензиями на исключительность и закреплением харизматического лидерства;

- деноминация – религиозное объединение, находящееся в стадии становления, промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющий черты, как первой, так и второй.

Религия выполняет ряд функций, наиболее существенными являются:

- мировоззренческая – состоит в создании религиозной картины мира, которая объясняет явления окружающей человека действительности и определяет отношение человека к ней, религия придаёт определённый смысл и цель жизни человека;

- компенсаторная – восполнение ограниченности, слабости, эфемерности человеческого существования, религия помогает человеку преодолеть одиночество, страх, утешает, облегчает страдания;

- регулятивная – формирует особую систему норм и ценностей, которые определяют поведение, деятельность людей;

- легитимирующая – обосновывает и придаёт законный характер определённому типу общественного порядка и государства;

- интегрирующе-дезинтегрирующая - религия может в одном отношении объединять, а в другом разъединять индивидов, группы людей;

- психотерапевтическая - преодоление индивидуальных негативных ощущений, эмоций;

- культурно-транслирующая - сохраняющая и передающая из поколение в поколение религиозные памятники, тексты и т.п.

 

Классификация религий.

Учитывая огромное количество религий, возникает потребность в их упорядочении, типологизации. Существуют различные принципы и критерии классификации религий:

- географический по регионам распространения тех или иных религий, например, африканские, индийские, дальневосточные, американские и т.п.;

- этнолингвистический, по связям между языком и этносом (М.Мюллер), три семьи языков – тюркские, семитские, арийские, в соответствии с которыми квалифицируются религии;

- философский - по степени самореализации абсолютного духа (Г.Гегель), религии природы (китайская, индийская, египетская, персидская), религии духовной индивидуальности (древнегреческая, древнеримская, иудаизм), религии совершенной духовности (христианство);

- морфологический по стадиям, которые проходит религия в своём развитии (Э.Тайлор) – анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеизм;

- статистический - по количеству верующих и их удельном весе в общей численности населения;

- по государственно-правовому статусу, религии - государственные и религии национальных меньшинств;

- по уровню организации выделяют жёстко централизованные и децентрализованные религии.

Также можно говорить о религиях живых и мёртвых. Мёртвые религии – это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли (древнеегипетская, религии ацтеков, майя, греко-римская и т.д.). Многие из них оставили после себя много святынь, памятников, гробниц, легенды и мифы. Живые религии – это ныне существующие, оказывающие влияние на сознание и поведение людей.

Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на принцип происхождения. Естественные религии возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, например, родоплеменные религии, индуизм, синтоизм и т.п. Религии откровения связаны с личностью основателя, с фактом его сверхъестественного озарения, например, зороастризм, буддизм, христианство, ислам.

Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. Этот подход сочетает в себе несколько принципов классификации.

 

Религия и медицина.

Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это не случайно, поскольку и религия и медицина стоят у истоков жизни и смерти, а забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является важной функцией религии. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположениях о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Поэтому лечение состояло из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений.

В древних культурах – египетской, вавилонской, шумерской, греческой – способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности человека и определяла его, как правило, жреческое положение в обществе. Например, первый египетский целитель Имхотеп был жрецом, а впоследствии был обожествлён. Храм в его честь был одновременно и госпиталем и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи полагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов храма Асклепия – бога врачевания у древних греков. Обряд жертвоприношения давал некоторые представления об анатомии животных: анатомия человека не существовала как наука, принимая во внимание обрядовые запреты- притрагиваться к мертвецу, не говоря уже о вскрытии трупа.

В Библии очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты. В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Однако в любом случае считается, что болезнь ниспослана Богом за грехи или как испытание и исцелять сначала нужно душу.

Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге о целостном составе личности. По слову Спасителя, он врачевал «всего человека». Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи.

Изучать медицину полезно и похвально и перед Аллахом. Ведь когда человек болен он не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него Аллахом обязанности, и не может принести пользу ни самому себе, ни окружающим его людям. Конечно, в Коране нельзя найти подробное освещение медицинских тем, но там содержаться сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физических и психических заболеваниях.

Некоторые исследователи установили, что в Коране содержится боле 40 аятов, связанных с медициной. Коран несёт информацию о беременности и бесплодии, грудном вскармливании детей, причинах и протекании болезни. Коран предостерегает от переедания и несбалансированного питания.

Физическое исцеление невозможно без исцеления духовного. Пророк Мухаммад совершал «рукья» (исцеление молитвой) с помощью Корана.

Многие религиозные культовые предписания также способствуют сохранению здоровья человека. В большинстве религий разрешается воздержание от поста больным и ослабленным людям. Запрещается употребление в пищу мяса с кровью, свинины. Ритуальные омовения способствуют гигиене и профилактике инфекционных заболеваний.

Ритуальные телодвижения укрепляют сердечную мышцу и улучшают циркуляцию крови, эластичность сухожилий и связок.

Медицинские исследования последнего времени свидетельствуют о благотворном влиянии молитвы на излечение больного. Лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал:» Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудиться. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы». (Гаджиев М. Ислам и здоровье // Ислам. 2003.№5.С.7.)

Первые лечебницы открывались при храмах и монастырях. Даже слово «лазарет» обязано своим происхождением религии – ведь так назывались убежища для прокажённых, которые создавались по инициативе монашеского ордена святого Лазаря, учреждённого крестоносцами. Но в средние века церковь мешала развитию медицины. Апологеты религии противодействовали внедрению в практику таких открытий как вакцинация против оспы, переливание крови, наркоз.

Православная церковь с неизменно высоким почтением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом и в России.

Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях, например, при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других.

Позже развились несколько форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестёр милосердия. Также сохраняются больницы при монастырях, появляются храмы при лечебных учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии.

В советское время не было внешних проявлений взаимодействия, но наверняка священники посещали в больницах своих болеющих чад, а люди молились о здоровье для себя и своих близких.

И, наконец, в 1988 г. активные отношения между медициной и религией возобновились. В современной России можно выделить следующие основные направления взаимодействия:

- сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами;

- уход за больными;

- борьба с алкоголизмом и наркоманией;

- просветительская деятельность;

- взаимодействие в сфере помощи инвалидам и терминальным больным;

- реабилитация лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная психотерапия).

Особую актуальность представляет позиция Русской Православной Церкви по отношению к проблемам, порождённым бурным развитием биомедицинских технологий. Их развитие значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой озабоченности. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Нравственно недопустимым являются также «суррогатное материнство» и все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Священное Писание и Церковь не может признать нравственно приемлемой эвтаназию. Привлекая внимание к нравственным причинам недугов, Церковь, вместе с тем, приветствует усилия медиков, направленные на лечение наследственных болезней. Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий промысел. Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, прекращение медицинской помощи безнадёжному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. Религиозные убеждения людей сегодня остаются одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.

Литература

1. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? - М., 1998.

2. Гаджиев М. Ислам и здоровье. // Ислам. 2003. №5.С.7

3. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. - М., 1996.

4. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.

5. Кислюк. К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.

6. История религии: учебник. / Ф.М. Ацамба (и др.); под общ. Ред. И.И. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. Т.1. – М., 2007.

7. Религиоведение. Хрестоматия. / Под ред. Красникова. – М., 2001.

Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А.Радугин. – 2-е изд. – М., 1999.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. – 2000. – 18 сентября.

10. Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Тайлор. – М., 1989.

11. Богословы и естествоиспытатели на пути к мудрости // Наука и религия. 2010. №12.

12. Аксючиц, В. Светское не значит атеистическое. // Наука и религия. 2010. №4.

13. Семёнов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семёнов // Вопросы философии. – 2006.- №12.

 

 

Тема 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...