Возникновение и эволюция христианства
План Иудаизм. Религиозные истоки христианства. Историчность Иисуса Христа. Распространение и организационное оформление христианства. Библия. Иудаизм. Иудаизм является религией еврейского народа и неразрывно связан с его историей. Монотеистические представления древних евреев складывались в течение продолжительного периода (XIX-II вв. до н. э.), получившего наименование библейского и включавшего в себя эпоху праотцов еврейского народа – Авраама, Исаака, Иакова (Израиля). Религиозные верования патриархов основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов – покровителем рода. На этой религиозной основе сложился союз племён, в который входило 12 колен Израиля. Около 1700 г. до н.э. израильский союз переселился в Египет, где древние евреи прожили около 400 лет. Попадание в рабство к египетским фараонам привело к исходу евреев из Египта под руководством религиозного вождя Моисея. В это время оформляется монотеизм в виде Синайского завета – союза еврейского народа с Богом Яхве. Результатом этого союза стали Десять Заповедей, записанные на скрижалях (каменных досках). Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев позволил им около 1200 г. до н. э.под руководством Иисуса Навина завоевать историческую область Ханаан, где было основано Израильско-Иудейское царство. Религиозно-политическим центром царства стал город Иерусалим с общееврейской святыней – Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым при царе Соломоне. В X в. до н.э. произошёл распад древнееврейского государства на два самостоятельных царства – Израильское и Иудейское, территории которых последовательно находились под властью Ассирии, Вавилона, Персии, империи Александра Македонского, эллинистических монархий Птолемеев и Селевкидов, Римской империи. Со времён Вавилонского плена значительная часть еврейского народа жила вне Палестины.
Период истории иудаизма со II в. до н. э. по 6 в. н.э. получил название талмудического. Он характеризуется систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа. Расселение евреев по странам Европы и Америки привело к образованию большого числа еврейских религиозно-национальных общин, которые отличались внутренней автономией и возглавлялись раввинами. Этот период (VI-XVIII вв.) называется раввинистическим. На существование еврейских общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма. Новый этап истории иудаизма начался в конце XVIII в. и характеризуется разрушением средневековой изоляции иудейских общин. В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы (просвещение). В XX в. получил широкое развитие процесс ассимиляции евреев. Но в итоге Холокоста погибла значительная часть еврейского народа (около 6 млн. человек). Гитлеровский геноцид не сломил национальный дух евреев. Напротив, факторами послевоенной истории стали образование в 1948 г. государства Израиль и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев. Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм. Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Торе и словах Пророков. Иудаисты считают, что первым народом, который Бог избрал для открытие своей воли через Синайский завет, был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. Завершение исторического призвания еврейского народа должно осуществиться через явление Мессии («помазанника Божия»). Согласно вероучению, Мессия восстановит царство Израиля и соберёт рассеянный по всему миру еврейский народ и установит на земле царство всеобщего мира. В этом состоит основной пункт расхождений между христианством и иудаизмом. Христиане признают Мессией Иисуса Христа, иудаисты считают, сто подлинный Мессия явится в будущем.
В XII в. вероучение иудаизма было систематизировано Маймонидом, сформировавшим 13 принципов веры: - в существование Бога; - в его бесплотность; - в его бесконечность; - в богообщение посредством молитвы; - в пророков как выразителей воли Бога; - в превосходство Моисея над другими пророками; - в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; - в нерушимость Закона; - в Божественное провидение и справедливость; - в приход Мессии; - в воскресение мёртвых; - в бессмертие души. Религиозная практика иудаизма предусматривает ежедневные многократные благословления Бога, так как каждое событие в жизни человека является знаком божественного присутствия. В числе ежедневных ритуалов – три обязательные богослужения – утреннее (шахарит), дневное (минха), вечернее (маарив). Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Религиозный еврей должен ежедневно (кроме субботы) носить тфилин – коробочки, в которых находится пергамент с текстом из Пятикнижия. Во время молитвы евреи покрывают плечи покрывалом с кистями – талитом. Местом проведения публичного богослужения является синагога. В основе богослужения – чтение Торы, молитвы, псалмы. Служба проводится в понедельник и среду (утром), в субботу (шабат) утром и вечером. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти совершеннолетних мужчин. В центре зала синагоги находится бима – возвышенное место со столом для чтения Торы. Кроме того, с бимы произносят проповеди. В иудаизме отсутствует институт рукоположения духовенства. В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. При отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина, обладающий соответствующими знаниями. Староста синагоги – габай – избирается из числа наиболее авторитетных прихожан.
Иконография в иудаизме не принята. Из синагогального убранства можно отметить многосвечники (менора), ковчег – ларец со свитками Торы с изображениями льва и орла (древние символы Яхве), скрижали – каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей, шестиконечную звезду Давида. Индивидуальный цикл жизни еврея отмечен несколькими обрядами. На восьмой день после рождения мальчика проводится обрезание, после которого младенец получает имя. В 13 лет у мальчиков и 12 лет у девочек отмечается религиозное совершеннолетие. При погребении умершего облачают в саван. Важной частью богослужения является поминальная молитва – кадиш, читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти. Иудаистские религиозные праздники отмечаются по лунному календарю. Особое место занимает шабат (суббота). В этот день запрещается работать, в синагогах проводят особые богослужения. Песах (Пасха) отмечается в память исхода евреев из Египта. Она знаменует начало истории еврейского народа и символизирует Завет между Богом и Израилем. В этот период принято есть только пресный хлеб (маца). Кульминацией празднования Пасхи является седер – особая трапеза, сопровождаемая ритуалами. Рош га-Шана (Новый год) открывает десятидневный период покаяния. Верующие произносят покаянные молитвы и готовятся к духовному обновлению. Йом Киппур (День искупления) – самый торжественный праздник. В этот день евреи постятся, читают молитвы, каются в грехах. Посты проводят в память о трагических событиях в истории еврейского народа. Самый суровый – Тиша бе-Ав, отмечаемый в память о разрушении Первого и Второго Храма. В иудаизме существуют ограничения и пищевые запреты. Так, запрещено употреблять в пищу свинину, мясо животных, питающихся падалью, моллюсков. Нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Пища, соответствующая религиозным предписаниям, называется кошерной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|