Религиозные истоки христианства.
Христианство зародилось в Палестине, в I в.н.э. Древняя Палестина объединяла несколько государственных образований – Галелею, Самарию, Иудею и входила в состав Римской Империи. Геополитическое положение Палестины – между Западом и Востоком, на пересечении торговых путей, способствовало синтезу идей, культур. Иудея являлась центром иудаизма – единственной на тот момент монотеистической религии. Расширение Римской империи приводило к увеличению пантеона, в который включались боги покорённых народов, способствовало распространению греко-римских традиций, обычаев, верований. К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнётом, противоречиями между жителями иудеи и еврейской диаспоры. Условия в Галилее, откуда был родом Иисус и где проповедовал, отличались значительным числом иностранных колонизаторов и эллинизацией культуры, однако в отдельных городах среди еврейского населения сохранялись религиозные традиции. Во времена Иисуса Галилея считалась оплотом еврейского сопротивления Риму. На этом фоне широкое распространение получили эсхатологические ожидания и мессианизм, вера в приход Спасителя, характерные для иудейского сектантства. В иудаизме того периода существовали следующие направления: 1. саддукеи (иудейская аристократия), пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным; 2. фарисеи (иудейская интеллигенция, раввины), выступавшие за буквальное, зачастую показное, следование заповедям и обрядам Ветхого Завета; 3.книжники (нечто среднее между богословами и правоведами) занимались толкованием Торы и давали советы в отношении повседневных дел;
4.зилоты – революционно-политическая группировка, использовали активные методы сопротивления римлянам (мятежи, нападения на римские гарнизоны). В середине II в. до н.э. в Палестине возникла секта ессеев, сведения о которой есть у Иосифа Флавия, Плиния Старшего и у других более поздних авторов. Предполагается, что именно ессеям принадлежат «рукописи Мёртвого моря», найденные в пещерах Кумрана. Они утверждали, что душа бессмертна, а физическое тело разрушается, поэтому является временным, преходящим. Если душа сможет освободиться от оков физического тела, то обретёт вечную жизнь и свободу от страданий. Они учили о неизбежности посмертного воздаяния за благие поступки или грехи. Ессеи имели общую собственность, коллективно трудились, совершали общую трапезу. Для этой секты было характерно безбрачие, суровый аскетизм, трёхлетний стаж послушничества. У ессеев были собственные священные тексты, и они считали обязательным духовное покаяние. Христианство заимствовало из предшествующих религий многие элементы. Из иудаизма – монотеизм, культ Яхве, отождествлённый с Богом Отцом, часть Священного Писания – Ветхий Завет. Культ Христа Спасителя, идею его искупительной жертвы и воскрешения, культ Богоматери из политеистических религий поздней античности: египетской, греческой и др.
3. Историчность Иисуса Христа. Основателем христианства является Иисус Христос – проповедник, пророк, живший в Иудее в I в. н. э. Иисус это имя, которое по слову ангела дал сыну, зачатому Марией от Святого Духа, плотник Иосиф. Греческим титулом «Христос» переводится еврейское слово «Мессия», «Помазанник». Этим титулом в еврейских писаниях обозначается царь. Согласно христианским догматам Иисус - Сын Божий, который принял страдания и смерть во имя искупления первородного греха всего человечества, воскрес и вознёсся на небо. Своим воскресением он открыл верующим путь к воссоединению с Богом в Царстве Небесном.
Споры о реальном существовании Иисуса ведутся до сих пор. Существуют две точки зрения, представленные исторической и мифологической школами. Историческая школа полагает, что Иисус существовал как реальная историческая личность, был проповедником новой религии, заложил основы христианства. С точки зрения представителей этой школы, историчность Иисуса подтверждается текстами Священного Писания, реальностью целого ряда Евангельских персонажей, таких как Иоанн Креститель, апостол Павел и др. Мифологическая школа тесно связана с атеистическим учением и отрицая существование Иисуса Христа её сторонники ставят под сомнение и основы христианства. Тезисы мифологистов следующие: 1. Миф о Христе есть вариант античных и восточных мифов об умирающих и воскресающих богах, отголосок дохристианских легенд. Но домыслы о прототипах Христа потерпели провал. 2. Об Иисусе не упоминают современные ему нехристианские писатели. «Молчание века» объясняется отсутствием книгопечатания, исчезновением огромного количества манускриптов. Кроме того, странно требовать от античных авторов сведений о таком незначительном в их глазах факте, как деятельность проповедника в глухой восточной провинции. Тем не менее нельзя не вспомнить, что в «анналах» римского историка Тацита, написанных около 110 г. н. э. упоминается о казни Иисуса. Другие упоминанения о Христе содержаться у римского историка Светония, в жизнеописании императора Клавдия и в «Древностях» у иудейского историка Иосифа Флавия. 3. Евангелия содержат противоречия и ошибки, поэтому их нельзя считать достоверными. Но именно многогранность Иисуса Христа, так хорошо показанная в новозаветной литературе, говорит о масштабности его личности. Евангельская литература могла развиваться в разных направлениях. Это показывают неканонические предания об Иисусе, сохранившиеся в отрывочной форме как цитаты в трудах отцов церкви. А Евангелия от Марка, от Матфея и от Луки содержат один и тот же материал. 4. Евангелия возникли почти на полтора века позже описываемых ими событий, и поэтому они не могут быть историческими источниками. Но труды современных учёных подтвердили, что Евангелия подлинные и достоверные документы.
5. Ни один из источников информации о жизни и учении Иисуса не восходит к нему самому. Иисус Христос не оставил после себя ни одного написанного слова. Эта дискуссия показывает, что знания об Иисусе как исторической личности ограничены и многие вопросы остаются открытыми.
3.Распространение и религиозное оформление христианства. Быстрому распространению христианства способствовали: - идея равенства людей перед Богом; - универсализм нравственных принципов; - нивелировка классовых и социальных различий; - отсутствие детально разработанной догматики и культа в ранний период. Равенство перед Богом базировалось на идеях греховности и покаяния. Греховность человека объяснялась грехопадением Адама. Сын Божий был распят во искупление человеческих грехов. Уверовавшему в Иисуса Христа обещалось вечное блаженство после конца света и страшного суда, на котором «каждому воздаться по делам его». В Нагорной проповеди Иисуса Христа изложены основы его учения – что не нужно и нужно делать для достижения Царства Небесного. Первый шаг это осознание своей греховности. Также Иисус учил смирению, необходимости нравственного совершенствования. Основной мотив Евангельской проповеди идея покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Христианская концепция бога сложна и противоречива. Попытки преодолеть эти противоречия привели к формированию догмата о Святой Троице. Бог един в трёх лицах: Отец (тождественен иудаистскому Яхве – творцу мира), Сын (богочеловек, мессия-спаситель), Святой Дух (отвлечённое божественное начало). Догматика христианства формировалась в процессе острой борьбы различных направлений, богословских школ. Христианский символ веры был первоначально принят на Никейском Вселенском соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на Константинопольском. Текст символа веры состоит из 12 членов, и в современной редакции воспроизводится следующим образом:
1. Верую в единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога, рождённого не созданного, одного существа с Отцом, через которого всё сотворено. 3.Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. 4.Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого. 5.И воскресшего в третий день, согласно писаниям. 6.И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. 7.И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству которого не будет конца. 8.И в Духа Святого, Господа подающего жизнь, исходящего от Отца. 9.И во единую святую, вселенскую, апостольскую Церковь. 10.Исповедую одно крещение во оставление грехов. 11.Ожидаю воскресения мёртвых. 12.И жизнь будущего века. Аминь» С точки зрения оформления церковной организации в истории христианства можно выделить следующие этапы: 1. Демократический период (I-II вв.) – действуют христианские общины, во главе которых стояли апостолы, пророки. 2. Епископальный период (II-IV вв.) – происходит объединение общин в централизованную организацию. Формируется клир: епископы, ведавшие деньгами и имуществом, диаконы, руководившие культовыми действиями, пресвитеры, старейшины в общинах. 3. Период оформления церковной организации (IV-VIII вв.). В IV в. при императоре Константине христианство становится официальной религией Римской империи. Появляются митрополиты – руководители отдельных церквей, они получили право назначать епископов. В IV в. выделяются четыре митрополии: иерусалимская, антиохийская, александрийская, римская. Позже формируется константинопольская митрополия. 4. Период раскола в христианстве (IX-XI вв.). Можно выделить следующие причины разделения церквей на римско-католическую и православную: - социокультурные различия между Западной Европой и Византией; - различная роль церкви, на Востоке её зависимость от светской власти, на Западе сосредоточение светской и духовной власти в руках Папы Римского; - внутрицерковная борьба за первенство кафедр; - богословские разногласия, в частности по вопросу о «филиокве». Раскол оформился официально в 1054 г. путём предания друг друга анафеме Папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария.
Библия. Священное писание христиан – Библия (книги) состоит из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет признаётся не только христианами, но и иудеями. В него входят Танах (39 книг) и 11 неканонических книг, написанных евреями диаспоры в более позднее время. Священное Писание иудаизма включает в себя следующие части: Тора, Пророки, Писания. Танах в значительной мере состоит из божественных наставлений, предписаний, заповедей и др., так как он, прежде всего, это изложение обязательств, которые в лице пророка Моисея принял на себя еврейский народ.
К IX - VIII вв. до н. э. восходят книги «Бытие», «Исход», «Левит» и «Числа», излагающие мифологическую историю мира и израильских племён и включающие в себя 10 заповедей. Вместе с «Второзаконием» эти четыре книги составили так называемое Пятикнижие Моисея, или Тору, наиболее почитаемую часть иудейского Священного Писания. Новый Завет состоит из 27 книг. Четыре первые книги – Евангелия, которые содержат описания жизни, учения, смерти и воскрешения Иисуса. Первые три Евангелия от Матфея, Марка, Луки часто называют синоптическими, что буквально означает «с одной точки зрения». Иной подход в Евангелии от Иоанна, который повествует об Иисусе Христе как о воплощении бога на земле. В Новом Завете содержится 21 Послание, которые написаны несколькими авторами. Хотя они расположены после Евангелий, хронологически многие из них составлены раньше. Отдельные послания связаны с именами апостолов: Петра (два послания), Иоанна (три послания), Иакова (одно послание), Иуды (одно послание). Авторство одного длинного послания неизвестно (Послание к Евреям). Большинство посланий написал св. Павел после своего обращения в христианскую веру по дороге в Дамаск. В своих посланиях он поддерживал верующих, увещевал сомневающихся, спорил с неверующими. Согласно св. Павлу через Иисуса Христа Бог опрокинул барьеры, воздвигнутые нашими грехами между непослушным человечеством и Господом, а также барьеры между расами, социальными слоями и полами. За Евангелиями следует книга Деяния апостолов, состоящая из 28 глав и описывающая распространение христианской веры, последовавшее за смертью и воскрешением Христа. Это произведение написано св. Лукой как продолжение его Евангелия и сосредоточено на отдельных ключевых личностях: св. Петре, св. Стефане, Филиппе, Варнаве и др. Основное событие происходит во второй главе, когда во время еврейского праздника Пятидесятницы в Иерусалиме сила Святого Духа нисходит на учеников и они получили дар говорить на разных языках для миссионерской деятельности по распространению христианства. Библия заканчивается книгой, написанной в форме ведений или откровений, испытанных св. Иоанном Богословом в ссылке на острове Патмос. Написанное во времена гонений на христианскую церковь, Откровение принадлежит к жанру так называемых апокалиптических повествований и указывает на Иисуса как на Агнца на Троне, содержит заверение о том, что Бог в конце концов покарает гонителей и неизбежным будет обновление земли и неба. Откровение изобилует символами и аллегориями, поэтому его смысл трактуется по-разному.
Литература 1. Библия – любое издание. 2. Верещагин Е. Из каких книг состоит Новый Завет, и как он соотносится с Ветхим. / Е. Верещагин // Азия и Африка сегодня. – 1993. - №8. 3. Свеницицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1999. 4. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991. 5.Христианство: Словарь. М., 1994. 6. Мень, А. История религии: учеб. Пособие. В 2 кн. / А. Мень. – М.. 1997. 7. Малерб, М. Религии человечества. Миф, религия, культура: пер. с фр. / М. Малерб. – М., СПб., 1997. 8. В.Курбатов Глас вопиющего в пустыне. // Наука и религия. 2011. №1. 9. Христос родился. // Наука и религия. 2011. №1. 10. Филиппов, Б. Вечная тайна Плащаницы / Б. Филиппов // Наука и религия. – 2000. - № 9-12; 2001. - № 1-8. 11. Шрейдер, Ю.А. Опыт христианско-иудейского взаимодействия / Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. – 2004. - № 3. 12. Первушин, С. Ковчег завета – что известно о нём? // Наука и религия. – 2007. - № 4. 13. Козлова, Т. Кто был первым императором-христианином / Т. Козлова // Наука и религия. – 2007. - № 3. 14 http:// www. wco. ru/ biblio/ books
Тема 7 Православие План
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|