Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая история Римско-католической церкви.




История христианской церкви в её начальный период, до Константина, представляет собой историю небольшой секты. Тем не менее, уже тогда были определены система доктрин и управления церковью: возник канон Священного писания, было основано деление духовных лиц на три категории – епископ, священник и диакон. Римская епархия была наделена полной властью над всеми другими. Правление Константина закрепило привилегированное положение церкви.

После падения Западной империи в 476 г. и прихода варварских племён Папа Римский оказался единственной реальной силой. Папа Стефан III венчал короля франков Пипина Короткого короной. В обмен он получил «Пипинов дар» - земельные владения в Италии. Набеги варваров, противодействие Византии лишали возможности Рим на практике осуществлять суверенитет над дарованными областями. Власть пап вновь стала прочной при Карле Великом, который в 800 г. получил из рук Папы Льва III императорскую корону.

Разрыв с восточной церковью знаменовал собой ещё один поворотный пункт в истории римско-католической церкви. Во время правления Папы Григория VII (1073-1085) была принята доктрина папской власти, включавшая в себя идею распространения его власти не только на духовную сферу, но и на мирские дела. Папа Григорий VII вступил в борьбу с императором Генрихом IV, который отверг папскую власть. Папа отлучил императора от церкви и Генрих IV вынужден был принять унизительное публичное покаяние.

Другой пример противостояния светской власти и папства – так называемое Авиньонское пленение пап. Французский король Филипп IV, борясь с вмешательством церкви во внутригосударственные дела, устранил Папу Бонифация VIII, затем отравил вновь избранного Бенедикта XI. Новый Папа Климент V переехал из Рима во французский город Авиньон и послушно выполнял указания французского короля. «Авиньонское пленение «пап длилось почти столетие- 1309-1377 гг.

Важное место в истории Римско-католической церкви играют крестовые походы (1095-1291 гг.). Они были предприняты западноевропейскими христианами для освобождения Святой Земли от мусульман. В них были вовлечены все слои общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Мотивы участников походов также были разные: одни стремились обогатиться, другие искали приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.

Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турков-сельджуков и завоевание ими Ближнего Востока и Малой Азии. Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе Папа Урбан II. В своей речи Папа призвал начать войну против мусульман, подчёркивая святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил об их разграблении и поругании, обрисовал картину многочисленных нападений на паломников. Урбан II пообещал участникам похода отпущение грехов, а погибшим место в раю. Папа поручил клиру разнести его призыв по всей Западной Европе.

Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении и укреплении авторитета папы римского завершились разочарованием.

Значительную роль в становлении и развитии католицизма в средние века сыграли монашеские ордена. Для них характерны общность устава, единоначалие, особые мировоззренческие установки и практические задачи. Ранее других организационно оформился бенедиктинский монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурийским в 529 г. В основе монашеской жизни были положены следующие принципы: отказ от имущества, обет целомудрия и послушания, сведение к минимуму контактов с внешним миром.

В период крестовых походов создаются рыцарские ордена – тевтонский, тамплиеров, госпитальеров и др. Первоначально создаваемые для помощи паломникам, охраны дорог они стали основной военной силой борющейся за распространение католицизма.

Развитие средневековых ересей (катаров, альбигойцев и др.) привело к образованию монашеских орденов францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Они были призваны укреплять авторитет церкви, и отличались аскетизмом, милосердием, помощью неимущим.

Поняв, что только проповедями нищенствующих монахов победить ересь невозможно, католические иерархи создали инквизицию, призванную карать и физически устранять инакомыслящих. Инквизиция (от лат. расследование) начала действовать в начале XIII в., но её корни уходят глубоко в историю. Живший в IV- V вв. христианский теолог, блаженный Августин обосновал применение к еретикам силы, вплоть до их физического устранения.

В средние века был создан особый церковный суд – трибунал Святейшей Инквизиции. При помощи осведомителей, доносов инквизиция выявляла еретиков и под пытками заставляла их признаваться в грехах, после чего обвиняемых в ереси казнили. Осуждение инакомыслящих влекло за собой конфискацию их имущества в пользу церкви, часть которого выделялась и тем, кто «распознал» еретика.

Особый размах инквизиция приобрела в Испании и Португалии. Имя верховного инквизитора Испании Томаса де Торквемады стало на века символом жестокости и фанатизма.

Инквизиция сурово преследовала не только свободомыслие, но и крамольную литературу. Первый «Индекс» - список запрещённых книг, был составлен римской инквизицией под наблюдением Папы Павла IV. В последнем издании «Индекса» 1948 г.значатся около 4 тысяч произведений и десятки авторов, например, О.Бальзак, Вольтер, Спиноза, Д.Юм и др. Этот «Индекс» запрещённых книг был отменён только в 1966 г.

К середине XV в. католическая церковь вступает в очередной кризис, связанный с широким распространением в европейских странах идей Возрождения. В XVI в. требования коренных реформ в церкви нашли своё отражение в учении Лютера, Цвингли, Кальвина. Реформация положила конец господству Рима в духовной сфере Запада и вынудила римско-католическую церковь начать программу внутренней реконструкции.

Вершиной контрреформации стал Тридентский церковный Собор (1545-1563 гг.). Положения этого Собора установили правила взаимоотношения римско-католической церкви с другими христианскими конфессиями и повлияли на некоторые религиозные реформы.

После Реформации католическая церковь попыталась усилить своё влияние с помощью миссионерской деятельности в Новом Свете и на Востоке. Но после религиозных войн в Европе начался период религиозного упадка. В период Просвещения ставился под сомнение авторитет церкви, особенно в сфере образования. В XIX веке церковь заняла позицию враждебности к современному миру и делала ударение на единообразие веры и повиновение авторитету. В течение ста лет после I Ватиканского Собора церковь всё ещё находилась в кризисе. В 1870 г. она лишилась Папской области, но за счёт эмигрантов росло число приходов в США, Канаде и Австралии.

В 1962-1965 гг. римско-католическая церковь созвала II Ватиканский Собор, поставив задачу модернизировать своё учение и внутреннюю структуру. Новый Кодекс был обнародован в 1984 г. папой Иоанном Павлом II. Воспроизводя содержание прежнего церковного права, новый кодекс уменьшает церковные наказания; так, причины отлучения от церкви сокращены с 37 до 7. Расширяются и укрепляются права мирян в церкви, они привлекаются к деятельности коллективных органов управления, катехизации и распоряжению финансами церкви.

В настоящее время в лоне католической церкви существует много разнообразных организаций, не имеющих официального статуса. Современная католическая церковь, начиная с понтификата Иоанна Павла II, ищет новые гибкие методы социального действия. В социальном учении церкви усиливается внимание к земным делам.

После смерти Иоанна Павла II папой был избран кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикта XVI. Его деятельность и первые энциклики свидетельствуют о том, что современная католическая церковь ещё более активно будет участвовать в социально-политической жизни.

 

Литература

1. Грибанов, А Католицизм / А.Грибанов // Наука и жизнь. -1993. - №7.

2. Католицизм: словарь. – М.,1991.

3. Рожков, В. Очерки по истории Римско-Католической церкви / В. Рожков. – М., 1994.

4. Ковальский, Я.В. Папы и папство / Я.Ковальский; пер. с польск. – М., 1991.

5. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

6. Костюк, К.И. Социальное учение католической церкви. / К.И. Костюк // Социально-политический журнал. – 1997. - № 5.

7. Лозинский, С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. – 3-е изд. – М., 1986.

8. Филиппов, В. А. Иоанн Павел II / В.А. Филиппов // Вопросы истории. – 1993. - № 3.

9. Смирнов, В. Предвечная империя тамплиеров / В. Смирнов // Наука и религия. – 2005. - № 8-11.

10. Кто же он – новый Папа? // Наука и религия. – 2005. - № 6.

11 http:// www.catholic.ru/

 

 

Тема 9

Протестантизм

План:

Реформация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...