Дидактические карточки как средство обучения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основания методики использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса 1.1 Дидактические карточки как средство обучения 1.2 Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии 6 класса для формирования экологических знаний Глава 2. Особенности использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса 2.1 Организация эксперимента 2.2 Результаты эксперимента Заключение Список использованной литературы
Введение
Современная экология является естественной гуманитарной наукой. Как естественная наука она не может быть отделена от человека, а как гуманитарная - она не может быть отделена о природы. Экология своими знаниями должна помочь созданию гуманных условий жизни, преодолеть потребительское отношение общества к природе. Школа формирует, а затем расширяет и углубляет знания учащихся о природе как факторе здоровья, знакомит их с новыми понятиями. Экологический процесс - прежде всего проблема нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свое отношение с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. И самый важный период в этом познании - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых человек создает единую картину мира. От этого в будущем будет зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и его поступки. Экологические знания мы рассматриваем как составную часть биологического образования общеобразовательных школ. Изучение взаимосвязей объектов и явлений, динамический характер равновесия живых систем помогают раскрыть роль влияния человека на окружающую среду. Кроме того, экологические знания носят многоаспектный характер, на что и обращается внимание в ряде педагогических работ за последние годы.
На примерах содержания экологических понятий учащиеся убеждаются в материальном единстве живой и неживой природы, неразрывной связи явлений, в противоречивом характере взаимодействий организмов и среды. Движение экологических понятий в пределах курса биологии способствует усилению его мировоззренческой нагрузки. дидактическая карточка биология класс Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: "Методика использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса". Объектом нашего исследования являются дидактические карточки. Предмет нашего исследования - методика использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса. Цель исследования - описать методику использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по теме исследования. 2. Выявить основные приемы работы с дидактическими карточками и их место в учебном процессе. . Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: анализ литературных источников и документов; проведение педагогического эксперимента; анализ полученных данных. Глава 1. Теоретические основания методики использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса
Дидактические карточки как средство обучения
Средства целостного педагогического процесса - совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. Подходов к классификации средств целостного педагогического процесса достаточно много. Познавательная нагрузка и функции наглядности: 1 в наглядных образах отражается многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; 2 организует восприятие и наблюдения учеником реальной действительности; 3 оказывает значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивает его наблюдательность, мышление, воображение; 4 стимулирует познавательную и творческую активность, способствует развитию интереса к учению; 5 создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью; 6 с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием; 7 способствует обобщениям (аллегории или образы литературных героев, выраженные словом либо средствами театрального, изобразительного искусства, носители обобщенных идей); 8 повышает качество усвоения, способствует оснащенности знаний, их ясному и сознательному пониманию. 9 Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей. 10Наглядность - универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших классах ее роль столь же значительна, лишь меняются ее виды и пути использования. 11Кроме наглядных средств обучения и воспитания, в педагогической практике широко используются технические средства, функциональные возможности и ценность которых подробно будут представлены далее. При работе с наглядными пособиями учителю следует: 1 организовывать восприятие таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в пособии информацию;
2 создавать условия для перехода мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, умело управлять мыслительной деятельностью учащихся; 3 связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи. Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования: ) наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению; 2)ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности; 3)эстетическое оформление наглядного средства; 4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче; 5)мера в использовании на одном уроке (занятии); 6)при применении нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до нужного момента; 7)наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся; 8)учет возраста и уровня развития и обученности учащихся. Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете. Можно долго объяснять в начальной школе разницу между елью и сосной, принесенные же на урок ветки и шишки этих деревьев разрешат проблему в несколько минут. Впечатляющий образ учитель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительными средствами языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления. Живое и образное описание событий с зарисовкой деталей обстановки, применение "словесного рисования", отрывков из художественных произведений с ярким и красочным описанием образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, использование крылатых выражений, метких эпитетов - все это наглядные средства, имеющие своим назначением создание представлений, эмоциональных впечатлений, ярких образов. Дидактические материалы - достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой) они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т.п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся.
Эффективным дидактическим средством является опорный конспект. Он обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, "свертывания" знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего "развертывания", полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Широкое применение это средство получило в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Это средство применимо при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Но чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может их излишне схематизировать и формализовать. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они помогают хранить в памяти разнообразные факты и сведения в виде условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания и развертывания знаний, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность усвоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Используется начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают умениями конспектирования, составления графиков, схем, таблиц. Многие методисты отмечают, что для более успешного формирования биологических и экологических понятий необходимо использовать дидактические карточки (6; 9; 17). Учащийся может работать с дидактическим материалом двумя способами: v Под руководством учителя v Без руководства учителя (см. рисунок 1). При этом деятельность под руководством учителя может быть организована как на уроке биологии, так и во внеурочной деятельности.
Рис.1. Способы работы с дидактическим материалом
И.П. Подласый, Н.И. Ремизова пишут, что дидактический материал, взятый из дополнительной литературы, способствует мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности, концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий [18; 58]. В этой связи И.П. Подласый выделяет две группы мотивов учения: внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей учащихся, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий и принуждения. Они, как правило, действуют, но их воздействие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому процесс усвоения знаний не может быть плодотворным (18). Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, а использование на уроках дополнительного материала из научно-популярной литературы способствует развитию внутренней мотивации. Н.И. Ремизова утверждает, что успех любой познавательной деятельности, а значит и усвоения понятий, в значительной степени зависит от ее мотивации [58]. А.В. Усова отмечает, чтобы обеспечить высокий уровень усвоения учащимися биологических и экологических понятий, необходимо ясно представлять сущность процесса формирования понятий, его цель и общие требования, которым должно удовлетворять качество усвоения учащимися формируемых умений. Сущность процесса усвоения биологических и экологических понятий заключается в усвоении содержания (существенных признаков), существенных связей и отношений данного понятия с другими понятиями системы. Овладение понятием предполагает еще и овладение умением оперировать им в решении разнообразных задач познавательного и практического характера (63). А.В. Усова считает, что критерии усвоения понятий могут быть определены, исходя из анализа сущности процесса формирования понятия и его основных характеристик как логической категории. Исходя из этого, А.В. Усовой установлены основные критерии усвоения понятий: ü Полнота усвоения содержания понятия ü Степень усвоения объема понятия. ü Полнота усвоения связей и отношений данного понятия с другими (63). Данными критериями не исчерпывается вся совокупность критериев усвоения понятий. К числу дополнительных критериев относятся следующие: ü Умение отделять существенные признаки понятий от несущественных. ü Умение оперировать понятиями в решении определенного класса задач познавательного и практического характера. ü Умение классифицировать понятия, правильно соотнося их друг с другом (58). Изучив условия развития экологических и биологических понятий, исследованных Н.М. Верзилиным (21), В.М. Пакулова (50), определила 4 этапа формирования понятий, где дополнительный материал из научно-популярной литературы будет в полной мере использован лишь на первом и четвертом этапах (см. рисунок 2).
Рис.2. Использование материала из дополнительной литературы при формировании биологических и экологических понятий.
На первом этапе формирования понятия осуществляется восприятие окружающей действительности и главную роль здесь играет память. Как отмечает В.М. Пакулова, процесс обучения, как и процесс усвоения понятий, опирается на память человека и ее развитие (50). Главной ролью дидактического материала на первом этапе формирования экологических и биологических понятий, является возникновение ощущения, след от которого остается в сознании человека и тогда, когда предмет или явление исчезает из сферы восприятия. Благодаря оставленному следу, предмет или явление может восстанавливаться в памяти. В этом случае формируется представление (2 этап). Представление является начальной формой мыслительной деятельности и переходным моментом от чувствительного познания к логическому. Посредством второй сигнальной системы, происходит обобщение представлений об изучаемом объекте и формируется понятие (3 этап). Таким образом, понятие есть форма мышления, обобщенное представление о предмете или явлении природы. Дополнительный материал из научно-популярной и научно-художественной литературы, на четвертом этапе может быть эффективно использован в качестве создания и последующего решения проблемных ситуаций, для применения понятия на практике, что способствует формированию обще - учебных и специальных умений. Таким образом, понятие переходит из кратковременной памяти в долговременную. Итак, использование материала из дополнительной литературы способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В настоящее время не существует единой системы работы с дополнительной литературой, но методисты выделяют приемы работы с дополнительным материалом в различных организационных формах обучения: аналогичные с работой по учебнику и характерные только для работы с дополнительной литературой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|