Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Особенности использования дидактических карточек при изучении биологии 6 класса




 

Организация эксперимента

 

Педагогический эксперимент проводился исходя из действующей традиционной школьной программы по биологии и учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник).

Главной задачей нашего исследования выявление уровня знаний.

Педагогический эксперимент проводился в учебно-воспитательном процессе в национальной школе №2 г. Якутска и политехническом лицее с. Сунтар.

В исследовании приняло участие 8 учителей биологии г. Красноярска и 154 учащихся шестых классов лицея №9 свердловского района г. Красноярска.

На констатирующем этапе нашего исследования проводились беседы, анкетирование учителей и учащихся шестых классов. Нами были опрошены 154 учащихся шестых классов лицея №9 свердловского района г. Красноярска. Анкетирование включало ответы на ряд вопросов.

 

Результаты эксперимента

 

На первый вопрос: "Ваше отношение к предмету биология?" 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к биологии и считают его увлекательным.

% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение к предмету, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к биологии и к предъявляемым требованиям учителя (см. рис.3).

 

Рис. 3. Отношение учащихся к предмету биология

 

Вопрос: "Пользуетесь ли вы дополнительной литературой при подготовке к занятиям по биологии?" вскрыл возможности учащихся пользоваться дополнительным материалом. 36% учащихся пользуются дополнительной литературой, 21% - редко пользуются, 33% - не пользуются, 10% - часто пользуются (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Использование учащимися дополнительного материала при подготовке к занятиям по биологии

 

Достаточно большое количество детей, не пользующихся или редко пользующихся дополнительной литературой (33% и 21% соответственно), потребовало выяснение причин. Дополнительный вопрос: "Почему вы не используете дополнительную литературу при подготовке к занятиям по биологии?" позволил выделить три основных причины:

ü нет интереса к предмету;

ü нет доступа к дополнительной литературе;

ü затрудняюсь ответить.

Следующий вопрос был направлен на выявление того, где учащиеся приобретают и читают дополнительную литературу.

На вопрос: "Где вы приобретаете и читаете дополнительную литературу?" 55 % учащихся пользуются литературой из библиотеки, 36 % пользуются как библиотекой, так и домашней литературой, 9 % учащихся пользуются только домашней литературой (см. рис.5).

 

Рис. 5. Способы приобретения и чтения дополнительной литературы

 

На вопрос: "Любите ли Вы решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?" 90 % учащихся ответили "да", а "нет" - всего 10 % (см. рис. 7).

 

Рис. 6. Заинтересованность учащихся в решении биологических задач, кроссвордов, размещенных в дидактическом материале

 

Достаточно большое количество детей, не любящих решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале (10%), потребовало выяснение причин. Дополнительный вопрос: "Почему вы не любите решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале?" позволил выделить три основных причины:

ü нет интереса к предмету;

ü нет доступа к дополнительной литературе;

ü затрудняюсь ответить.

При ответе на вопрос: "Какие задания дает Вам учитель на уроке биологии с дидактическим материалом?" учащиеся выделили ряд заданий, который отражен в таблице 5.

 

Таблица 5.

Учебные задания с дидактическим материалом

Задание Количество ответов (в %)
1. Написать: реферат доклад  90 30
2. Составить: тесты таблицу сообщение кроссворд конспект  90 85 90 45 60

 

Так же было проведено анкетирование учителей - биологов. Участвовало 8 человек. Им предлагалось ответить на следующие вопросы: "Как часто Вы используете дидактический материал на уроках биологии?".

Полученные результаты отражены на рисунке 7.

 

Рис. 7. Частота использования дидактического материала учителями на уроках биологии

 

Полученные результаты, отраженные в рисунке 7, свидетельствуют о том, что 75 % опрошенных учителей часто используют дидактический материал на уроках биологии, 60 % - регулярно, а ответы "иногда" и "никогда" ни один из анкетированных не отметил.

Следующий вопрос: "С какой целью Вы используете дидактический материал при изучении биологии?"

Результаты анкетирования учителей на этот вопрос отображены на рисунке 8.

 

Рис. 8. Цели использования учителями дидактического материала при изучении биологии

 

Как видно из приведенной диаграммы, 95 % анкетированных учителей используют дидактический материал при обучении биологии с целью развития у учащихся интереса к предмету, 30 % - для проверки биологических знаний и 40 % - для формирования экологических знаний.

На рисунке 9 показаны результаты анкетирования учителей на вопрос: "На каких этапах урока Вы используете дидактический материал?"

 

Рис. 9. Этапы урока, на которых учителя используют дидактическом материале

 

Из рисунка 10 следует, что 100 % учителей используют дидактический материал при изучении нового материала, 27 % - при обобщении и систематизации, 45 % - при закреплении изученного материала, 25 % - при проверке изученного материала и 32 % задают домашнее задание

Следующий вопрос: "Какие задания Вы даете учащимся по работе с дидактическим материалом?"

 

Таблица 6.

Задания для учащихся по дидактическому материалу (ответы учителей)

Задания Количество ответов (в %)
1 Чтение 90
2 Пересказ 80
3 Написание рефератов 65
4 Составление вопросов тестов кроссвордов рассказов конспектов  84 90 45 76 63

 

Заключительный вопрос: "Как Вы считаете, можно ли учить учащихся составлять экологические задачи?". Все учителя дали положительный ответ.

Исходя из результатов анкетирования, мы видим, что всеми учителями в большей или меньшей степени на уроках биологии используется с дидактическим материалом.

Беседы, проведенные нами с учителями биологии, показали, что все учителя понимают важность влияния дидактического материала на усвоение экологических понятий.

Обобщение итогов бесед свидетельствует о хорошей материальной базе учебных заведений для проведения уроков, наличием отдельного кабинета биологии с соответствующим оборудованием (влажными препаратами, коллекциями, муляжами, скелетами, таблицами, наглядными пособиями и др.), наличием картотеки с дидактическими карточками и наглядными пособиями. Наиболее часто в кабинетах биологии присутствуют следующие книги: энциклопедии, различные учебники, журнал "Юный натуралист", "Биология в школе" и "Сельское хозяйство", Сосновский И.П. "Редкие и исчезающие виды: по страницам Красной книги СССР".В. В. Зотов "Лесная мозаика", Петров В.В. "Растительный мир нашей Родины".

В качестве недостатка в материальном оснащении многие учителя указывают на отсутствие методических разработок по составлению и применению экологических знаний.

Итак, констатирующий эксперимент показал, что в целом 66 % учащихся 6 классов пользуются дидактическим материалом, 33 % не пользуются дидактическим материалом при подготовке к занятиям по биологии; большинство учителей биологии часто используют дидактический материал на уроках биологии с целью развить у учащихся интерес к предмету, все учителя используют дидактический материал при изучении нового материала и 45 % учителей при закреплении изученного материала.

 


Заключение

 

Проблема использования дидактического материала при изучении биологии 6 класса является актуальной в методике обучения биологии.

Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема использования дидактического материала при формировании экологических знаний в разделе "Бактерии. Грибы. Растения" изучена недостаточно.

Использование дидактического материала способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом.

Итак, эксперимент показал, что большинство учащихся 6 классов проявляют средний интерес к урокам биологии, редко пользуются или не пользуются вообще дидактическим материалом при подготовке к занятиям по биологии; большинство учителей биологии часто используют дидактический материал на уроках биологии с целью развить у учащихся интерес к предмету, все учителя используют дидактический материалпри изучении нового материала и 45 % учителей при закреплении изученного материала. Изучение состояние проблемы использования дидактического материала при формировании экологических знаний в практике работы школ показало, что учителя применяют приемы работы с дидактическим материалом при повышении мотивации к изучению биологии. Анкетирование показало, что наиболее часто учителя используют такие приемы работы с дидактическим материалом, как написание конспектов, чтение, пересказ, составление рассказов, тестов, сообщений, вопросов, кроссвордов. Дидактический материал используется чаще на уроках, при выполнении домашних заданий и при подготовке к внеклассным мероприятиям.


Список использованной литературы

 

1. Аверьянов А.Н. Система: Философская категория и реальность. - М.: Мысль. 1976.188 с.

2. Александрова Р.И., Смольянов А.В. Экология и мораль. - М.: Знание. 1984.62 с.

.   Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Наукова думка. 1965. - 304 с.

.   Анастасова Л.П. Дидактический материал и методика его использования на уроках биологии. - М.: Просвещение. 1975. - 82 с.

.   Анастасова Л.П., Анисимова В.С., Коробкова Л.С. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии. - М.: Высшая школа. 1986. - 70 с.

.   Анастасова Л.П., Трайтак Д.М. и др. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. - М.: НИИ школ МП РСФСР. 1981. - 79 с.

.   Антонов П.Ф. Лес как растительное сообщество (экскурсии с учащимися 6 класса) // Биология в школе. - 1966. - №2. С.45-47.

.   Баготский С.В. Можно ли пренебрегать законами природы? // Биология в школе. - 1996. - №3. - С.78.

.   Байназаров Р.Б. Воспитание познавательной активности учащихся в процессе внеклассной работы. - Алма-Ата: Мектеп. 1984. - 72 с.

.   Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах // Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1974. - 239 с.

.   Беляева Л.Г. Ботанические экскурсии в природу. М.: Учпедгиз. 1958.36 с.

.   Беспалько В.П. Опыт работы: использование критериев качества и усвоение знаний. // Советская педагогика. - 1978. - №1. - С.17.

.   Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд. АПН РСФСР. 1959. - 347 с.

.   Боровицкий П.И. Наблюдения и опыт по ботанике в средней школе: Пособие для учителя. - Л.: Учпедгиз. 1955.196 с.

.   Будыко М.И. Глобальная экология. - М.: Мысль. 1977. - 327 с.

.   Быховский А.В. Экология как комплексная научная дисциплина // Вопросы философии. - 1979. - №8. С.153-156.

.   Верзилин Н.М. Внеклассная работа по ботанике. Л.: ЛГУУ. 1940. - 152с.

.   Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику. М.: АПН РСФСР. 1953. - С.360, 179-186.

.   Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Педагогика. 1974. -

.   Верзилин Н.М. Проблема методики преподавания биологии. М.: Просвещение. 1983. - 383 с.

.   Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. - 1966. - №12. - С.53-64.

.   Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение. 1969. - 240 с.

.   Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР. 1956. - 386 с.

.   Галеева А.М., Курок М.Л. Методологические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе. - 1981. - №2. - С.6-14.

.   Глазачев С.И. Экологическое образование подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы. - Волгоград: ВГПИ. - 1982. - 128 с.

.   Гортинский Г.Б. Методологические и общенаучные проблемы экологического образования и природоохранительного воспитания // Методологические и методические вопросы экологического образования и воспитания. - Брянск: Брянский ГПИ. 1987. С.15-25.

.   Даринский А.В. Методика преподавания географии: учебное пособие для студентов географических специальностей пед. институтов. М.: Просвещение. 1975. С.368.

.   Захлебный А.Н. и др. Отношение школьников к природе. - М.: Педагогика. 1988. - 127 с.

.   Захлебный А.Н. Умения и навыки по изучению и охране окружающей природной среды // Изучение природы школьниками и их общественно полезная деятельность по ее охране. - М.: НИИ СИМО. 1978. С.14-27.

.   Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. Содержание природоохранного образования. - М.: Педагогика. 1981. - 184 с.

.   Захлебный А. Н, Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика. 1983.160 с.

.   Зверев И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе // Биология в школе. - 1975. - №3. С.26.

.   Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. - М.: Знание. 1980. - 96 с.

.   Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики ∕∕ Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллинн. 1980. С.6.

.   Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии. / Под ред. Соколова А.Б. - Л.: ЛГПИ. 1975. - 91 с.

.   Калинова Г.С., Комиссаров Б.Д. Формирование экологических понятий в процессе обучения ботанике при условии межпредметных связей // Совершенствование организации учебно-познавательной деятельности школьников (при обучении естественнонаучным дисциплинам) / Под ред.В.Н. Федоровой. - М.: НИИ СИМО. 1981. с.35-42.

.   Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. - М.: Мысль. 1980. - 207 с.

.   Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М.: Просвещение. 1984. - 238 с.

.   Кацура А.В. О структуре экологического знания / Философские проблемы глобальной экологии. - М.: Наука. 1983. - 352 с.

.   Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение. 1992. С.70-74.

.   Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР. 1961. - 93 с.

.   Кузнецова В.И. Уроки ботаники // Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1985. С 21.

.   Культиасов И.М. Экология растений. - М.: МГУ. 1982. - 381 с.

.   Лось В.А. Человек и природа (социально-философские аспекты экологических проблем). - М.: Политиздат. 1978. - 224 с.

.   Мамедов Н.М. Биологическая, глобальная и социальная экология // Диалектика в науках о природе и человеке. - М.: Наука. 1983. С.307-310.

.   Марков Ю.Г. Социальная экология. - Новосибирск: Наука. 1986. - 172 с.

.   Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. Учеб. Заведений: в 3 книгах. - 3 книга. М.: ВЛАДОС. 2000. С.578, 617.

.   Одум Е.П. Экология. - М.: Просвещение. 1968. - 167 с.

.   Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии/ Мягкова А.Н., Боровкина Е.Т., Калинова Г.С. и др. - М.: Просвещение. 1988.С. 191.

.   Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. - М.: Просвещение. 1990. - С.96.

.   Пастух Е.Я. Внеклассное чтение по биологии в семилетней школе. - М.: 1955. С.127.

.   Пасечник В.В. Биология.6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа. 2000.

.   Пономарева И.Н. Элементы экологии растений в курсе ботаники 5 класса // Природоведение и биология. - Л.: ЛГПИ им.А.И. Герцена. 1972. - С. 201-213.

.   Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. - М.: Просвещение. 1978. - 205 с.

.   Проблемы методики обучения биологии в средней школе. /Под ред. Зверева И.Д. - М.: Педагогика. 1978.320 с.

.   Программа средней общеобразовательной школы по биологии. М.: Дрофа. 2001.

.   Райков Б.Е. Общая методика естествознания. - Л.: Учпедгиздат. 1947. - 299 с.

.   Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. // Биология в школе. - 2001. - №5. - С.28.

.   Рыков Н.А. Локальные экскурсии в природу. // Биология в школе. - 1973. - №4. С.51-52.

.   Содержание обучения биологии в средней школе / ред. Е.П. Бруновт. - М.: Педагогика. 1971. - 224 с.

.   Суравегина И.Т. Система экологических знаний как основа формирования ответственного отношения к природе // Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде / Под ред. И.Д. Зверева. - М.: АПН СССР. 1981. - С.26-36.

.   Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. - М.: Педагогика. 1979. -.119 с.

.   Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. - Челябинск: ЧГПИ. 1978. - с.100.

.   Фарб П. Популярная экология.М. Мир. 1971. - 189 с.

.   Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика. 1984. - 136 с.

.   Экологическое образование и природа. / Отв. ред. А.Ф. Соловьев - М.: Знание. 1988. С.6.

.   Ээсмаа В.К. Экологические понятия на уроках ботаники // Биология в школе. - 1972. - №4. - с.41-46.

.   Яковлев Н.М., Сорох А.М. Методика и техника урока в школе: в помощь начинающему учителю. М.: Просвещение. 1985. - с. 208.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...