Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии 6 класса для формирования экологических знаний




 

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экологических знаний и гуманизация учебного процесса в целом.

Проанализировав программы по биологии для шестых классов с целью выявления условий обеспечения учащихся экологической грамотностью, мы установили, что:

. Программа "Естествознание" (авторы И.Т. Суравегина и др.) имеет следующее экологическое содержание - экосистемы; качество окружающей среды и ее охрана; природные факторы; антропогенные факторы среды. Кроме того, учащиеся получают первоначальные знания о мониторинге и тех мерах, которые человек должен предпринимать, чтобы сохранить природную среду.

Перечислим те идеи, которые обеспечивают экологизацию рассматриваемого курса:

ü Знакомство с природными системами и их иерархическими рядами;

ü Введение понятия "окружающая среда";

ü Показ включенности человека в природные сообщества как субъекта деятельности;

ü Обозначение в явном виде ценностных ориентаций;

ü Введение элементов биологической экологии, глобальной экологии, экологии человека и социальной экологии.

Своеобразие этой программы состоит в том, что на заключительных этапах каждого года обучения (в том числе и 6-го класса) проводится полевая практика, которая обеспечивает разнообразную общественно полезную деятельность учащихся по изучению и сбережению природы своей местности. Это имеет большое воспитательное значение. Реальный вклад учащихся в сохранение окружающей среды является наряду со знаниями и умениями одним из критериев эффективности экологического образования. Полевая практика включает три основных направления:

-   изучение и оценку состояния природы родного края.

-   Охрана природы.

    Пропаганда полученных знаний.

2. Программа "Живой организм" (автор Н.И. Сонин) построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения, в том числе и экологические: природное сообщество, экосистемы, цепи питания, жизненные формы организмов, единство организма и среды, обмен веществ и энергии, среда обитания, факторы среды, влияние факторов неживой природы на живые организмы.

. Программа "Естествознание" (авторы И.Ю. Алексашкина и Н.И. Орещенко) декларирует, что одним из ведущих направлений курса является идея взаимосвязи человека и природы, а среди задач курса есть задача выработки у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений "Человек - Природа" как основы экологического образования и воспитания учащихся, а так же задача формирования гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

. Курс "Биология - 6" - раздел: "Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" (автор И.Н. Пономарева) имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом. Со значением растений в природе; ролью человека в природе.

. Одной из задач, поставленных в учебнике "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) является задача "обеспечить экологическое образование и воспитание, формировать ответственное отношение к природе" (56). В связи с этим при изучении биологии в шестом классе вводятся экологические понятия о взаимосвязях растений с окружающей средой. Считаем, что для развития этого сложного понятия необходимо знакомить учащихся со средой обитания растений, условиями их жизни, экологическими факторами среды и их воздействиями на растения.

При анализе отражения экологического содержания в программах мы исходили из принятой в методической литературе системы, включающей понятие о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии, экологии популяций, социальной экологии (54). В современной программе содержится материал для развития всех рядов понятий. Что совпадает с предшествующей программой в разделе "Бактерии. Грибы. Растения". Однако изменилось содержание раздела "Бактерии. Грибы. Растения": материал о бактериях и грибах вынесли в отдельный раздел. Так как по своему строению и жизнедеятельности эти организмы в значительной степени отличаются от растений, их выделили в самостоятельные царства. Например: изучение листа и стебля как органов побега проводится в теме "Побег". Темы "Цветок" и "Плод", согласно современной программе, изучаются после темы "Строение семени". Тема, обобщающая экологические понятия, изучается как заключительная в курсе биологии шестого класса. При изучении корня программа рекомендует раскрыть понятие об охране почв. В связи с рассмотрением роли растений в природе в теме "Побег" программа рекомендует раскрыть необходимость защиты воздуха от загрязнений и озеленение населенных пунктов и помещений. Понятия социально-экологического ряда: "охрана растений", "охрана лесов", "защита среды обитания растений", "деятельность человека" и другие представлены в каждом разделе, за исключением главы "Клеточное растение организмов".

Понятие "охрана растений" имеет сложный состав содержания и структуру. Его глубокое усвоение невозможно без материала, определяющего знания о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии. В программе имеются условия для формирования знаний о среде, факторах среды, аутэкологии в связи с изучением строения, свойств, физиологических процессов в растении. Элементы биогеоценологических понятий присутствуют, в основном, в главе "Природные сообщества".

Анализ содержания современной программы по биологии 6 класса, отраженный в таблице 2, свидетельствует, что в ней имеется достаточно материала, на базе которого возможно развитие системы экологических понятий.

 

Таблица 1.

Основные экологические понятия раздела ""Бактерии. Грибы. Растения" по таблице И.Н. Пономаревой

I ряд: понятия о среде и факторах среды II ряд: понятия экологии организмов (аутэкологические) IV ряд: понятие биогеоценологии (биогеоценологические) V ряд: понятия социальной экологии (социально-экологические
1. Окружающая среда. 2. Среда жизни (водная, суша, почва, организм). 3. Условия жизни. 4. Экологичес- кие факторы (абиотические, антропогенные) 1. Проявление свойств организмов в зависимости от условий 2. Черты приспособ- ленности. 3. Организм и среда. 4. Экологические группы: светолюбивые, тенелюбивые, холодостойкие, насекомоопыляемые, ветроопыляемые). 1. Растительные сообщества. 2. Характеристика растительного сообщества - видовой состав, ярусное строение, биотические связи. 3. Круговорот веществ в природе. 4. Смена растительного сообщества. 5. Многообразие растительных сообществ (лес, болото, сад, парк, поле). 1. Загрязнение природной среды (почвы, воздуха, воды, и др.). 2. Уменьшение фотосинтезирую-щих площадей (вырубка лесов, сокращение растительности). 3. Обеднение видового состава (уменьшение количества видов в биоценозах, "редкие растения", "сорные растения и др.). 4. Защита природной среды от загрязнений (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий). 5. Охрана природы (видового разнообразия, расширенное воспроизводство растений, охрана среды обитания. Рациональное использование растительных ресурсов, охраняемых территории). 6. Оптимизация природной среды (создание культурных биогеоценозов, условий жизни, зон отдыха, озеленение). 7. Поведение человека в природе, 8. Деятельность человека по отношению к природе.

 

Учебные задачи, определенные программой реализуются в школе обычно с опорой на школьный учебник. Поэтому для установления фактического содержания экологического образования, проводился анализ школьных учебников по биологии "Бактерии. Грибы. Растения" (53).

Представляется рациональным характеризовать содержание учебника по степени раскрытия понятий. При этом отмечаем, что в тексте учебника встречается упоминание экологического материала, объяснение экологического явления, введение соответствующего термина и формулировка, определяющее понятие.

На конкретных примерах в учебнике встречается объяснение экологических явлений и понятий. Это относится к таким понятиям как "светолюбивые", "теневыносливые" и "факторы неживой и живой природы". Наблюдается раскрытие программного материала с дальнейшей экологической трактовкой. Показано влияние условий окружающей среды на проявление свойств растительного организма. Функции листа описаны с показом зависимости физиологических процессов от интенсивности действия факторов среды (§25). При раскрытии вопроса о распространении плодов и семян объясняется, что ветер, вода, животные, человек - являются необходимыми приспособлениями для распространения семян (§31). При изучении листопада не показывается его значение для почв, для организмов, населяющих биогеоценоз (§36).

В учебнике отведена отдельная тема об экологических группах растений по отношению к свету, к температуре, к влаге (§54).

При анализе темы "Природные сообщества" мы обнаружили, что в ней на доступных примерах раскрывается содержание понятий "растительное сообщество", "смена растительных сообществ", ярусность в растительном сообществе", взаимосвязь растений в сообществе, создаются условия для включения понятий "биогеоценоз", "фитогенное", "антропогенное" влияние на растения в сообществе (§56). В §59 "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений" содержание посвящено обобщению социально-экологических понятий, которые здесь принимают природоохранительный характер.

Большое значение для раскрытия содержания учебника и формирования знаний учащихся имеют иллюстрации. Мы проанализировали имеющиеся в учебнике иллюстрации и сделали вывод, что использовать их для формирования экологических знаний можно лишь частично. Из 208 рисунков, схем, фотографий, помещенных в учебнике при изучении раздела "Растения", лишь 19 направлены на развитие экологических понятий.

 

Таблица 2.

Анализ иллюстраций школьного учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) шестого класса

Разделы учебника Всего иллюстраций Специальные экологические иллюстрации
1 Растения 208 19
2 Бактерии и Грибы 17 0

 

В теме "Классификация растений" изучается многообразие растительного мира, особенности строения растений различных классов, семейств. Это находит отражение в содержании иллюстраций учебника.

Большое значение в процессе преподавания имеют вопросы и задания к текстам и иллюстрациям учебникам. Из 527 вопросов и заданий: 73 способствуют развитию экологических понятий; 42 вопроса с экологическим содержанием приходятся на заключительные разделы учебника; 30 вопросов включены в задания после параграфов, предшествующих изучению экологических понятий. Например, такие как "Какие факторы среды могут оказать влияние на растения? (§25), "Как влияют на испарение воды растениями условия внешней среды? (§36), "Почему семена разных растений высевают в разные сроки? (§38). Что и отражено в таблице 4.

 

Таблица 3.

Анализ вопросов и заданий школьного учебника "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) шестого класса

Разделы учебника Вопросы и задания Способствуют развитию экологических понятий
1 Растения 527 72
2 Бактерии и Грибы 39 7

 

Проведенный анализ содержания, иллюстраций, вопросов в параграфах, заданий учебника показывает, что школьники до изучения экологической темы в конце курса биологии 6 класса получают достаточную подготовку к ее усвоению. Несмотря на стремление школьной программы по биологии к экологизации содержания, школьный учебник имеет, в основном, содержание морфолого-анатомическое и систематическое, экологического материала мало.

Итак, анализ состояния изучения экологического материала в курсе биологии 6 класса показал, что раздел "Бактерии. Грибы. Растения" имеет большие возможности для осуществления целенаправленного, систематического формирования и развития экологических понятий.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...